ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Западный филиал
УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа _______________Л.И.Мотолянец «____» ________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Психология общения
уровень подготовки
базовый
специальность
19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
Квалификация выпускника
техник-технолог
Форма обучения
заочная
Калининград, 2016
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 539 по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
Составитель:
Ю.Н. Голубева - преподаватель Западного филиала РАНХ и ГС
Эксперты:
Невинская Н.В., педагог-психолог Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Невинская Надежда Николаевна, преподаватель Калининградского государственного колледжа сервиса и туризма
Рассмотрена на заседании ПЦК
«Общегуманитарных дисциплин»
протокол №____1___ от «__29__»_августа_2016г.
Председатель ПЦК ___________Борина Е.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3.условия реализации учебной дисциплины | |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Технология продукции общественного питания».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Психология общения» относится общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 89 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 89 |
в том числе: | |
-изучение новых терминов и ключевых понятий; -выполнение упражнений из рабочей тетради по дисциплине; -анализ и решение практических ситуаций; - подбор материалов по теме; - Работа с опорным конспектом, учебной и специальной литературой; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - подготовка рефератов. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета,2 курс |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | |
Раздел 1. Психология общения | |||
Тема 1.1. Характеристика общения. | Общение и его функции. Виды общения (примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское). Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Общение и общительность. Общение и деятельность. | ||
Самостоятельная работа: Самодиагностика уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), составление протокола. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение приемов эффективного общения по Дейлу Карнеги. Подготовка материала. | |||
Тема 1.2. Общение как социально-психологическая категория. | Коммуникативная сторона общения. Виды коммуникаций. Коммуникативные барьеры. Перцептивная сторона общения. Эффекты восприятия. Ошибки восприятия в межличностном взаимодействии. | ||
Тема 1.3. Интерактивный аспект общения. | Самостоятельная работа: изучение теорииТранзактный анализ общения (теория Э.Берна). Характеристики состояния «Я» в межличностном взаимодействии («Родитель», «Взрослый», «Ребенок»). Виды транзакций: параллельная, пересекающаяся, скрытая. Решение практических ситуаций в свете транзактного анализа. | ||
Тема 1.4. Вербальные и невербальные средства общения. | Вербальный канал передачи информации. Структура речевого общения. Техники слушания (рефлексивное и нерефлексивное слушание). Типы рефлексивных ответов. Невербальные средства общения. Науки, изучающие невербальные сребства общения (кинестика, такесика, проксемика). Функции и роль невербальных средств общения в межличностном взаимодействии. | ||
Практическая работа № 1. Каналы передачи информации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка материала по теме: «Национальные особенности невербального поведения личности». | |||
Тема 1.4. Общение и индивидуальные особенности человека | Самостоятельная работа. Изучение теоретических источников. Подготовка к практической работе. Проявление индивидуальных особенностей в межличностном взаимодействии. Типологические особенности личности. Темперамент как свойство психики. Классификация типов темперамента по Гиппократу и Э.Кречмеру. Роль темперамента в процессе общения. Характер, его влияние на профессиональную деятельность и межличностное взаимодействие. Акцентуации характера. Практическая работа №2. «Темперамент в структуре личности» | ||
Самостоятельная работа: Диагностика по методике Леонгарда – Шмишека, составление портрета личности на основании результатов. | |||
Тема 1.5. Ролевое поведение в межличностном взаимодействии. | Самостоятельная работа:подготовка материала по темам: Социальная роль. Виды социальных ролей. Понятие ролевого конфликта. Социальный статус. Соотношение социальной роли и социального статуса. Проанализируйте свои социальные роли (сын, дочь, гражданин, студент и т.д.), права и обязанности, которые с ними связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Составьте таблицы (роль, права, обязанности, мои ожидания, ожидания окружающих. Например: роль – студент; права – получать образование, обязанности – хорошо учиться. Отметить существующие ли противоречия. | ||
Тема 1.6. Манипуляции в общении | Самостоятельная работа. Выписать примеры различных видов манипуляций из жизни. Как можно было бы противостоять этим манипуляциям? Диагностика маккиавелизма в общении, обсуждение. Способы противостояния манипуляциям. | ||
Раздел 2. Конфликты: способы их предупреждения и разрешения. | |||
Тема 2.1. Сущность конфликта и его основные характеристики. | Самостоятельная работа: изучение литературы по темам: Понятие и сущность конфликта. Функции конфликта.Структура конфликта.Уровни развития конфликта. Проблема конфликтогенности. Типы конфликтогенов. Виды конфликтов. Типы конфликтных личностей. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Решение практических ситуаций. | ||
Раздел 3. Особенности межличностного общения различных видов | |||
Тема 3.1. Деловое общение, его формы. | Самостоятельная работа: изучение материала и выполнение проверочного тестирования по темам: Виды делового общения и его характеристика. Деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые переговоры, деловые дискуссии, публичная (ораторская речь). Переговоры по телефону. Подготовка материала по теме «Особенности делового общения в разных странах» (Япония, Китай, Франция, Германия, США). | ||
Тема 3.2. Правила эффективной презентации. | Самостоятельная работа Изучение учебной литературы по вопросам: Презентация как элемент взаимодействия и форма коммуникации. Виды презентации. Структура презентации. Подготовка. Основные ошибки презентаторов. Психологические приемы установления контакта с аудиторией. Эмоциональные состояния презентаторов. У Техники работы с вопросами и нейтрализацией возражений. | ||
Тема 3.3. Этика делового общения. | Самостоятельная работа: подготовка рефератов на тему: Этика: понятие, сущность, функции. Этика делового общения. Этикет и культура поведения делового человека. Речевой этикет. Культура общения по телефону. Работа с деловой корреспонденцией. Профессиональная этика – понятие, функции. Самостоятельная работа: Разработка этического кодекса предприятия. Правила делового этикета. | ||
Всего: |