Приложение № _1_
1. Научно-исследовательская работа оформляется в соответствии с существующими стандартами требований к структуре и оформлению научных работ.
2. Научно-исследовательская работа должна содержать:
· титульный лист (пример оформления см. в приложении № _3_);
· оглавление (пример оформления см. в приложении № _4_);
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованной литературы;
· приложения (при наличии).
3. Титульный лист должен содержать основные выходные данные работы:
· наименование образовательной организации;
· тему работы;
· сведения об авторах (Ф.И.О., класс);
· сведения о научном руководителе (Ф.И.О., должность);
· название населенного пункта;
· год написания работы.
4. Оглавление:
· располагается после титульного листа;
· включает в себя основные заголовки работы (введение, названия глав и
параграфов, заключение, список литературы, приложения) и соответствующие номера страниц.
5. Введение:
· располагается после оглавления;
· включает в себя:
o формулировку проблемы;
o отражение актуальности темы;
o определение целей и задач;
o объект, предмет и гипотезу (в случае разработки опытно-экспериментального проекта) исследования;
o методы исследования;
o краткий обзор используемой литературы и/или идей, на которых базируется исследование, отражающий степень изученности данного вопроса;
o характеристику личного вклада автора в решение избранной проблемы.
6. Цель исследования определяет сущность собственного научного вклада автора на основе степени изученности данной проблематики и желаемый результат исследования. При формулировке цели необходимо следовать установленным требованиям:
|
· цель формулируется на основе проблемы;
· цель исследования должна быть одна;
· цель исследования должна соответствовать формулировке названия работы, не должна быть шире;
· цель должна отражать предвидение результата исследования;
· цель исследования не может состоять только в сборе или изучении материала;
· формулируется с использованием процессуальных имен существительных (выявление; изучение; сопоставление; разработка и т.п.).
7. Задачи исследования - конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены автором на пути к цели, в совокупности должны отражать путь автора по достижению цели исследования (этапы выполнения работы). При этом:
· формулировка задачи не может совпадать с формулировкой цели или быть крупнее (масштабнее) цели;
· задачи формулируются с использованием глаголов в инфинитиве (выявить, проанализировать, изучить, обобщить, сопоставить и т.п.).
8. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблему, - область исследования (общее, целое), главное поле приложения сил исследователя, то, к чему применяется исследование.
9. Предмет исследования – конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования). Именно предмет определяет тему исследования.
Тема (название) научно-исследовательской работы должна отражать предмет и объект исследования.
10. Компонент новизны научно-исследовательской работы определяется введением в научный оборот новых фактов, формулирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление в исследовании своей аргументированной гипотезы.
|
11. Актуальность исследовательской работы – это обоснование темы, отвечающее на вопрос: «Почему необходимо изучать и решать данную проблему?» Тезисы, определяющие актуальность, формулируются таким образом, чтобы последовательность системы доказательств привела читателя к формулировке изучаемого вопроса. Обоснование актуальности темы позволяет кратко отразить, что было сделано в теории и практике учеными в аспекте заданного направления и что предстоит сделать в будущем. Она показывает важность, конкурентоспособность в решении некоторой задачи или вопроса и практическую (теоретическую) значимость проведенного исследования.
Для определения актуальности научного исследования необходимо проанализировать:
· обусловленность выбора темы состоянием науки и возникновением новых исследовательских сведений и методов;
· связь выбора темы с неполным объемом материала в ранее проведенных исследованиях;
· существование потребности провести данное исследование в связи с современными социокультурными, политическими, экономическими условиями.
12.Раздел «актуальность исследования (проекта)» считается качественно прописанным, если он:
· описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
· описывает обстоятельства, которые побудили к исследованию;
· обозначенная проблема отличается значимостью (для науки, социума);
· поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
|
· содержит формулировку проблемы с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
· не содержит голословных утверждений;
· четко определяет способ решения проблемы.
13. Гипотеза исследования – предположение, которое опровергается или подтверждается в ходе теоретических рассуждений или эксперимента. Гипотеза может быть общей, частной или описательной; формулируется на основе поставленной проблемы. При определении гипотезы исследования учитывается следующее:
· гипотеза является отправной точкой преимущественно опытно-
экспериментальной работы (проекта);
· гипотеза указывает путь поиска, но в отличие от простого
предположения должна быть обоснованной;
· в случае подтверждения гипотезы в ходе исследования она становится
установленным фактом, и это означает достижение цели работы; в случае опровержения – ложным утверждением, позволяющим увидеть проблему в ином ракурсе и продолжить исследование в ином направлении;
· ошибочным является попытка автора «подстроить» исследование под
гипотезу и отобрать лишь удовлетворяющие её факты.
14. Методы исследования – совокупность операций по производству нового знания. Методы исследования классифицируются в соответствии с уровнями познания – эмпирическим и теоретическим.
15. Эмпирические методы исследования используются для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:
- эксперимент;
- наблюдение;
- измерение;
- анкетирование и опрос;
- интервью и собеседование;
- описание и сравнение;
- тестирование и подсчет (статистика).
16. Теоретические методы исследования выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:
- абстрагирование;
- формализация;
- идеализация.
Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта используются такие теоретические методы, как:
- индукция и дедукция;
- гипотетика и аксиоматика;
- логика и систематика.
17. Комбинированные (экспериментально-теоретические) методы сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания. К ним относятся:
- моделирование;
- этнографический метод;
- исторический метод;
- анализ, синтез и обобщение.
Использование данных методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.
18. Исследователю необходимо:
· различать общенаучные методы исследования:
· анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
· исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
· изучение и обобщение сведений;
· сравнение и сопоставление (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
· абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
· синтез (объединение фактов в одно целое);
· индукция (рассуждение от частного к общему);
· дедукция (рассуждение от общего к частному);
· аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
· классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
· моделирование (получение информации о предмете через созданную модель)
и специфические методы, присущие каждой сфере науки;
· определиться с методикой исследования – совокупностью приемов
научного поиска;
· в целях придания работе большей объективности осуществить подсчет
количественных показателей, статистически обработать и обобщить их.
19. Основная часть исследовательской работы, направленная на подтверждение высказанной гипотезы или поиск нового объяснения какого-либо факта или явления, может содержать:
o аналитическую часть («теоретическая» проверка выдвинутой гипотезы с опорой на логику и анализ имеющихся знаний);
o экспериментальную (опытную) часть («эмпирический» способ проверки гипотезы, в основе которого лежит наблюдение и эксперимент), при этом соотношение частей исследования зависит от области научного знания, в котором осуществляется исследование, и от выбранных методов исследования.
· информацию, собранную и обработанную исследователем,
характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору и предлагаемых им методик исследования, обоснование выбранного варианта решения проблемы.
· Основная часть исследования состоит из глав, каждая из которых имеет
название, номер и начинается с новой страницы; глава может делиться на параграфы и подпараграфы;
· нумерация заголовков параграфов и подпараграфов производится в
соответствии со следующими требованиями:
I. Название главы 1 | ~ заголовок 1 уровня |
1.1. Название параграфа 1 главы 1-й | ~ заголовок 2 уровня |
1.1.1. Название подпараграфа 1 | ~ заголовок 3 уровня |
1.1.2. Название подпараграфа 2 | ~ заголовок 3 уровня |
и т.д. по всем подпараграфам | |
1.2. Название параграфа 2 главы 1-й | ~ заголовок 2 уровня |
1.3. Название параграфа 3 главы 1-й | ~ заголовок 2 уровня |
и т.д. по всем параграфам | |
II. Название главы 2 | ~ заголовок 1 уровня |
2.1. Название параграфа 1 главы 2-й | ~ заголовок 2 уровня |
2.2.1. Название подпараграфа 1 | ~ заголовок 3 уровня |
и т.д. по всем главам |
· количество глав автор определяет самостоятельно, исходя из задач
исследования.
20. В заключении:
· в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные
автором;
· при необходимости указываются направления дальнейших исследований
и предложений по практическому использованию исследования.
21. Список литературы отражает объем проделанной работы и свидетельствует об уровне научной информированности автора; содержит перечень публикаций, исследований и источников, использованных автором.
22. Приложения (при наличии):
· включают иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы,
фотографии, матрицы опросников и т.п.), связанный с основным содержанием;
· нумеруются и озаглавливаются в соответствии со ссылками на них в
основном тексте исследования.