Тема: Контроль за деятельностью таможенных органов.
План
1. Законность и дисциплина в деятельности таможенных органов.
2. Обжалований решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц: основания, поводы и порядок реализации.
3. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов.
1. Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы и имеет под собой конституционную основу, что означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна осуществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского законодательства. Законность в деятельности таможенных органов проявляется:
• в верховенстве законов над издаваемыми ФТС России и иными таможенными органами правовыми актами, это означает, что все формы и методы реализации таможенными органами своей компетенции должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Издаваемые таможенными органами в процессе реализации ими своей компетенции правовые акты управления в сфере таможенного дела не должны выходить за рамки законов.
• в необходимости единообразного применения норм таможенного права всеми таможенными органами независимо от каких-либо условий, это означает, что на территории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство и оно должно иметь единообразное применение со стороны таможенных органов
• в недопустимости противопоставления требований норм законодательства и целесообразности их применения. Нередко на практике возникают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, либо не в полной мере регулируют те или иные общественные отношения. В этой связи предпринимаются различные попытки «оцелесообразить» законодательство путем издания всевозможных ведомственных и межведомственных инструкций вместо внесения в органы законодательной власти инициативных предложений.
• в открытости форм и методов реализации таможенными органами своих задач и функций и возможности обжалования их решений и действий. Все формы и методы деятельности таможенных органов, носят открытый, гласный характер.
Эффективность управления в сфере таможенного дела зависит не только от строгого и неуклонного соблюдения государственными таможенными служащими требований законности при осуществлении своей деятельности, но и от строгой служебной дисциплины в каждом таможенном органе.
Служебная дисциплина состоит в обязательном для всех сотрудников выполнении своих должностных обязанностей, установленных нормами федерального законодательства, нормативно-правовыми актами ГТК России, правилами внутреннего распорядка таможенного органа, должностными инструкциями, приказами начальников, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
Нарушение служебной дисциплины влечет за собой применение к нему мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения из таможенных органов. И наоборот, за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей применяются меры поощрения.
Персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе несет его начальник. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются приказами.
2. Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена глава 7 первого раздела ТКРФ. Любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов России и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально.
Порядок обжалования предусмотрен ст. 46 ТКРФ. Обжалование – это обращение по поводу нарушенного права или законного интереса, причем право на обжалование может реализовываться как через обращение в таможенные органы, так и путем обращения в суд.
Основные особенности подачи жалобы
1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа и начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.
2. Жалоба на решение действие (бездействие)должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо.
3. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.
4. Срок подачи жалобы не должен превышать трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации.
5. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 1 месяц со дня ее поступления, но в определенных случаях может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.
6. В соответствии со ст. 50 ТК жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.
7. Согласно ст. 52 ТК таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:
1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Решение т/о по жалобе принимается в письменном виде по форме, определяемой ФТС РФ. В таком решении должны быть указаны:
1. Наименование т/о, рассмотревшего жалобу;
2. Должность, ф.и.о. д/л т/о, принявшего решение по жалобе;
3. Ф.И.О. или наименование лица, обратившегося с жалобой;
4. Краткое изложение жалобы по существу;
5. Принятое по жалобе решение;
6. Доводы и основания принятого решения.