в соответствии с действующим законодательством




По объектам рынка

рынок товаров и услуг

рынок капиталов

рынок труда

финансовый рынок

рынок информации

 

По географическому положению

местный

региональный

национальный

мировой

 

По механизму функционирования

 

рынок свободной конкуренции

монополизированный рынок

регулируемый рынок

 

По степени насыщенности

равновесный рынок

дефицитный рынок

избыточный рынок

 

в соответствии с действующим законодательством

легальный рынок

нелегальный рынок

 

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке и нормальное функционирование рынка.

 

АУКЦИОН — публичный торг для продажи движимого (акции, облигации и другие ценные бумаги) и недвижимого (земельные участки, здания, оборудование, жилые дома и пр.) имущества, товаров, обладающих индивидуальными свойствами, под руководством специального лица (аукциониста), проходящий в заранее установленное время в определенном месте, при котором товары (или их образцы) предварительно выставляются для осмотра и считаются проданными тому покупателю, который предложил наивысшую цену.

 

БИРЖА — регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями товара и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. В зависимости от вида представленных на бирже товаров различают: товарные биржи, торгующие материальными ценностями; фондовые биржи, торгующие ценными бумагами; валютные биржи, торгующие валютой; универсальные биржи, торгующие разнообразными товарами; биржи труда, способствующие трудоустройству безработных и лиц, желающих сменить место работы.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ - основополагающие экономические категории: товар, деньги,рынки, цены, организации, банки,собственность, конкуренция, труд и т.п.

- относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (законы, договоры, положения,кодексы поведения, обычаи) содержащие условия проведения и ограничения экономических действий,отношений, а также факторы принуждения.

 

 

СОБСТВЕННОСТЬ (согл. марксистскому учению) -как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления

Основными формами собственности являются: частная, коллективная (групповая) и общественная.

Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании вещественных факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта.

Коллективная (групповая) собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Каждый член этой группы является собственником факторов производства и производимой продукции. К групповой собственности относятся общинная, семейная, кооперативная, собственность трудового коллектива и др.

Общественная собственность представляет собой совместное достояние, т. е. принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности функционирует в виде государственной собственности.

 

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - затраты, возникающие в связи с заключением
контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют

издержки сбора и обработки информации,

издержки проведения переговоров и принятия решений,

издержки контроля

издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА – это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют

 

НЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО - это общедоступное благо, которое имеется в природе в неограниченном количестве.

 

Блага – это все, что дает полезный эффект для человека.

 

Экономическое благо – отличает редкость и ограниченность.

Неэкономическое благо – общедоступность.

 

ТОВАР — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

 

УСЛУГА — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

 

Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

 

Различают две формы полезности: общую и предельную.

 

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

— это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

 

СТОИМОСТЬ ТОВАРА - общее количество затраченного времени,труда и капитала на данную единицу товара + добавочная стоимость.

 

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ - способность товара быть обмененным на другой товар в определенной пропорции, находящая свое выражение в денежной стоимости, в цене товара

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА – стоимость товара, которая отражает затраты труда в конкретных условиях производства. Величина созданной стоимости определяется количеством затраченного труда независимо от условий производства.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ СТОИМОСТЬ — особое качественная форма выражения стоимости как функции затрат общественно необходимого труда.

 

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ — общая для товаров данного вида стоимость, образуемая и процессе внутриотраслевой конкуренции.


— наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

 

ФОРМЫСТОИМОСТИ
 в экономической теории К. Маркса - формы выражения стоимости товаров в процессе развития товарно-денежных отношений:

простая, случайная (эквивалентом выступает один, случайный товар);

полная, развернутая (эквивалентом выступает несколько товаров);

денежная (всеобщим эквивалентом выступает золото).

 

ДЕНЬГИ — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

— это способ общественного выражения экономической ценности блага.


Функции денег 
— средства обращения (платежа) товаров и услуг,
— средства измерения ценности реализуемых благ,
— средства накопления (сбережения денег для будущих рыночных актов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: