ПУТЕШЕСТВИЕ ФАРАОНА В ЗАГРОБНЫЙ МИР 6 глава




По свидетельству Текстов пирамид, в своем путешествии к вечной жизни в загробном мире фараон уподоблялся богам. Ра, Сет, Осирис, Гор и другие боги — все попадали на небо тем же путем. Однако древние египтяне верили, что в этой же Небесной Ладье великие боги впервые спустились на Землю. В городе Ан (Гелиополе), древнейшем культовом центре Египта, бог Птах построил специальное сооружение — если можно так выразиться, своеобразный Смитсоновский институт, — где любой житель Египта мог увидеть настоящую космическую капсулу и поклониться ей.

Священный объект — бенбен — был установлен в Хет-бенбен, или Доме Бенбена. Иероглиф, использовавшийся для написания названия храма, указывает на то, что он был похож на огромные фермы стартовой площадки с установленной в них ракетой (рис. 28).

 

 

Древние египтяне верили, что бенбен — это некий объект, прилетевший на Землю с Небесного Диска. Это были Небесные палаты, в которых на землю спустился великий бог Ра; само слово «бен» (буквально, «то, что вытекает») передавало двойной смысл — «сиять» и «взмывать в небо».

Надпись на стеле фараона Пи-Анхи (в интерпретации Бругша, «Dictionnaire de geographique de l'Ancienne Egypte») рассказывает следующее:

Фараон Пи-Анхи взошел на ступени у большого окна, чтобы лицезреть бога Ра внутри бенбена. Фараон сам отодвинул засов и открыл две створки ворот. Затем он увидел своего отца Ра в величественном святилище Хет-бенбена. Он увидел Маад, барку Ра; он увидел Сектет, барку Атона.

Из древних текстов нам известно, что это святилище охраняли и обслуживали две группы богов. Во-первых, это «Те, кто снаружи Хет-бенбена», — несмотря на название, они имели доступ в святилище, поскольку в их обязанность входило принимать дары паломников и относить их внутрь храма. Вторая группа богов состояла в основном из стражников, которые охраняли не только сам бенбен, но и «все тайные вещи Ра в Хет-бенбене». Точно так же, как современные туристы приходят в Смитсоновский институт, чтобы посмотреть на побывавшие в космосе аппараты и даже потрогать их, египтяне совершали паломничество в Гелиополь, чтобы поклониться бенбену — возможно, с не меньшим религиозным рвением, чем мусульмане, ежегодно приезжающие в Мекку, чтобы помолиться у Каабы (черного камня, который считается копией Небесной палаты Бога).

Внутри самой святыни находился фонтан или источник, воды которого были известны своими целебными свойствами — особенно в плане мужской силы и способности к деторождению. Само слово «бен» и обозначавший его

иероглиф со временем действительно приобрели дополнительные оттенки значения, связанные с мужской силой и плодовитостью. Кроме того, этой святыне приписывали способность к омоложению людей, что послужило основой для легенды о птице бенну, которую греки, посещавшие Египет, называли Фениксом. Согласно этой легенде птица Феникс — это орел с красным и золотым оперением; раз в 500 лет, когда приближается время его смерти, он прилетает в Гелиополь и чудесным образом возрождается из собственного пепла (или из пепла отца).

Гелиополь и его целебные воды были известны вплоть до эпохи христианства. Местные предания утверждают, что когда Мария и Иосиф с младенцем Иисусом бежали в Египет, они останавливались у этого священного источника.

Египетские историки рассказывают, что святыня в Гелиополе несколько раз разрушалась иноземными захватчиками. До настоящих дней от нее не сохранилось даже руин. Сам бенбен тоже исчез. Однако на египетских памятниках он изображался в виде конусообразной кабины, внутри которой располагался бог. Археологи даже нашли каменную масштабную модель бенбена, на которой ясно виден открытый люк и приглашающий жест бога (рис. 29). Истинная форма Небесной палаты, по всей видимости, точно передана на известном рисунке из гробницы вельможи (рис. 27). Современные командные модули — капсулы с астронавтами, расположенные в верхней части ракеты при старте и возвращающиеся на землю (рис. 30), — очень похожи на бенбен, что, вне всякого сомнения, является результатом сходства в их назначении и функциях.

 

Может быть, в отсутствие самого бенбена от святыни в Гелиополе сохранились какие-то другие материальные артефакты, а не только рисунки и масштабные модели? Выше мы уже отмечали, что, по свидетельству египетских текстов, в храме были выставлены (или находились на хранении) и другие таинственные предметы, принадлежавшие Ра. В Книге Мертвых, в разделе, относящемся к храму в Гелиополе, были изображены девять предметов, имеющих отношение к иероглифу «шем». Вполне возможно, что в святилище действительно хранились еще девять объектов, как-то связанных с полетами в космос или являющихся частями космического корабля.

Археологи также нашли предмет, который вполне может быть копией одного их этих объектов поклонения. Странный предмет округлой формы со сложными обводами и вырезами (рис. 31а) не дает покоя ученым с момента его открытия в 1936 году. Очень важное обстоятельство — этот предмет был найден вместе с другими «необычными медными изделиями» в гробнице наследного царевича Сабу, сына фараона Первой Династии Аджиба. Таким образом, этот странный предмет попал в гробницу приблизительно в ЗЮО году до нашей эры. Не исключено, что он может быть еще старше.

 

 

 

Рассказывая об археологических находках на севере Саккары (строго на юг от пирамид в Гизе), Уолтер Б. Эмери («Great Tombs of the First Dynasty») описывает этот предмет как «похожий на чашу сосуд из кристаллического сланца» и отмечает, что «до сих пор не предложено ни одного правдоподобного объяснения его удивительной формы». Данный предмет был вырезан из цельного куска кристаллического сланца — очень хрупкой породы, легко расслаивающейся на тонкие пластинки неправильной формы. При любой попытке использования сланца в утилитарных целях он тут же расколется на части. Таким образом, эта горная порода была выбрана из-за того, что позволяла без труда вырезать необычные формы — то есть когда требовалось запечатлеть внешний вид объекта, а не использовать его. Это обстоятельство привело других ученых — таких, как Сирил Олдред («Egypt to the End of the Old Kingdom»), — к выводу, что каменный объект, «возможно, является копией с металлического оригинала».

Но какой металл мог быть использован в четвертом тысячелетии до нашей эры для его изготовления? Какими совершенными технологиями выплавки и обработки металлов должны были обладать мастера, чтобы выполнить столь тонкую и сложную работу? И главное — для чего?

Технический чертеж уникального объекта (рис. 31б) не помогает пролить свет на его происхождение или назначение. Совершенно очевидно, что круглый предмет диаметром около двадцати четырех дюймов и максимальной толщиной менее четырех дюймов надевался на ось и должен был вращаться на ней. Три отверстия необычной формы могут свидетельствовать о том, что во время работы он вращался в какой-то жидкости.

После 1936 года больше не делалось попыток разгадать тайну этого артефакта. Тем не менее возможное назначение этого предмета открылось нам в 1976 году, после прочтения статьи в научном журнале о революционной конструкции маховика, который был разработан в Калифорнии специалистами, участвовавшими в осуществлении космической программы СЩА. Маховик, насаженный на ось или вал механизма, использовался в промышленности менее двух столетий и служил для стабилизации скорости вращения, а также для накопления энергии в целях последующего однократного высвобождения — как в штамповочных прессах (а в последние годы и в авиации).

