Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана на основе требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – это комплексная программа, направленная на формирование представлений, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление основы экологического сознания, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих всестороннему развитию обучающихся, достижению возможных (планируемых) результатов освоения второго варианта адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – АООП.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является составной частью АООП. Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся осуществляется на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей региона и реализуется через урочную и внеурочную деятельность в ходе совместной педагогической работы образовательной организации, семьи и общества. Результатом освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются компетенции, которые позволят им стать более самостоятельными и независимыми в жизни.
Цель программы – сформировать у обучающихся ценностный взгляд на природу и место человека в ней, бережное отношение к окружающей среде, навыки безопасного поведения в природе и быту, мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
|
Задачи:
· формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
· побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье-сберегающего характера учебной деятельности и общения;
· формирование установок на использование здорового питания;
· создание двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
· соблюдение здоровье-созидающих режимов дня;
· формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
· формирование готовности (при необходимости) безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
· формирование основ здоровье-сберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровье-сберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
|
· формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
· формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Содержание программы представлено в виде возможных предметных и личностных результатов. Предметные результаты отражены программах учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности.
Возможные личностные результаты включают:
· расширение представлений о себе, умение ценить природу, бережно относиться к ней, сочувствовать и заботиться о представителях животного и растительного мира;
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, умение соблюдать правила личной гигиены с целью поддержания своего здоровья;
· интерес к занятиям физической культурой и спортом;
· негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, инфекционные заболевания);
· умение вести себя в соответствии с правилами поведения и безопасности (в отношении к природе и людям);
· умение взаимодействовать с людьми, строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
В зависимости от познавательных возможностей обучающиеся осваивают: строение человека, особенности возрастных изменений, факторы, укрепляющие здоровье и отрицательно влияющие на здоровье, правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, на природе, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте, на природе.
|
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает два тематических блока: «Я и моё здоровье» и «Я и природа».
Основными задачами педагогической работы в рамках данных блоков определяются следующие:
1. «Я и мое здоровье».
Формирование представлений о
· строении собственного тела, назначении частей тела, органов, возрастных изменений, происходящих в организме по мере взросления, физического развития;
· собственных возможностях (я умею высоко прыгать, быстро бегать и др.) и ограничениях (я не могу бегать, лазать по канату, ездить на велосипеде и др.);
· наиболее опасных факторах риска для своего здоровья, жизни;
· режиме дня, осознания важности его соблюдения;
· способах укрепления своего здоровья (употребление фруктов, овощей, витаминов, закаливание, выбор одежды по сезону, физическая нагрузка согласно полу, двигательная активность, возрасту, утренняя зарядка и др.).
Формирование умения:
· ухаживать за своим телом, соблюдать гигиенические навыки (мытьё рук, лица, тела, посещение туалета), оказывать себе необходимую первую помощь (например, закрыть ранку на пальце ватой) и сообщать о случившемся взрослому;
· определять свое состояние на основе ощущений и сообщать об этом взрослому;
· держать правильную осанку в статических положениях и в движении.
· соблюдать правила безопасности на уроках, во время перемен, на прогулках, при работе с инструментами и оборудованием (ножницы, шило, ламинатор, утюг и др.).
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (вред курения, приема алкоголя и др.).
Я и природа».
Формирование представления о:
· разнообразии и взаимосвязи живой и неживой природы, сезонных изменениях в природе (см. программный материал учебного предмета «Окружающий природный мир»);
· опасности, которая может встречаться в природе (опасно пить воду из открытых водоёмов, есть незнакомые грибы и ягоды, гулять по лесу без взрослых, ступать на тонкий лёд и др.);
Формирование умения:
· бережно относиться к природе: не ломать деревья, не разрушать муравейники, птичьи гнезда, не причинять боль бездомным животным,
· бережно использовать дары природы – ягоды, грибы и др.,
· сохранять чистоту (не бросать мусор);
· ухаживать за растениями, животными.
Формирование:
· интереса к окружающему природному миру,
· чувства, сопереживания (кормить птиц зимой, поливать растения в жаркую погоду и др.),
· ответственности за сохранность экологии.
Достижение ожидаемых результатов происходит на уроках по учебным предметам («Человек», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Изобразительная деятельность», «Речь и альтернативная коммуникация», «Адаптивная физкультура», «Профильный труд» и др.), коррекционным курсам («Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия») и в ходе внеурочной деятельности с использованием таких форм, как: экскурсии, прогулки, посещение музеев, выставок, экологических центров, парков, зоопарка, проведение праздников и др.