Рынок - это способ организации экономических связей между производителями и потребителями.
Предпосылки возникновения рыночной экономики.
Первая предпосылка - введение общественного разделения труда и специализация отраслей и видов экономической деятельности.
Вторая предпосылка - экономическое обособление производителей. Выражается в появлении частной собственности.
Третья предпосылка - возникновение товарного обмена. Деньги - товар особого рода, который является всеобщим эквивалентом.
В современной экономике деньгами является все, что выполняет функции денег. Функции денег:
3. Мера стоимости - в деньгах выражается стоимость товара;
4. Деньги как средство обращения;
5. Деньги как средство платежа - деньгами покрываются долговые обязательства;
6. Деньги как средство накопления;
7. Мировые деньги - деньги в качестве международных расчетных единиц;
Механизм "невидимой руки рынка" позволяет найти компромисс между частными и общественными интересами. Людьми движет частный интерес. Цель человека - заработать как можно больше денег.
Модель кругооборота товаров и денежных потоков.
Существует три субъекта рыночной экономики: домохозяйство (является собственниками и поставщиками факторов производства на рынок, потребителями товаров и услуг), фирмы (предприятия, функционирующие с целью получения прибыли), государство (представлено различными правительственными организациями, которые не имеют целью получение прибыли, а занимаются государственным регулированием экономики).
Функции рынка:
1. Информационная - через цены рынок дает объективную информацию о наличии товаров, о запросах потребителей, позволяя всем субъектам рынка оптимизировать свое экономическое поведение;
|
2. Посредническая - рынок сводит вместе продавца и покупателя;
3. Ценообразующая - на рынке формируются равновесные цены, одинаковые на подобне товары, хотя первоначально товары поступают на рынок с разными ценами, заложенными в процессе производства. Рынок формирует единую цену, устраивающую и продавцов и покупателей, цены гибкие, чутко реагируют на изменения в спросе и предложения;
4. Регулирующая - рынок воздействует на все сферы экономики. Межотраслевая конкуренция формирует рациональную структуру экономики благодаря переливу капитала в наиболее прибыльные отрасли;
5. Санирующая - рынок очищает экономику от экономически слабых, неэффективных субъектов и поощряет наиболее эффективных. Происходит это благодаря конкуренции.
Недостатки рынка:
1. Макроэкономические диспропорции - нарушение соотношения между отраслями и сферами экономики;
2. Финансирование фундаментальной науки;
3. Стратегические инвестиции - крупные проекты, предполагающие первоначальное капиталовложение и длительный срок окупаемости. Энергетика, общественный транспорт и прочее.
4. Производство общественных благ - благо, пользование которым возможно только коллективно. Национальная оборона, правопорядок, экология, благоустройство общественных мест и т.д.;
5. Поддержка не рыночных секторов - социальная инфраструктура, образование, здравоохранение, культура;
6. Рынок порождает серьезные социальные проблемы - безработицу, инфляцию, неравенство доходов.
|
Микроэкономика. Взаимодействие спроса и предложения.
Спрос и его изменение.
Спрос - потребность в товаре, подкрепленная наличием денежных средств у покупателя. Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Кривая спроса. Существуют не ценовые факторы спроса, которые вызывают сдвиг кривой спроса: стоимость экономических ресурсов; совершенствование технологий; налоги и субсидии; количество производителей на рынке (зависит от уровня конкуренции).
Предложение и его изменение
Предложение - совокупность товаров, произведенных и предлагаемых в продаже. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения.
Эластичность спроса - это реакция спроса на изменение цены. Эластичность влияет на наклон кривой спроса.
Факторы эластичности спроса:
1. Наличие товаров-заменителей (чем их больше, тем выше эластичность);
2. Фактор времени (в краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, так как потребителю нужно время, чтобы приспособиться к изменению цены);
3. Удельный вес цены товара в бюджете потребителя (чем больше удельный вес, тем выше эластичность спроса).