Маховики, как правило, изготавливались с тяжелым ободом, поскольку энергия лучше накапливается во внешней части колеса. Однако в 70-х годах инженеры корпорации «Lockheed» придумали альтернативную конструкцию — с легким ободом, которая, по их мнению, лучше подходила для экономии энергии в тяжелых грузовых локомотивах и для аккумулирования энергии в троллейбусах. Исследования продолжили специалисты «Airesearch Manufacturing Company»; разработанная ими — но так и не внедренная в производство — модель представляла собой маховик, заключенный в герметичном корпусе, заполненном маслом. Сам факт, что их необычный маховик (рис. 32) был очень похож на 5000-летний предмет из египетской гробницы, не менее удивителен, чем то, что совершенный предмет из 3100 года до нашей эры выглядит точно так же, как разработка инженеров аэрокосмической отрасли в 1978 году нашей эры.

 

 

Где же искать металлический оригинал этого древнего маховика? Куда исчезли другие предметы, предположительно хранившиеся в святыне Гелиополя? Где, в конце концов, сам бенбен? Подобно многим другим артефактам, существование которых документально подтверждается древними источниками, они бесследно исчезли. Возможно, они погибли в результате природных катастроф или войн, а возможно, они все еще лежат в давно забытых тайниках. Может быть, они вернулись на небо или продолжают оставаться среди нас и неузнанные хранятся в запасниках музеев. Или — как предполагает легенда о птице Феникс, связывающая Гелиополь с Аравийским полуостровом — они спрятаны в замурованной полости внутри Каабы в Мекке?

Тем не менее у нас есть все основания предполагать, что уничтожение, исчезновение или изъятие всех священных предметов из храма в Гелиополе имели место в так называемом Первом переходном периоде в истории Египта. В это время единство страны было нарушено, и воцарилась полная анархия. Нам известно, что в эти смутные годы были разрушены святыни Гелиополя; возможно, именно тогда Ра покинул свой храм и превратился в Амона — «тайного бога».

Когда в эпоху правления Одиннадцатой Династии в Египте был восстановлен порядок, новой столицей государства стали Фивы, а верховным божеством — Амон. Фараон Ментухотеп (Неб-Непет-Ра) построил неподалеку от Фив огромный храм Ра, верхняя часть которого представляла собой «пирамиду» и была предназначена для увековечения Небесных палат Ра (рис. 33).

После 2000 года до нашей эры на египетском троне воцарилась Двенадцатая Династия. Единство страны было восстановлено, и вновь открылся доступ в Гелиополь. Первый фараон этой династии Аменемхет І сразу же приступил к восстановлению храмов и святынь Гелиополя. Однако нам неизвестно, смог ли он найти оригинальные артефакты, хранившиеся там, или пришлось установить их каменные копии. Его сын Сенурсет (Кефер-Ка-Ра) — греческие историки называли его Сесострис или Sesonchusis — приказал воздвигнуть перед храмом две огромные гранитные колонны (более шестидесяти шести футов высотой). Их вершины представляли собой масштабные копии Небесной палаты Ра — пирамиды, облицованной золотом или белой медью (сплав меди, цинка и никеля). Один из этих гранитных обелисков до сих пор стоит на том самом месте, где его воздвигли около 4000 лет назад; другой был разрушен в двенадцатом веке нашей эры.

Греки называли эти колонны «обелисками», то есть «заостренными». Египетское название колонн — Лучи Богов. Большинство таких колонн были установлены — всегда парами у ворот, ведущих в храм (рис. 34), — при Восемнадцатой и Девятнадцатой Династиях (некоторые из них в настоящее время перевезены в Нью-Йорк, Лондон, Париж и Рим). Фараоны утверждали, что они устанавливают колонны, чтобы «получить (от богов) дар вечной жизни». Дело в том, что обелиски представляли собой каменные копии того, что собственными глазами видели (и к чему целенаправленно стремились) первые фараоны в Дуате в недрах священной Горы, — космические ракеты богов (рис. 35).

Современные надгробия, на которых увековечено имя усопшего, являются уменьшенными копиями древних обелисков — эта традиция уходит корнями в ту эпоху, когда боги и их космические корабли были не мифом, а абсолютной реальностью.

Египтяне называли этих небесных существ НТР — это слово на всех языках древних народов Ближнего Востока означало «Тот, кто наблюдает». Для записи слова «нетер» использовался иероглиф подобно всем иероглифическим значкам, он, по всей видимости, представлял собой схематичное изображение реального объекта. Ученые выдвигали различные предположения относительно того, что же это мог быть за объект — от секиры на длинной ручке до флага. Наибольшее распространение получила версия Маргарет А. Мюррей («The Splendor That Was Egypt»). Продемонстрировав, что керамика более раннего, додинасти-ческого периода часто украшалась рисунками лодок с шестами, на которых развевались два вымпела (рис. 36), она сделала вывод, что «шест с двумя вымпелами превратился в иероглифический знак для обозначения бога».

 

У этих древних рисунков есть одна интересная особенность: на них изображены лодки, приплывшие из далеких стран. Если на таких рисунках присутствовали люди, то это были гребцы, которыми командовал человек высокого роста, легко узнаваемый по шлему с двумя рогами (рис. 36) — знаку его принадлежности к «нетер».

 

 

Таким образом, египетские пиктограммы с самого начала подтверждали, что боги пришли в Египет извне. Об этом же свидетельствуют мифы о происхождении Египта: бог Птах пришел на эти земли с юга, обнаружил, что они затоплены водой, и организовал грандиозные работы по осушению земель, сделав их пригодными для обитания. Одно из мест на карте Древнего Египта даже носило название Та-Нетер — «Место/земля богов». Это место представляло собой узкую полоску земли на южной оконечности Красного моря (современное название Баб-эль-Ман-деб), к которой причаливали корабли с вымпелом НТР и рогатыми богами.

Египтяне называли Красное море морем УР. Выражение «Та-Ур» обозначало «чужие земли на востоке». Анри Гутье, составивший словарь «Dictionnaire des Noms Geo-graphiques», в который вошли все географические названия, встречающиеся в египетских надписях и текстах, указывал, что иероглиф для обозначения Та-Ур представлял собой «символ, указывающий на связь с навигацией... этот символ означал: «следует плыть на лодке, держась левой стороны». Взглянув на карту древних земель, мы увидим, что, повернув от Египта налево и миновав Баб-эль-Мандебский пролив, мореплаватель проходит вдоль берегов Аравийского полуострова и попадает в Персидский залив.

Существуют и другие ключи. Та-Ур в буквальном переводе означает «земля Ур», а название Ур нам хорошо известно. Это родина еврейского патриарха Авраама. Он был потомком Сима, старшего сына Ноя (героя мифа о Всемирном потопе), а его отец Фарра жил в халдейском городе под названием Ур. «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую».

Когда в начале девятнадцатого века археологи и лингвисты стали изучать историю и письменные документы Древнего Египта, упоминание о городе Ур встречалось только в Ветхом Завете. Однако Халдея была широко известна — этим именем греки называли Вавилон, древнее месопотамское царство.

Греческий историк Геродот, посетивший Вавилон и Египет в пятом веке до нашей эры, обнаружил много общего в обычаях египтян и халдеев. Описывая святилище бога Бела в городе Вавилоне (Геродот называл его Юпитером) и огромную ступенчатую башню, он писал о том, что самой высокой башней в городе считается просторный храм, внутри которого находится богато украшенное ложе необычных размеров, а рядом с ним золотой стол. Здесь нет ни одной статуи, а на ночь в храме остается лишь одна местная жительница — как утверждают халдеи, жрецы этого храма, она избрана самим богом. Они также говорят, что бог лично приходит в храм и спит на ложе. Эта история напоминает египетскую легенду из города Фивы, где в храме Юпитера (Амона) тоже ночует одна из женщин.

Чем больше ученые девятнадцатого века узнавали о Египте, сравнивая формирующуюся историческую картину с трудами греческих и римских историков, тем очевиднее становились два факта. Во-первых, великая египетская цивилизация была не одиноким цветком, распустившимся посреди культурной пустыни, а являлась составной частью общей культуры древних времен. Во-вторых, библейские истории о дальних странах и царствах, об укрепленных городах и торговых путях, о войнах и мирных соглашениях, о миграции и переселении народов — все они оказались не только правдивыми, но и точными.

Хетты, о которых на протяжении многих сотен лет было известно только по упоминаниям в Библии, в египетских текстах предстают могущественными врагами фараонов. Об абсолютно неизвестной странице истории — решающем сражении между египетской армией и ордами пришедших из Малой Азии хеттов, которое произошло у города Кадеш на севере Ханаана, — мы узнали не только из древних текстов, но и из рисунков, сохранившихся на стенах храмов. В этой странице был и личный аспект — в конечном итоге фараон взял в жены дочь царя хеттов, чтобы скрепить этим браком мирный договор.

По мере расширения археологических работ в Египте, а также распространения их на другие библейские земли филистимляне, «люди моря», финикийцы, хурриты, амори-ты — народы и царства, знакомые европейцам лишь по Ветхому Завету, — стали превращаться из мифа в историческую реальность. Величайшим из всех открытий, по-видимому, стало подтверждение существования таких древних империй, как Ассирия и Вавилон. Но где искать их грандиозные храмы и другие остатки былого величия? Куда исчезли памятники их письменности?

Путешественники, исследовавшие междуречье — обширную равнину между реками Тигр и Евфрат, — сообщали лишь о многочисленных холмах, которые на древнееврейском и арабском языках носили одинаковое название «тель». В отсутствие камня даже самые грандиозные сооружения Месопотамии строились из глиняных кирпичей; войны, силы природы и время превратили их в груды земли. Вместо монументальных построек на этой территории время от времени обнаруживались мелкие артефакты, среди которых попадались глиняные таблички, испещренные клинообразными значками. Еще в 1686 году путешественник по имени Энгельберт Кампфер посетил Персеполь — древнюю столицу персидских царей, с которыми воевал Александр Македонский. С памятников древнего города он скопировал выполненные клинописью надписи, напоминавшие ту, что присутствует на царской печати Дария (рис. 37). Однако Кампфер считал, что это просто декоративный узор. После того как исследователи наконец поняли, что это не что иное, как надписи, никто не мог сказать, на каком языке они написаны, не говоря уже о том, чтобы расшифровать их.

С клинописью повторилась та же история, что и с египетскими иероглифами: ключом к ее расшифровке стала надпись на трех языках. Она была вырезана на скале в труднодоступной горной стране, которую в Персии называли Бехистан. В 1835 году майор британской армии Генри Роулисон скопировал надпись, сумел определить, на каких языках она была сделана, а затем и прочесть ее. Выяснилось, что надпись была вырезана на скале на трех языках: староперсидском, эламском и аккадском. Аккадский язык является прародителем всей семитской группы языков, и знание древнееврейского помогло ученым прочитать и понять записи ассирийцев и вавилонян.

Вдохновленный этими открытиями, родившийся в Париже англичанин по имени Генри Остин Лэйард в 1840 году прибыл в Мосул, город, в котором пересекались караванные пути северо-восточного Ирака (в то время страна входила в состав Оттоманской империи). Там он нанес визит Уильяму Ф. Эйнсуорту, книга которого «Researchers in Assyria, Babylonia and Chaldea» (1838) — вместе с предшествовавшими статьями и небольшими открытиями Клау-дио Дж Рича («Memoir on the Ruins of Babylon») — не только дала пищу воображению Лэйарда, но и позволила получить финансовую поддержку от Британского музея и Королевского географического общества. Хорошо знакомый и с Библией, и с произведениями греческих историков, Лэйард помнил о сообщении одного из военачальников Александра Великого, в котором говорилось о пирамидах и руинах древнего города — то есть города, который считался древним еще во времена Александра!

Друзья из местного населения показали Лэйарду многочисленные холмы, при этом утверждая, что они скрывают останки древних городов. Волнение исследователя еще больше усилилось, когда он добрался до места под названием Бирс-Нимруд. «Я впервые увидел огромный конический холм Нимруда, отчетливо выделявшийся на фоне чистого вечернего неба, — писал он в своей книге «Автобиография». — Это сильнейшее впечатление останется со мной на всю жизнь». Не об этом ли месте с погребенной пирамидой сообщал военачальник Александра? Кроме того, это место ассоциировалось с библейским Нимродом, который «был сильный зверолов пред Господом» и основал царства и столицы на территории Месопотамии (Книга Бытия, 10):

Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.

Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Рерсо-вофир, Калах.

И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий.

При содействии майора Роулисона, который к тому времени занял пост британского консула в Багдаде, Лэйард в 1845 году вернулся в Мосул, чтобы начать раскопки в дорогом его сердцу Нимруде. Однако, что бы он ни нашел — а он действительно сделал важные открытия, — честь стать первым современным археологом Месопотамии выпала не ему. За два года до экспедиции Лэйарда французский консул в Мосуле Поль-Эмиль Ботта (с которым Лэйард встречался и подружился) предпринял раскопки на одном из холмов в окрестностях Мосула, на противоположном берегу реки Тигр. Местные жители называли это место Хор-сабад, а в найденных при раскопках глиняных табличках с клинописью город именовался Дур-Шаррукином. Это была древняя столица библейского Саргона, царя Ассирии. Над огромным городом с дворцами и храмами возвышалась семиступенчатая пирамида, которая называлась зик-куратом (рис. 38).

Под впечатлением находок Ботты Лэйард ускорил начало раскопок на выбранном холме — он был убежден, что должен откопать Ниневию, упоминавшуюся в Библии столицу Ассирии. Вскоре выяснилось, что на этом месте располагалась ассирийская крепость Калху (библейский Калах), но обнаруженные при раскопках сокровища стоили затраченных усилий. Среди них был обелиск царя Салма-насара II, где в списке его данников присутствовал «Ииуй, сын Омры, царь Израиля» (рис. 39).

Находки в Ассирии подтверждали достоверность сведений, приведенных в Ветхом Завете.

Воодушевленный своим открытием, Лэйард в 1849 году приступил к раскопкам холма, расположенного прямо напротив Мосула, на восточном берегу реки Тигр. Это место, которые местные жители называли Куюнджик, оказалось Ниневией — столицей, основанной царем Сеннахиримом, войско которого было уничтожено ангелом Господним во время осады Иерусалима (IV Книга Царств, 18). Впоследствии Ниневия служила столицей царям Эсархаддону и Ашурбанипалу. Бесценные произведения искусства, найденные при раскопках Ниневии и перевезенные в Британский музей, до сих пор являются самой впечатляющей частью ассирийского раздела экспозиции.

 

По мере того как росли масштабы археологических раскопок — к «гонке» подключились группы исследователей из других стран, — постепенно находились все упомянутые в Библии ассирийские и вавилонские города. Музеи всего мира наполнялись древними сокровищами, но самой важной находкой были простые глиняные таблички — достаточно маленькие, чтобы умещаться в руке писца, — на которых ассирийцы, вавилоняне и другие народы запада Азии записывали торговые контракты, дворцовые обычаи, сведения о свадьбах или наследстве, законы, списки географических названий, математические формулы, медицинские рецепты, деяния правителей, то есть практически все аспекты жизни ьысокоразвитого цивилизованного общества. Эпические поэмы, мифы творения, пословицы, философские трактаты, любовные песни — все это составляющие огромного литературного наследия. Не были обойдены вниманием и дела небесные — таблички содержат списки звезд и созвездий, описание планет, астрономические таблицы, а также списки богов, их родственные связи, атрибуты, обязанности и функции Во главе пантеона стояли двенадцать великих богов, или богов Неба и Земли, с которыми ассоциировались двенадцать месяцев, двенадцать созвездий Зодиака и двенадцать небесных тел, составляющих нашу Солнечную систему.

