Требования к содержанию и структуре исследовательских работ




Приложение № _1_

 

1. Научно-исследовательская работа оформляется в соответствии с существующими стандартами требований к структуре и оформлению научных работ.

2. Научно-исследовательская работа должна содержать:

· титульный лист (пример оформления см. в приложении № _3_);

· оглавление (пример оформления см. в приложении № _4_);

· введение;

· основную часть;

· заключение;

· список использованной литературы;

· приложения (при наличии).

3. Титульный лист должен содержать основные выходные данные работы:

· наименование образовательной организации;

· тему работы;

· сведения об авторах (Ф.И.О., класс);

· сведения о научном руководителе (Ф.И.О., должность);

· название населенного пункта;

· год написания работы.

4. Оглавление:

· располагается после титульного листа;

· включает в себя основные заголовки работы (введение, названия глав и

параграфов, заключение, список литературы, приложения) и соответствующие номера страниц.

5. Введение:

· располагается после оглавления;

· включает в себя:

o формулировку проблемы;

o отражение актуальности темы;

o определение целей и задач;

o объект, предмет и гипотезу (в случае разработки опытно-экспериментального проекта) исследования;

o методы исследования;

o краткий обзор используемой литературы и/или идей, на которых базируется исследование, отражающий степень изученности данного вопроса;

o характеристику личного вклада автора в решение избранной проблемы.

6. Цель исследования определяет сущность собственного научного вклада автора на основе степени изученности данной проблематики и желаемый результат исследования. При формулировке цели необходимо следовать установленным требованиям:

· цель формулируется на основе проблемы;

· цель исследования должна быть одна;

· цель исследования должна соответствовать формулировке названия работы, не должна быть шире;

· цель должна отражать предвидение результата исследования;

· цель исследования не может состоять только в сборе или изучении материала;

· формулируется с использованием процессуальных имен существительных (выявление; изучение; сопоставление; разработка и т.п.).

7. Задачи исследования - конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены автором на пути к цели, в совокупности должны отражать путь автора по достижению цели исследования (этапы выполнения работы). При этом:

· формулировка задачи не может совпадать с формулировкой цели или быть крупнее (масштабнее) цели;

· задачи формулируются с использованием глаголов в инфинитиве (выявить, проанализировать, изучить, обобщить, сопоставить и т.п.).

8. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблему, - область исследования (общее, целое), главное поле приложения сил исследователя, то, к чему применяется исследование.

9. Предмет исследования – конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования). Именно предмет определяет тему исследования.

Тема (название) научно-исследовательской работы должна отражать предмет и объект исследования.

10. Компонент новизны научно-исследовательской работы определяется введением в научный оборот новых фактов, формулирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление в исследовании своей аргументированной гипотезы.

11. Актуальность исследовательской работы – это обоснование темы, отвечающее на вопрос: «Почему необходимо изучать и решать данную проблему?» Тезисы, определяющие актуальность, формулируются таким образом, чтобы последовательность системы доказательств привела читателя к формулировке изучаемого вопроса. Обоснование актуальности темы позволяет кратко отразить, что было сделано в теории и практике учеными в аспекте заданного направления и что предстоит сделать в будущем. Она показывает важность, конкурентоспособность в решении некоторой задачи или вопроса и практическую (теоретическую) значимость проведенного исследования.

Для определения актуальности научного исследования необходимо проанализировать:

· обусловленность выбора темы состоянием науки и возникновением новых исследовательских сведений и методов;

· связь выбора темы с неполным объемом материала в ранее проведенных исследованиях;

· существование потребности провести данное исследование в связи с современными социокультурными, политическими, экономическими условиями.

12.Раздел «актуальность исследования (проекта)» считается качественно прописанным, если он:

· описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;

· описывает обстоятельства, которые побудили к исследованию;

· обозначенная проблема отличается значимостью (для науки, социума);

· поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;

· содержит формулировку проблемы с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

· не содержит голословных утверждений;

· четко определяет способ решения проблемы.

13. Гипотеза исследования – предположение, которое опровергается или подтверждается в ходе теоретических рассуждений или эксперимента. Гипотеза может быть общей, частной или описательной; формулируется на основе поставленной проблемы. При определении гипотезы исследования учитывается следующее:

· гипотеза является отправной точкой преимущественно опытно-

экспериментальной работы (проекта);

· гипотеза указывает путь поиска, но в отличие от простого

предположения должна быть обоснованной;

· в случае подтверждения гипотезы в ходе исследования она становится

установленным фактом, и это означает достижение цели работы; в случае опровержения – ложным утверждением, позволяющим увидеть проблему в ином ракурсе и продолжить исследование в ином направлении;

· ошибочным является попытка автора «подстроить» исследование под

гипотезу и отобрать лишь удовлетворяющие её факты.

14. Методы исследования – совокупность операций по производству нового знания. Методы исследования классифицируются в соответствии с уровнями познания – эмпирическим и теоретическим.

15. Эмпирические методы исследования используются для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • измерение;
  • анкетирование и опрос;
  • интервью и собеседование;
  • описание и сравнение;
  • тестирование и подсчет (статистика).

16. Теоретические методы исследования выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:

  • абстрагирование;
  • формализация;
  • идеализация.

Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта используются такие теоретические методы, как:

  • индукция и дедукция;
  • гипотетика и аксиоматика;
  • логика и систематика.

17. Комбинированные (экспериментально-теоретические) методы сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания. К ним относятся:

  • моделирование;
  • этнографический метод;
  • исторический метод;
  • анализ, синтез и обобщение.

Использование данных методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.

18. Исследователю необходимо:

· различать общенаучные методы исследования:

· анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;

· исторический метод (изучение в хронологическом порядке);

· изучение и обобщение сведений;

· сравнение и сопоставление (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);

· абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);

· синтез (объединение фактов в одно целое);

· индукция (рассуждение от частного к общему);

· дедукция (рассуждение от общего к частному);

· аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);

· классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);

· моделирование (получение информации о предмете через созданную модель)

и специфические методы, присущие каждой сфере науки;

· определиться с методикой исследования – совокупностью приемов

научного поиска;

· в целях придания работе большей объективности осуществить подсчет

количественных показателей, статистически обработать и обобщить их.

19. Основная часть исследовательской работы, направленная на подтверждение высказанной гипотезы или поиск нового объяснения какого-либо факта или явления, может содержать:

o аналитическую часть («теоретическая» проверка выдвинутой гипотезы с опорой на логику и анализ имеющихся знаний);

o экспериментальную (опытную) часть («эмпирический» способ проверки гипотезы, в основе которого лежит наблюдение и эксперимент), при этом соотношение частей исследования зависит от области научного знания, в котором осуществляется исследование, и от выбранных методов исследования.

· информацию, собранную и обработанную исследователем,

характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору и предлагаемых им методик исследования, обоснование выбранного варианта решения проблемы.

· Основная часть исследования состоит из глав, каждая из которых имеет

название, номер и начинается с новой страницы; глава может делиться на параграфы и подпараграфы;

· нумерация заголовков параграфов и подпараграфов производится в

соответствии со следующими требованиями:

I. Название главы 1 ~ заголовок 1 уровня
1.1. Название параграфа 1 главы 1-й ~ заголовок 2 уровня
1.1.1. Название подпараграфа 1 ~ заголовок 3 уровня
1.1.2. Название подпараграфа 2 ~ заголовок 3 уровня
и т.д. по всем подпараграфам  
1.2. Название параграфа 2 главы 1-й ~ заголовок 2 уровня
1.3. Название параграфа 3 главы 1-й ~ заголовок 2 уровня
и т.д. по всем параграфам  
II. Название главы 2 ~ заголовок 1 уровня
2.1. Название параграфа 1 главы 2-й ~ заголовок 2 уровня
2.2.1. Название подпараграфа 1 ~ заголовок 3 уровня
и т.д. по всем главам  

· количество глав автор определяет самостоятельно, исходя из задач

исследования.

20. В заключении:

· в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные

автором;

· при необходимости указываются направления дальнейших исследований

и предложений по практическому использованию исследования.

21. Список литературы отражает объем проделанной работы и свидетельствует об уровне научной информированности автора; содержит перечень публикаций, исследований и источников, использованных автором.

22. Приложения (при наличии):

· включают иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы,

фотографии, матрицы опросников и т.п.), связанный с основным содержанием;

· нумеруются и озаглавливаются в соответствии со ссылками на них в

основном тексте исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: