Диалектика Гегеля – кратко




Философия природы как логика и методология естественных наук.

Логико-диалектические основания философии природы.

Философско-методологические принципы познания всеобщего в естественных науках. Основное содержание понятия природы.

Диалектика всеобщего, особенного и единичного в процессе познания природы. Диалектика основных категорий философии природы.

Сущность пространства, времени, энергии, движения, гравитации, химических и биологических процессов.

Природа и дух.

Философские основания классического, неклассического и постнеклассического естествознания.

На основе отождествления мышления и бытия, понятия и вещи у Гегеля логика совпадает с метафизикой (онтологией – учением о бытии, вещах), но одновременно и с теорией познания, гносеологией, т.к. логика Гегеля говорила о роли понятий, категорий в познании, их переходе друг в друга, о методе построения системы истинного знания. Следовательно, логика у Гегеля дает теорию универсальных законов мышления, которые одновременно являются и универсальными законами бытия, поскольку последнее тождественно мышлению. Поэтому Гегель сформулировал важнейший принцип своей философии – принцип единства логики, диалектики и теории познания. Они теперь не нужны в качестве самостоятельных и независимых наук, становясь аспектами, сторонами одной науки – логики. Поэтому-то логика в философской системе Гегеля предстает как основополагающая фундаментальная философская наука. По отношению к ней «другие философские науки – философия природы и философия духа – являются, напротив, как бы прикладной логикой, ибо последняя есть их животворящая душа»

Диалектика Гегеля – кратко

Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

 

 

Логика, учение о природе и учение о духе соотносятся у Гегеля как всеобщее, единичное и особенное. У него даже встречается сопоставление логики как выражения чистой идеи с Богом-отцом христианской религии, природы как идеи в ее инобытии - с Христом как вочеловечившимся Богом, а духа (идеи, возвращающейей в самое себя из своего инобытия) - со «святым духом» христианства.

В своей «Науке логики» Гегель неоднократно обращается к проблемам естествознания, и соответствующие материалы излагаются здесь в основном взвешенно и с большим тактом. Наоборот, его философия природы, взятая как самостоятельный раздел учения, производит в целом удручающее впечатление. Гегель стремится установить здесь связи между различными явлениями природы и, вместе с тем, преодолеть свойственную естествознанию материалистическую установку, отыскать в каждой из природных форм, в каждой из ступеней развертывания природы действие внутренней идеи, составляющей, как он полагает, основание природного бытия.

Гегель вообще отрицает развитие в природе, исключает ~ естественное порождение в ней новых форм, признавая развитие во времени свойственным лишь отдельным живым организмам, но не их видам и родам. В его философии природы, умозрительной и в целом неубедительной, содержится немало такого, что приводило в бешенство современных ему естествоиспытателей, воспринималось ими как досадное и невразумительное пустословие. Тесное знакомство ученых XIX в. с гегелевской натурфилософией побудило многих из них принять точку зрения позитивизма, утверждавшего, что наука не нуждается во внешней для нее философий, осуществляющей неквалифицированное вмешательство в дела науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: