Рекомендации и требования к элементам макета для полиграфической печати.
Текст
Весь текст в макетах должен быть в векторном виде, если это никак невозможно, то в растровом с разрешением 450 dpi. Пример текста в векторном виде и в растровом:
В растровом виде края букв «размываются» и текст получается некачественным при печати.
В векторном виде текст может быть сохранен в двух вариантах — в обычном виде и в кривых:
На печати оба варианты выглядят одинаково (слева), но текст в обычном виде легко изменить уже в готовом макете, в кривых редактировать текст уже невозможно.
Мы принимает текст и в обычном виде, и в «кривых». У каждого метода сохранения есть свои плюсы и минусы. Макет с текстом в кривых всегда откроется на другом компьютере, однако его нельзя будет изменять. Файл с текстом в кривых занимает больше места, и он сложнее для обработки аппаратными устройствами. Текст в обычном виде занимает мало места, легко исправляется, но может некорректно отображаться из-за отсутствия файлов шрифтов.
Текст в векторном виде можно сохранить в следующих форматах файлов: CDR, EPS, AI, INDD, PDF. Идеальный для нас вариант – PDF (в нем сохраняются файлы шрифтов, использованных в документе и обычно ничего не «слетает»).
Размер текста, если вы хотите его прочитать невооруженным глазом должен быть размером не менее 6 пт.
Если текст должен быть черным на бумаге, задайте ему атрибут K100% и установите атрибут overprint (в программе Adobe Illustrator):
В программе Adobe Photoshop для имитации эффекта overprint, установите режим наложения «Multiply»:
При просмотре цветоделения текст должен «исчезнуть» если отключить черную краску:
Если не применять атрибут overprint к тексту, фон под текстом будет вырезан при цветоделении, и при малейшем несовмещении оттисков на бумаге, возникнет белая обводка вокруг текста:
Если цвет текста предполагается сделать в несколько красок, общее количество краски не должно превышать 300%:
В этом примере общее количество краски получается C60% + M100% + Y100% + K30% = 290%.
Для текста маленьких размеров (примерно до 16 пт) лучше стараться не делать текст в две или более красок, он может плохо читаться из-за неточного совмещения оттисков на бумаге:
(это увеличенное изображение создано специально для этого примера, в нашей типографии используется очень качественное оборудование, и неточность совмещения оттисков минимальная и составляет сотые доли миллиметров, но для идеального качества печати этот момент следует учитывать).
Текст, набранный в растровых редакторах, должен применяться с эффектом сглаживания, чтобы не было "ступенек" по краям текста:
Все текстовые слои в Adobe Photoshop должны быть растрированы.
Фотографии
Все фотографии, картинки и изображения должны быть выполнены в масштабе 1 к 1. Разрешение должно быть 300 точек на дюйм (Resolution: 300 Pixels/Inch):
Пример неправильно указанной системы измерения файла, разрешение 300 точек, но на сантиметр вместо дюйма (Resolution: 300 Pixels/Centimeter), разница видна в размере файла — 9,54 Мб против 61,5 Мб:
Если разрешение будет больше 300 точек на дюйм, увеличится размера файла, но качество не увеличится (из-за ограничений офсетного способа печати – расстояние между точками с краской станет очень маленьким, краска начнет слипаться между собой и качество ухудшится).
Если разрешение будет меньше – качество изображения будет плохим, начнут проявляться разные артефакты, размазывания, квадраты:
Пример неправильной вставки изображений — в Adobe Illustrator было вставлено изображение формата А3 и уменьшено до размера визитки, получилось изображение с разрешением 1414 точек на дюйм: «Transparent CMYK PPI: 1414» вместо 300:
Перед печатью подобные изображения должны быть растрированы в Adobe Illustrator с разрешением на 300 точек:
Все изображения должны быть встроены в файл макета (слева изображение встроено – Embedded, справа изображение связано — Linked File):
Общее количество краски, используемое на изображении не должно превышать 300%, проверить, есть ли превышение у вашего макета, можно в программе Adobe Acrobat (нужно поставить галочку напротив Total Area Coverage и установить суммарное количество в 300%, все что больше будет выделено салатовым цветом, а в месте, где находится курсор будет выведено сколько процентов и какой краски). Например:
В местах, где будет суммарное количество краски больше 300%, бумага перестанет впитывать нанесенную краску, и лишняя краска останется на другом листе бумаги, испортив его:
Также превышение суммарного количества краски приводит к склеиванию листов между собой.
При использовании фотографий, содержащих много теней и черного цвета а также темных плашек, черный цвет должен быть выполнен композитным цветом C60% M60% Y40% K100%. Обязательно нужно проследить за черным цветом плашек, хотя на экране монитора он выглядит одинаково, он может существенно испортить продукцию:
В трех одинаковых черных прямоугольниках суммарное количество краски получается разным — 260%, 319%, 400%.
260% будет выглядеть идеально и не будет проблем с продукцией, 319% — есть большая вероятность склеивания листов продукции и отбивания изображения на другую сторону, тираж будет печататься очень медленно и долго – много краски будет медленно высыхать, очень большая вероятность бракованной продукции, 400% — ни одна типография не сможет напечатать — это равносильно нанесению суперклея на обе стороны продукции.
Один из вариантов, как убрать лишнюю краску в тенях на фотографиях — в программе Adobe Photoshop инструмент Image/Adjustments/Selective color:
В точке, где находится курсор суммарное количество краски до изменения было 334%, а стало 295% (инструментом Selective Color в черных цветах мы убрали 20% синего, 20% розового и 20% желтого, увеличив черный цвет на 20%). Если сравнить изображения до и после изменений — разница практически незаметна глазу, но на качество готовой продукции эти изменения имеют колоссальное влияние:
Прозрачность
Если в вашем макете применяется прозрачность, присылайте макет в растрированном виде или сохраняйте в PDF версии не ниже «Compatibility - PDF/X-1a». При растрировании документа не забывайте в Adobe Illustrator в настройках растрирования эффектов перед растрированием картинки выбирать разрешение 300 точек на дюйм:
Размеры макета
Формат документа обязательно должен соответствовать формату готового изделия, содержать припуски под обрезку (запас, bleeds) по 2 мм с каждой стороны, а при необходимости высечки или многостраничной продукции — припуски по 3 мм с каждой стороны. Минимальное расстояние от линии высечки/обрезки до ближайших важных текстовых/графических элементов должно составлять 5 мм. Если "важный" элемент макета будет очень близко к краю (например 1,5 мм от номера телефона до края бумаги) — есть большая вероятность, что он попросту отрежется после обрезки макета. Чтобы такого не случилось — установите поля по 5 мм от края макета и старайтесь, чтобы текст или логотипы не попадали за рамки.
Запас изображения очень важен, если в макете не будет запаса — макет не будет принят в печать. В полиграфических программах для создания запаса предусмотрен специальный параметр — bleeds:
Adobe Indesign, настройки для стандартного флаера, размером 210 х 99 мм:
Adobe Illustrator, настройки для стандартного флаера, размером 210 х 99 мм:
Adobe Photoshop, настройки для стандартного флаера, размером 210 х 99 мм (так, как Photoshop предназначен только обработки растровой графики, у него нет такого параметра, нужно просто увеличить размер изображения на 2 мм с каждой стороны):
Corel Draw, настройки bleeds на вкладке page size:
Ошибки
При обнаружении грамматических или других ошибок в напечатанном тираже, ответственность полностью возлагается на заказчика.
Мы просматриваем материалы, но не можем гарантировать, что обнаружим возможные ошибки. При возникновении необходимости доработки макета в соответствии с техническими требованиями, дополнительная стоимость и сроки необходимо оговаривать с нашими менеджерами.
Векторные рисунки
Минимальная толщина линий — 0,08 мм (0,2 pt). Нельзя использовать линии толщиной Hairline в программе Corel. Если векторный рисунок очень сложный (использует больше чем 5 000–100 000 точек) лучше его сохранить как фотографию в максимальном для нашей типографии разрешении 450 точек на дюйм, чтобы избежать проблем с открытыми и закрытыми путями:
Цветовая схема
Цветовая схема любого оригинал-макета должна быть CMYK, только эта цветовая схема рассчитана для использования в полиграфии. Цветовая схема RGB не подходит к печати, изображения, которые переводятся из RGB в CMYK теряют некоторую цветовую информацию и выглядят на печати не так как задумывалось на мониторе. Все макеты, присланные в цветовой схеме RGB мы можем автоматически конвертировать в правильную цветовую схему, но результат будет непредсказуемым.
Пример — одно и тоже изображение, конвертированное в автоматическом режиме в CMYK — цвет неба уже не тот:
Pantone
Если вы собираетесь печатать какой-нибудь корпоративный цвет или логотип и вам нужно точное совпадение цветов, то вам необходимо использовать краски цветовой модели Pantone. Только в этом случае у вас будет гарантия, что все ваши тиражи в любой типографии и в любое время будут всегда иметь один и тот же цвет.
Если вы используете цветовую модель CMYK — то цвет всегда будет разный — в этой модели смешиваются 4 цвета, и смешать в точно-такой же пропорции в следующий раз не получится. Макеты, которые содержат одинаковые пропорции 4-х цветов, отпечатанные в разное время всегда будут отличаться друг от друга — слишком уж много факторов влияет на процесс офсетной печати — это и освещенность в помещении и изготовитель и партия красок, человеческий фактор, калибровка аппаратной части и даже выцветание вашего старого образца.
Если же вы будете использовать модель Pantone — будет 100% гарантия одинаковых цветов, потому что будет использоваться только 1 краска, которая уже заранее идеально откалибрована по стандартах Pantone, которые гарантируют ее 100% совпадение. Все краски цветовой модели Pantone имеют определенный номер и название — вы можете выбрать себе цвет в уже напечатанных стандартных каталогах цветов и он будет выглядеть точно также, как и на вашем макете.
Пример использования краски Pantone и CMYK:
Однако, при использовании цветовой модели Pantone существенно возврастает цена печати такого макета, особенно если используется очень много красок (например 4 CMYK + 3 Pantone = 7 красок).
Макеты в Corel Draw
В макетах, выполненных в Corel нужно перепроверить следующие параметры:
— Цветовая модель и картинки — CMYK.
— Должен быть задан правильный печатный размер макета.
— Масштаб 1 к 1.
— Не используйте специальные эффекты – Drop Shadow, Fountain Fill, Transparency, Lens, Contour, Extrude и другие, либо конвертируйте все эффекты в bitmap (растровое изображение).
— Иллюстрации должны быть без прозрачности по альфа-каналу.
— Все объекты должны быть разблокированы.
— Нельзя применять оверпринт к белым или полупрозрачным объектам.
Высечка/перфорация/выборочный лак...
Линии высечки, биговки, перфорации, выборочного лака, тиснение, конгрев должны быть сделаны плашечным цветом (spot color), иметь атрибут оверпринт (overprint), переименованы в соответствующие названия на транслите и разделены по цветам:
— Красный — высечка (visechka)
— Зеленый — биговка (bigovka)
— Желтый — перфорация (perforaciya)
— Голубой — заливка выборочным УФ-лаком (lak)
— Тиснение (tisnenie) выделяется приблизительным цветом используемой фольги
— Черный — конгрев (kongrev)
Заливка выборочным лаком должна быть на 0,3 мм больше необходимого изображения.
Запас изображения для высечки (bleed) должен быть не менее 3 мм.
Фальцовка (сгибание)
При подаче макета буклетов с двумя и более сгибами, следует учитывать, что расстояние между фальцами должно быть разное и учитывать толщину бумаги и тип исгиба.
Сторона, которая заворачивается во внутрь должна быть короче на пару миллиметров.