Иногда в самих записях указывалось, что язык, на котором они написаны, происходит от аккадского. Это и другие свидетельства подтверждают библейский рассказ о том, что предшественником Ассирии и Вавилона (появившихся на исторической сцене приблизительно в 1900 году до нашей эры) было царство под названием Аккад. Оно было основано Шаррукином — «справедливый правитель», — которого мы называем Саргоном, примерно в 2400 году до нашей эры. При раскопках были найдены несколько записей времен его правления, в которых он хвастался, что по милости покровительствовавшего ему бога Энлиля подвластные ему земли раскинулись на пространстве от Персидского залива до Средиземного моря. Он называл себя «Царь Аккада, Царь Киша» и утверждал, что нанес поражение Уруку, разрушив его стены, а также одержал победу над жителями Ура.

Многие ученые отождествляют Саргона I с библейским Нимродом, поскольку строки Священного Писания как нельзя лучше подходят к нему и его столице городу Кишу (или библейскому Хушу-Кушу), который был основан раньше Аккада.

Хуш родил также Нимрода:

сей начал быть силен на земле.

Он...

Царство его вначале составляли:

Вавилон, Эрех, Аккад

и Халне, в земле Сеннаар.

Бывший в свое время столицей царства город Аккад археологи обнаружили к югу от Вавилона, а древний город Киш был найден к юго-востоку от Аккада. Чем дальше археологи продвигались по равнине между двух рек в юго-восточном направлении, тем старше становился возраст находок. В местечке под названием Варка был обнаружен город Урук, победой над которым похвалялся Саргон — библейский Эрех. С его открытием исследователи шагнули из третьего в четвертое тысячелетие до нашей эры. Здесь нашли первую расписную керамику, обожженную в печи, и самые древние свидетельства использования гончарного круга. К тому же периоду относятся вымощенные известняковыми плитами улицы города, которые на данный момент являются самыми старыми из известных нам каменных сооружений. В Уруке археологи обнаружили также первый зиккурат — огромную рукотворную гору, на вершине которой располагались два храма, красный и белый. Здесь же были найдены и первые памятники письменности (рис. 40), и первые цилиндрические печати (рис. 41), оставлявшие четкий рисунок на пластинках сырой глины.

 

 

 

 

 

Исследователи нашли и город Ур — родину Авраама. Он располагался гораздо южнее, там, где в древности открывался берег Персидского залива. Это был крупный торговый и религиозный центр, столица многочисленных царских династий. В таком случае, не могла ли южная, более древняя часть Месопотамии стать библейской «землей Сеннаар», в которой происходили события, описанные в мифе о Вавилонской башне?

Одна из величайших находок в Месопотамии — это библиотека царя Ашурбанипала в Ниневии, содержавшая более 25 тысяч глиняных табличек, распределенных по разделам. Ашурбанипал был высокообразованным человеком и собирал в своей библиотеке все, что попадало к нему в руки. Кроме того, он приказал своим писцам копировать и переводить тексты, достать которые было невозможно. Многие таблички снабжены пометками древних писцов о том, что это копии «старинных текстов». Группа из 23 табличек оканчивалась странной фразой: «23 таблица; язык шумера не изменился». В другом тексте содержится загадочное утверждение самого Ашурбанипала о том, что боги открыли ему секреты чтения и письма и что он даже может прочесть таблицы на шумерском языке и понять загадочные слова вырезанных на камне текстов, сохранившихся с «до-потопных» времен.

В 1853 году Генри Роулисон в своем докладе Королевскому Азиатскому обществу Великобритании высказал предположение о существовании древнего языка, предшествовавшего аккадскому, и указал, что ассирийские и вавилонские тексты — особенно научные и религиозные — содержат большое число слов, заимствованных из этого неизвестного языка. В 1869 году Жюль Опперт предложил Французскому обществу нумизматики и археологии признать существование языка, который был предшественником аккадского, а также говорившего на этом языке народа. Он показал, что жители Аккада называли своих предшественников шумерами, а также говорили о Земле Шумера (рис. 42).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: