ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Сущность понятий. Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Форма организации учебного процесса представляют собой способ и характер взаимодействия учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Форма характеризуется числом участников обучения, местом, времени и порядком осуществления. Обычно выделяются три группы форм обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.
- индивидуальная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
- групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет;
- коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.
На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения.
Классно-урочная система обучения
Основной формой обучения сегодня в мире является классно-урочная форма обучения, когда основной формой организации учебной работы выступает урок. Урок - основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин), планом работы и составом участников.
Особенности классно-урочной системы:
-постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
|
-каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
-учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
-постоянное чередование уроков;
-руководящая роль учителя.
Классно-урочная система – организационная форма учебной работы, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – классом по твердому расписанию,
Дидактические требования к уроку:
· четкое определение образовательных целей и задач;
· учет принципов обучения;
· опора на достигнутый уровень;
· сочетание видов, методов и форм обучения;
· сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
· установление межпредметных связей;
· тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
· постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
· формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
· внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
· формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
· занятия на «опережающем» уровне;
· проектирование «зоны ближайшего развития»;
· прогнозирование «скачков» в развитии;
· оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
Современная дидактика анализирует урок более глубоко. Выделению типов уроков посвящено много научных работ. И тем не менее на сегодняшний день эта проблема не имеет однозначного решения. Разработаны несколько подходов к классификации уроков. Каждая классификация строится на каком-то одном определяющем признаке: дидактической цели; основных этапах учебного процесса; методах обучения и др.
|
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении материала и формировании умений и навыков.
Под типом урока понимается такая организация процесса обучения, для которой характерны общие учебные задачи и примерно одинаковая структура.
Классификация типов урока (по главной дидактической цели):
· урок изучения новых знаний;
· урок закрепления и совершенствования знаний;
· урок обобщения и систематизации знаний;
· урок по формированию умений и навыков;
· урок повторения и систематизация знаний, умений и навыков;
· урок контроля и проверки знаний, умений и навыков;
· комбинированный урок.
Структура урока: соотношение и взаимодействие частей урока, которые отличаются своими задачами и характером самостоятельной деятельности учащихся и учителя. Различают внешнюю и внутреннюю структуру урока. Внешняя – это организующая совместная деятельность учащихся. Внутренняя сторона акцентируется активностью учащихся и творчеством учителя.
По структуре выделяют следующие элементы урока:
|
-организационный момент;
-постановка цели;
-установление связи с пройденным материалом;
-объяснение нового учебного материала;
-закрепление нового учебного материала;
-проверка достигнутых результатов;
- подведение итогов;
-задание на дом.
Составляется план-конспект урока:
-дата проведения и номер по тематическому плану;
-название темы и класса, где он проводится;
-цели и задачи образования, воспитания и развития;
-тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап;
-содержание учебного материала. Уровень его раскрытия;
-реализация принципов обучения на уроке.
-методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность;
-способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество;
-учебное оборудование;
-задание на дом;
-результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие: ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, высокая трудность обучения для слабого, торможение развития более сильного учащегося, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. осуществляя руководство учебно-познавательной деятельностью.
Преимущества классно-урочной системы: экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, возможности для воспитания и развития всех учащихся. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы, навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы. Поэтому не прекращаются попытки усовершенствовать урок.
Требования к современному уроку:
-четкость и определенность дидактических задач;
-оптимальный выбор методов обучения;
-единство обучения, воспитания и развития;
-соответствие содержания урока требованиям учебной программы;
-учет современных психолого-педагогических и методических подходов к обучению.