Секретов вождения мотоцикла
1. В любой гонке на скорость человек, которого ты стараешься победить — это ты сам. 2. Планируя свои действия заранее и прогнозируя их во всевозможных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в пути, можно избежать многих проблем на дороге и сделать езду на мотоцикле по-настоящему приятной для себя, безопасной и более профессиональной. 3. Твоя траектория входа в поворот уникальна и зависит от тебя и твоих предпочтений. Она будет зависеть также от того, что у тебя получается хорошо, а что — не очень. Так, любители завалить мотоцикл в повороте до скрежета подножек пройдут его по крутой траектории, те же, кто не любит, не может или не хочет так рисковать, выберут более пологую кривую входа в поворот. Какой у тебя стиль? Что значит «не знаешь»? Для того, чтобы избавиться от вредных привычек или приобрести полезные, надо четко знать, что ты делаешь — в каждую секунду, когда находишься верхом на мотоцикле. 4. Что, страшно ехать пассажиром? Это бывает, причем независимо от того, насколько хорошо твой водитель управляет мотоциклом. А все потому, что тебе кажется, что он делает все не так, как сделал бы ты. Поэтому, сидя на пассажирском сидении, перед входом в поворот постарайся почувствовать его НАМЕРЕНИЯ, а не строить за него мысленную траекторию прохождения поворота. На это есть хорошая книжка: «The Art Of Cornering — how to go around the bend on a motorcycle». 5. Если это безопасно, намеренно соверши ошибку, чтобы увидеть, к чему это приведет. |
Техника вождения мотоцикла для начинающих
Техника вождения мотоцикла Оригинал motorcycle.spb.ru Общие принципы езды Естественно, что каждый владелец мотоцикла, купив его, изучит инструкцию по обслуживанию и уходу, которая поставляется вместе с машиной, ознакомится с обслуживанием мотоцикла, но лишь немногие стараются приобрести основные навыки вождения с тем, чтобы действия при управлении были автоматическими и, главным образом, действенными. На курсах водителей уделяют гораздо больше внимания управлению автомобилем, чем обучению вождению мотоцикла несмотря на то, что езда на мотоцикле намного сложнее и опаснее, чем езда на автомоби ле. Поэтому хочется обратить внимание на важные принципы хорошего управления мотоциклом и тем самым безопасной езды для тех, кто умеет управлять небольшим мотоциклом или начинают, или же не часто ездят на большом мотоцикле. Но это может оказаться полезным и для тех, кто думают, что они умеют управлять мотоциклом. Поездка на мотоцикле в летнюю солнечную погоду — это наслаждение. Однако, не имея уверенности в том, что погода не ухудшится, нужно иметь надлежащие одежду и принадлежности. Следует одеть достаточно прочные брюки. Куртка также должна быть изготовлена из материала, который ветер не продует и выдерживает дождь. Защита от скверной погоды для водителей одноколейных транспортных средств представляет важную составную часть безопасной езды. Необходимо пользоваться мотошлемами, очками и перчатками. Посадка на мотоцикле Настроить руль в такое положение, чтобы сидеть в небольшом наклоне вперед, т.е. не сидеть с прямой спиной (не скованно). Такой способ сидения не позволяет пружинить позвоночнику и передает ему твердые удары. Водитель, сидя в небольшом наклоне вперед, коленями сжимает топливный бак, образуя с мотоциклом «один комплекс». Смотреть следует подальше вперед, а не вплотную перед передним колесом. Принципы начинающего водителя мотоцикла 1. Ездить осторожно, главным образом, медленно. Приспособить способ езды своим способностям. 2. Первое обучение проводить на местах без дорожного движения. Первые проезды совершать на дорогах с очень небольшой интенсивностью движения. Постепенно совершенствоваться в более интенсивном движении и не бояться решать даже сложные ситуации. Сначала не ездить в усложненных условиях (туман, гололедица, дождь). 3. Наблюдать за движением сзади. 4. Выбирать безопасную скорость. 5. Учиться предвидеть сложные ситуации и решать их. В опасной ситуации быстро и правильно действовать, решать тормозить, добавить газу или разъехаться, видя препятствие, или же решать обстановку другим образом. 6. Не менять направления движения, поворачивая голову в сторону или показывая изменение направления — поворот. 7. Все время двигаться в надлежащей половине проезжей части дороги — избегать движения на повороте с выездом на внутреннюю встречную полосу. 8. Выдерживать достаточную дистанцию от впереди идущих автотранспортных средств. Знать эффективность тормозов автотранспортных средств, движущихся впереди (автомобили с усилителем обладают большей эффективностью тормозов, чем мотоциклы). 9. Избегать резкого выхода из направления движения, не имея достаточно знания об автотранспортных средствах, движущихся сзади. 10. Осознавать большее воздействие бокового ветра против автомобилей и возможность въезда в неровности на дороге. Осознавать изменения сцепления шин с дорогой при дожде, гололедице и малое сцепление при наезде на пыль на обочине дороги. Трогание с места Учиться трогаться с места, координировать движения сцепления, газа и переключения передач, если нет никакого предыдущего опыта, рекомендуется «всухую» — без запуска двигателя. Первые разгоны с запущенным двигателем испробовать на открытом пространстве (лучше всего на спортивной площадке). В принципе следует точно соблюдать очередность: - нажать рычаг сцепления - включить передачу - добавить газу — с чувством поворачивать ручку управления дросселем - слегка отпускать рычаг муфты. Сначала разгон не бывает плавным, поэтому пробовать первый разгон лучше на дороге с небольшим уклоном. Наконец, выучить самое трудное — разгон на подъем. Не стоит повторять, что частый и длительный разгон через муфту изнашивает диски, так что следует выучить разгоняться с как можно меньшим пробуксовыванием сцепления. Запустив двигатель мотоцикла, сесть, правой ногой упираясь в землю (держа мотоцикл), левой ногой включить первую передачу. Сначала, чтобы на любом мотоцикле тронуться с места, нужно узнать точку, в которой включается сцепление. Это определить, медленно отпуская рычаг. Чувствуя, что сцепление уже начинает уносить, мотоцикл стремится двинуться с места, запомнить это место и при последующем разгоне можно отпускать рычаг до этой точки быстрее, а с этого момента: - добавить газу примерно до 1/3 оборотов - медленно с чувством отпускать сцепление; когда мотоцикл тронулся, отпустить быстрее сцепление. Затем повышать скорость движения, только добавляя газу. Плохая привычка — разгоняться на полном газе и во всем диапазоне разгона давать пробуксовывать сцеплению. Плавный и быстрый разгон требует длительной тренировки при соблюдении указанных принципов. Для выезда — разгона на большой подъем или для разгона со спутником недостаточно добавить газу до 1/3 оборотов, в данном случае нужно повышать обороты. В очень холодную погоду еще до первого включения передачи следует «оторвать» вклеенные диски сцепления. Это сделать лучше всего на неработающем двигателе, включить первую передачу и при выжатом сцеплении двигать мотоциклом вперед и назад. Теперь можно запустить двигатель и без затруднений переключать передачи. Затруднения вытекают из того, что прохладное масло сумеет «склеить» диски сцепления, и в случае небрежного включения передачи без описанного освобожде ния может повредиться коробка передач. Переключение передач Различается переключение «вверх» и «вниз». А. Переключение «вверх» — включение более высокой передачи. Включив первую передачу, т.е. повысив скорость примерно до 2/3 оборотов двигателя, постепенно включать следующую передачу в следующих циклах: I. Быстро сбросить газ, чтобы понизить обороты двигателя 2) выжать рычаг сцепления II. Включить следующую передачу III. Отпустить сцепление IV. Сразу же добавить газу и повышать обороты с 1/2 до 3/4. Этот цикл повторять и при последующем переключении передач. Б. Переключение «вниз» — включение более низкой передачи. При переключении «вниз», когда нужно повысить мощность на заднем колесе, например, двигаясь под гору: I. Сбросить газ II. Нажать рычаг сцепления III. Включить более низкую передачу IV. Отпустить сцепление V. Быстро добавить газу — сразу же до 3/4 оборотов. При переключении «вниз», когда следует замедлить или остановить мотоцикл, еще до выжимания сцепления нужно сбросить газ и притормозить. Больше всего следует притормозить до переключения первой передачи со второй. Остановка Тренируя остановку, необходимо стремиться останавливаться в ограниченном пространстве — лучше всего на линии, останавливаясь на ней передним колесом. Постепенно переключать до первой передачи и вплотную до полной остановки еще выжать рычаг сцепления, включить нейтраль и доехать до места остановки — до линии без включенной передачи (3-5 метров). Тормозить задним тормозом. Если нужно интенсивно тормозить, то пользоваться обоими тормозами. (Если нам не удалось включить нейтраль в ходе движения, то включить ее после остановки на месте). Применение тормозов и интенсивное торможение Исследуя глубокие причины высокой аварийности мотоциклов, найдем единственную сугубо человеческую — умение управлять мотоциклом. Многим самоуверенным водителям мотоциклов, главным образом молодым, умение которых не отвечает мощности и скорости машины, что они не хотят признать, в отношении умения управлять мотоциклом свойственна самая большая слабость, заключающаяся в том, что они не умеют тормозить. Специалисты думают, что правильное освоение этого основного приема водителя снизило бы аварийность мотоциклистов по крайней мере на десять процентов. Это предположение подтвердила британская транспортная лаборатория ТРРЛ. Почти одна четверть экспериментально проверяемых мотоциклистов тормозили с грубым нарушением правил безопасности движения. Это были, в частности, медленная реакция, потеря управления, а также вредная привычка пользоваться только задним тормозом. Экспериментальное правило безопасного применения тормозов требует нажатия сначала заднего тормоза и потом эффективно тормозить передним тормозом. К сожалению, пользоваться передним тормозом не умеют не только водители дорожных мотоциклов, а даже мотоспортсмены. Общие правила торможения Время, которым располагает водитель для реагирования на меняющуюся транспортную обстановку, зависит в первую очередь от плотности явлений в движении, а также от скорости движения. Чем больше плотность и чем выше скорость, тем быстрее он должен реагировать. Доказательством общего признания этого правила является ограничение скорости в населенных пунктах. Оценка расстояния для остановки транспортного средства перед препятствием зависит от трех факторов, а именно: 1. Начальной скорости транспортного средства. 2. Расстояния, соответствующего времени реагирования водителя. 3. Остановочного полного пути, который зависит от определенного значения коэффициента трения. (по материалам журнала "Мото-Гид") Главное правило: кто на заднем сиденье - тот хозяин, его слово для водителя - закон. Пассажир имеет полное право говорить, чего ему хочется - ехать медленнее или совсем остановиться. Желая покрасоваться, вы ненароком рискнете - и испугаете пассажира, тем более, если это девушка, и у него пропадет охота на мотоциклы даже смотреть. Не допускайте этого никогда, пусть "второму номеру" поездка запомнится приятной, а водитель - здравомыслящим. Перед поездкой проведите своего рода инструктаж "второго номера". Разъясните, что он может сесть на место только после того, как вы сами уже разместитесь за рулем, переведете рычаг КП на нейтральную передачу, поднимите боковой упор и обеими ногами упретесь в землю. Обязательно поднимайте подножку, потому что когда пассажир плюхается в седло, подвеска сжимается и байк может резко наклониться и даже завалиться, если упор коснется земли. Готовы к движению? Кивните пассажиру - пусть занимает место за вашей спиной. Он (она) должен стараться перенести свой вес как можно ближе к центру мотоцикла. Во время движения подружка сзади вас может работать языком сколько угодно, но резкие движения телом и даже его частями запрещены категорически. Конечно, она не обязана превратиться в истукана - пусть шевелится, главное - чтобы это не стало неожиданностью для вас. Теперь о положении тел. Скажите своей хорошенькой (или очень хорошенькой пассажирке), что для ее же безопасности вы должны чувствовать ее бюст на своей спине, руки - на талии, колени - на бедрах. В таком положении она полностью контролируема, да и ей есть на что опереться, чтобы не чувствовать себя "подвешенной". А вы почуете ее страх раньше, чем она об этом скажет или подумает - у некоторых так и просто язык отнимается. Объясните, что ей не следует помогать вам наклонять мотоцикл - пусть прильнет и ни о чем не тревожится. Что бы ни случилось, пассажир всегда должен держать свои нижние конечности на подножках и не пытаться выравнивать мотоцикл, используя ноги в качестве балансира, и тем более опускать их на землю. Если на мотоцикле есть дуги для пассажира (они служат еще и для крепления туристических кофров), расскажите "второму номеру", что дуги выполнят свою основную задачу - защитят ноги, пока те "приклеены" к подножкам. А вы, господа водители, в свою очередь, должны блюсти этику езды с пассажиром: переключайте передачи плавно (суперкласс для пилота, если не возникают характерные кивки головы "второго номера" в момент переключения передач), начинайте движение и останавливайтесь так, чтобы пассажир не замечал начала движения или остановки. Стремитесь к абсолютной плавности хода - и ваша подружка будет долго греть вашу спину.» 10 вещей, которые нужно научиться делать в следующем сезоне... Новичкам посвящается, но не только им адресуется. 1. Не использовать тормоза Зачем? "О-о-о! Да ты крутой гонщик! Даже не используешь тормоза!" - это не комплимент, цель которого переполнить тебя гордостью. Это правда. Оставить в покое этот механизм -героический поступок и большое достижение само по себе. Но, кроме того, это ещё и послужит серьёзным толчком для улучшения скоростных характеристик езды и увеличения поля зрения. Для новичков это послужит стимулом глядеть подальше вперёд, чтобы предугадывать повороты, перекрёстки, открытые люки и вообще всё, что обычно заставляет тебя напрягаться. Это упражнение заставляет также лучше продумывать скорость входа в поворот, что, в конечном итоге, сделает тебя быстрее. Когда это делать? Всегда, как только пожелаешь проверить, насколько, в действительности, тебя замедляют тормоза, а не мозги. Когда не делать этого? Когда дорогу перебегают маленькие дети или большие лоси... Легко? Нет. На незнакомых извилистых трассах невероятно трудно забыть про тормоза. 2. Блокировка заднего колеса Зачем? Затем, что это может произойти случайно при резком торможении, особенно на влажном покрытии, но, если тебе будет знакомо это ощущение, то оно не доставит сильного беспокойства. Кроме того, это наиболее лёгкий и безопасный из "двухколёсных" трюков. Вот почему ты делал его на своём велосипеде. Когда это делать? В любое время, когда ты движешься по прямой, и сзади никого нет. Скорость движения роли не играет, но резина обойдётся тем дороже, чем выше будет скорость. Ты можешь коротко нажать на педаль и отпустить или нажимать постепенно, пока не послышится характерный приятный звук (визг) или не почувствуешь скольжение. Это упражнение проще выполнить, если предварительно притормозить передним тормозом, что разгрузит заднее колесо и уменьшит его сцепление с дорогой. Будь готов к тому, что заднюю часть мотоцикла может повести вбок, если дорога имеет выгнутый профиль, или если траектория движения не абсолютно прямолинейна. Когда не делать этого? В поворотах, или если у тебя на хвосте грузовик. Легко? Да, но не увлекайся, а то протрёшь покрышку. 2. Блокировка переднего тормоза Зачем? Всем нам приходится время от времени тормозить от души. Практика блокировки переднего колеса до того, как это действительно понадобится, может означать разницу между быстрым торможением и аварией. Нужно натренировать свои рефлексы, чтобы знать, как это выглядит. Таким образом, ты сможешь ослабить тормозное усилие, как только произойдёт блокировка. Когда это делать? Найдите пустынную ровную асфальтированную площадку. Можно попробовать пустую автостоянку. Расслабьтесь. Разгонитесь приблизительно до 30 км/ч и нажмите на рычаг тормоза как можно сильнее и на очень короткий промежуток времени. Передняя покрышка должна протестующе скрипнуть, а колесо - заблокироваться, оставив на асфальте короткую чёрную отметину. Если будете увеличивать давление на тормоз постепенно, переднее колесо нагрузится, сцепление с поверхностью возрастёт, заблокировать колесо станет трудно. Когда не делать этого? На поворотах (если, конечно у вас нет уверенности, что вы уже продали свой мотоцикл), на сильно профилированных дорогах и при наличии вокруг дорожного движения. Легко? Нет. Сначала придётся разрушить довольно мощный психологический барьер. Случается, что некоторы падают, пытаясь выполнить это упражнение. Однако, пока вы готовы немедленно отпустить тормоз, даже не дождавшись блокировки, всё будет в порядке. Упражнение сложно выполнять на резине с высокими характеристиками сцепления (мягкой, прогретой). 3. "Стоппи" Зачем? Если ты можешь сделать "стоппи", это означает, что ты можешь использовать тормоза с максимальной эффективностью, что когда-нибудь отблагодарит тебя. Кроме того, это подготовит тебя к моменту, когда "стоппи" получится случайно. Некоторые мотоциклы вообще не позволяют сделать "стоппи", т.к. имеют неподходящую форму или слишком слабые тормоза. Любой HD - хорошая иллюстрация обоих случаев. Но в подходящих условиях спортбайк с радостью "встанет на нос" после недолгих уговоров. Когда это можно делать? Как и со всеми упражнениями с торможением, "стоппи" лучше тренировать на пустынных дорогах на сухом, плоском асфальте. На скорости 40-50 км/ч (скорость может быть любой), нажмите сильно передний тормоз до сжатия амортизатора вилки, затем постепенно, но быстро добавляйте тормозноге усилие, пока заднее колесо не окажется в воздухе. Когда этого нельзя делать? Пешеходы не будут в восторге, если увидят твой трюк перед "зеброй". Возможно выполнение "стоппи" на влажном покрытии, но до того момента, пока вы не почувствуете себя настоящим экспертом, вам от этого лучше воздержаться. Легко? И снова вопрос в преодолении психологического барьера, однако, если ты готов к тому, чтобы ослабить тормоз при появлении блокировки, это не будет слишком сложно. Не пытайтесь с самого начала делать высокие "стоппи", продвигайтесь вперёд постепенно. 5. Переключение передач без использования сцепления. Зачем? Потому что это быстрее, плавнее, круче и не вредит мотоциклу, но только при использовании этой техники при переключениях "вверх". Когда это можно делать? Когда ты ускоряешься с переключением передач. Вместо того чтобы выжать сцепление, сбросить газ, переключить передачу и отпустить сцепление, попробуй просто надавить на рычаг переключения передач и сбросить газ на долю секунды. Кратковременное снижение мощности позволит включиться повышенной передаче. Это намного быстрее и плавнее. Когда этого нельзя делать? При медленном движении очень трудно сделать плавное переключение без использования рычага сцепления, т.о. в городе лучше стартовать с выжиманием сцепления. Легко? Да, как только выполнишь все действия скоординированно, получится довольно плавное переключение. 6. Раскрутка до "красной зоны". Зачем? Пока двигатель твоего мотоцикла находился в стадии разработки, его заставляли напрягать ограничитель оборотов нескончаемое количество часов на испытательном стенде. Только когда каждый из его компонентов смог бы рассмеяться в лицо таким испытаниям, мотор сочли достойным быть помещённым в раму и проданным тебе. Так дай шпоры этому парню. Не думай, что ты должен быть с ним мягок. Это значит, что надо загонять его в "красную зону". Именно для этого были придуманы ограничители оборотов. Когда это можно делать? Всегда, когда хочешь напомнить себе, почему ты купил мотоцикл, а, не, например, абонемент в филармонию. На самом деле для двигателя очень вредно напрягаться на малых оборотах. Т.е. лучше держать повышенные обороты, чем пониженные. Когда этого нельзя делать? Когда двигатель не прогрет, работает в помещении или ты едешь по городу. В других случаях стоит его подстегнуть. Легко? Как открутить ручку. 7. Countersteering Зачем? Если вы ранее никогда не использовали этот приём, то вы будете удивлены, насколько быстро он позволяет класть мотоцикл в поворот, и как вы до сих пор без этого обходились. Если вы используете countersteering, попробуйте делать его ещё резче, это всегда возможно. В физику этого явления вовлечена целая комбинация сил механического и гироскопического происхождения. Но это не должно вас останавливать. Когда это можно делать? Неплохо попрактиковаться при езде по прямой, прежде, чем отрываться в поворотах. При движении по прямой, нажмите на правую рукоятку руля, мотоцикл повернёт вправо. Аналогично дело будет обстоять с левой рукояткой. Если вам понравилось, используйте этот приём для более быстрого, чем раньше, входа в повороты. Скоро он станет естественной частью ваших навыков езды. Практически нет ограничений в отношении того, насколько сильно можно применять countersteering. Когда этого нельзя делать? Всегда можно. Легко? Очень. Но не забывайте прекратить countersteering когда ваш мотоцикл примет горизонтальное положение. 8. Быстрый старт Зачем? Иногда хочется оторваться от занудной толпы автомобилей. Иногда хочется поставить водителя автомобиля на подобающее ему место. Иногда просто хочется отжечь без какой-либо причины. Когда это можно делать? Красный, Жёлтый, Пошёл! Лучше всего практиковаться на пустынных дорогах, или если работаете в городе. Раскрутите двигатель до оборотов, на которых он имеет максимальную тягу. Некоторые держат постоянные обороты, другие неистово "дёргают" обороты до правильного значения. Отожмите сцепление до точки включения и отпустите с добавлением газа. Наилучший баланс получается, когда переднее колесо находится в минимальном контакте с поверхностью дороги, необходимом для некоторой возможности управления. Когда этого нельзя делать? Нет никаких законов, ограничивающих ускорение, однако, учитывая, что вы достигнете скорости под 50км/ч менее чем две секунды, то неплохо убедиться в отсутствии помех, если вы намерены быстро пробежаться по передачам. Есть также вероятность получить несколько едких замечаний типа "сумасшедший", если вас это волнует. Легко? Попрактикуйтесь в нахождении баланса между сцеплением и газом. На некоторых моделях мотоциклов это довольно сложно. 9. Свешивание в поворотах Зачем? Вес вашего тела играет важную роль в динамике управления мотоциклом, т.о. его смещение, способно изменить поведение мотоцикла, давая возможность применения большего угла наклона и большего сцепления с трассой передней шины. Безусловно, можно ездить довольно быстро и без свешивания, но вы достигнете физических пределов управляемости вашего мотоцикла гораздо быстрее. Когда это можно делать? При приближении к правому повороту сместите свою задницу на правую часть седла до начала поворота. Оказавшись на кривой, вы сможете сохранять больший угол наклона мотоцикла, т.к. вы сместили центр тяжести. Смещением веса в переднем направлении можно добиться большего давления на переднее колесо, что даст лучшее сцепление с дорогой. Когда этого нельзя делать? Лучше не перемещаться, находясь в повороте, это может нарушить стабильность траектории. Легко? Поначалу этот приём кажется странным, но быстро становится естественной техникой езды. 10. Прокручивание заднего колеса на влажном покрытии. Зачем? Просто, чтобы почувствовать, что это такое, на случай, если это произойдёт случайно, и чтобы получить представление о сцеплении с дорожным покрытием. Иногда это явление сигнализирует, как легко прокручивается колесо, а иногда изумляет, как много тяги может быть в дождь. Пока не попробуешь, не узнаешь. Когда это можно делать? Проще всего - на низших передачах, при старте с перекрёстков. Грязные обочины - тоже наш полигон. Убедитесь, что ваше положение совершенно вертикально, затем открутите ручку газа. Как только мощность возрастёт, заднее колесо начнёт прокручиваться и задняя часть мотоцикла будет слегка вилять (двигаться из стороны в сторону). Об этом не нужно беспокоиться. В зависимости от сцепления с дорогой, вы можете переключить передачу и продолжить вращение. Когда этого нельзя делать? Вы будете ускоряться довольно быстро, даже при прокручивании заднего колеса, поэтому не загоняйте себя в такие условия, когда вам придётся панически тормозить. Выбирайте открытые участки дорог. И не делайте этого на дорогах с сильно изогнутым профилем. Легко? Да, вам нужно только понять, что это уже произошло. Однако иногда величина сцепления с дорогой не позволяет колесу прокрутиться. Экипировка для езды на мотоцикле Если хочешь избежать неприятностей, ты должен быть полностью защищен с ног до головы каждый раз, когда садишься на мотоцикл, независимо от того, жарко на улице или холодно, и едешь ли ты на дальняк или просто решил сгонять до магазина. Здесь действует такой же принцип - покупай самое дорогое из того, что можешь себе позволить. Или еще дороже. Хорошая одежда защитит от порезов, ушибов, битого стекла и стертых коленей или синяков, которые можно легко заиметь, упав даже на небольшой скорости. В принципе стоимость недорогого подержанного мотоцикла вполне может равняться стоимости хорошей защитной одежды, в этом нет ничего необычного, и ты должен быть готов к этим затратам. Вот что тебе понадобится: КУРТКА: Для поездок на мотоцикле надо иметь специально предназначенную для этого куртку. Тонкая кожа не пойдет. Цены на хорошие мотокуртки начинаются от 300 долларов. Куртка должна сидеть достаточно плотно, чтобы при падении она не задралась, обнажая пузо или спину. Но в то же время достаточно свободно, чтобы под не можно было одеть свитер в холодную погоду. Сама по себе кожа плохо сохраняет тепло, она больше предназначена для защиты, чем для езды в холодную погоду. На шее и на запястьях должны быть надежные застежки или липучки, иначе под них будет пробираться ветер. Кожаные костюмы или комбинезоны для гонок наиболее оптимальны с этой точки зрения, но сравнительно дороги. Не стоит искать подходящую одежду в бутиках или универмагах, там все равно нет того, что тебе нужно - самое время отправиться в специализированный мотомагазин. В качестве альтернативы многие фирмы производят классную одежду из Кордуры, нейлона, других искусственных материалов, с кевларовыми вставками (это то, из чего делают пуленепробиваемые жилеты). Они зачастую даже лучше по своим защитным свойствам, чем мотоциклетная кожа и стоят порядка 320-350 долларов. ШТАНЫ: В идеале всегда надо носить кожаные или нейлоновые штаны с защитными вставками. Но таскать их на себе весь день неудобно и непрактично. С другой стороны, согласно результатам исследований, деним джинсов Levi"s протирается на асфальте на дистанции 120 см (4 фута). Поэтому решение предстоит принять тебе самому. Сам определи, что для тебя важнее, и сделай выбор в пользу удобства или безопасности. Aerostich производит штаны, пристегивающиеся к куртке (около 300 долл.) или цельные костюмы-комбинезоны (около 600 долл.). Кожаные костюмы в большинстве случаев поставляются в раздельном варианте (штаны, пристегивающиеся к куртке). Тут действует то же правило: никаких модных кожаных штанишек из бутиков! ОБУВЬ: Ботинки из высококачественной кожи - что может быть лучше, разве что полусапоги, но и те, и другие - без каблуков! Если нравятся кроссовки, выбери высокую модель и завязывай шнурки потуже. Большинство кроссовок и туфель просто-напросто спадают во время удара, подставляя твои голые ноги под падающий мотоцикл. Без сомнения, сандалии, модельная обувь или открытые туфли даже не обсуждаются. Даже если ты не упадешь, они затрудняют управление мотоциклом, и в них труднее найти точку опоры при остановке. ПЕРЧАТКИ: В них ты лучше чувствуешь положение ручки газа и они защитят тебя при падении. Поначалу от них испытываешь странные и кажущиеся некомфортными чувства, но постепенно привыкаешь. Кожаные перчатки лучше передают тактильные ощущения на кожу ладони. Хорошие перчатки, кроме обычных мест, можно найти в магазинах, торгующих кожаными багажными сумками и кофрами. ЗАЩИТА ДЛЯ ГЛАЗ: Если у тебя не шлем-интеграл, придется по-любому покупать очки. Без них на дороге при скорости более 50 км/ч делать нечего. Очки от солнца не совсем удобны - ветер продувает их насквозь снизу или сверху. Более того, даже если у тебя интеграл с прозрачным стеклом, в солнечные дни придется носить противосолнечные очки. Крыши на мотоцикле нет (кто бы мог подумать!), а без нее солнечный свет намного более интенсивен, чем в салоне автомобиля. Для дневных поездок можно купить дополнительное тонированное стекло на шлем. Иначе купи пару очков для использования только на мотоцикле и выпрями дужки - тогда сможешь одевать и снимать их, не снимая шлема. Добавление: Или же купи пару настоящих "авиаторских" очков или очков, выполненных в этом стиле, которые одеваются на шлем сверху. Не покупай дешевку, настоящие Ray-Ban"ы не разочаруют качеством и прослужат дольше. Если планируешь часто брать с собой пассажиров, помни, что именно ты отвечаешь за их безопасность в пути. Если у них нет своей защитной одежды, ты должен обеспечить им минимальный набор. Когда наступает черед заменить свою собственную, не выбрасывай старую - она может пригодиться для твоих пассажиров. Не поддавайся на уговоры знакомых прокатить их (можешь быть уверенным, таких будет немало). Возможно, следует в любом случае подождать примерно полгода и набраться опыта и уж по крайней мере в свое первое лето не брать пассажиров. |
|