Классно-урочная система обучения




ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Сущность понятий. Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Форма организации учебного процесса представляют собой способ и характер взаимодействия учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Форма характеризуется числом участников обучения, местом, времени и порядком осуществления. Обычно выделяются три группы форм обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.

- индивидуальная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

- групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет;

- коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения.

Классно-урочная система обучения

Основной формой обучения сегодня в мире является классно-урочная форма обучения, когда основной формой организации учебной работы выступает урок. Урок - основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин), планом работы и составом участников.

Особенности классно-урочной системы:

-постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

-каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

-учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

-постоянное чередование уроков;

-руководящая роль учителя.

Классно-урочная система – организационная форма учебной работы, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – классом по твердому расписанию,

Дидактические требования к уроку:

· четкое определение образовательных целей и задач;

· учет принципов обучения;

· опора на достигнутый уровень;

· сочетание видов, методов и форм обучения;

· сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

· установление межпредметных связей;

· тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

· постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

· формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;

· внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

· формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

· занятия на «опережающем» уровне;

· проектирование «зоны ближайшего развития»;

· прогнозирование «скачков» в развитии;

· оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Современная дидактика анализирует урок более глубоко. Выделению типов уроков посвящено много научных работ. И тем не менее на сегодняшний день эта проблема не имеет однозначного решения. Разработаны несколько подходов к классификации уроков. Каждая классификация строится на каком-то одном определяющем признаке: дидактической цели; основных этапах учебного процесса; методах обучения и др.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении материала и формировании умений и навыков.

Под типом урока понимается такая организация процесса обучения, для которой характерны общие учебные задачи и примерно одинаковая структура.

Классификация типов урока (по главной дидактической цели):

· урок изучения новых знаний;

· урок закрепления и совершенствования знаний;

· урок обобщения и систематизации знаний;

· урок по формированию умений и навыков;

· урок повторения и систематизация знаний, умений и навыков;

· урок контроля и проверки знаний, умений и навыков;

· комбинированный урок.

Структура урока: соотношение и взаимодействие частей урока, которые отличаются своими задачами и характером самостоятельной деятельности учащихся и учителя. Различают внешнюю и внутреннюю структуру урока. Внешняя – это организующая совместная деятельность учащихся. Внутренняя сторона акцентируется активностью учащихся и творчеством учителя.

По структуре выделяют следующие элементы урока:

-организационный момент;

-постановка цели;

-установление связи с пройденным материалом;

-объяснение нового учебного материала;

-закрепление нового учебного материала;

-проверка достигнутых результатов;

- подведение итогов;

-задание на дом.

Составляется план-конспект урока:

-дата проведения и номер по тематическому плану;

-название темы и класса, где он проводится;

-цели и задачи образования, воспитания и развития;

-тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап;

-содержание учебного материала. Уровень его раскрытия;

-реализация принципов обучения на уроке.

-методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность;

-способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество;

-учебное оборудование;

-задание на дом;

-результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие: ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, высокая трудность обучения для слабого, торможение развития более сильного учащегося, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. осуществляя руководство учебно-познавательной деятельностью.

Преимущества классно-урочной системы: экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, возможности для воспитания и развития всех учащихся. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы, навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы. Поэтому не прекращаются попытки усовершенствовать урок.

Требования к современному уроку:

-четкость и определенность дидактических задач;

-оптимальный выбор методов обучения;

-единство обучения, воспитания и развития;

-соответствие содержания урока требованиям учебной программы;

-учет современных психолого-педагогических и методических подходов к обучению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: