Институт гуманитарных наук и управления
Инновационная площадка
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ
ПУШКИНСКИЙ СЕМИНАР
Октября 2017 года (пятница), начало в 18 часов
Ауд. 3207
Повесть А.С. Пушкина «Метель»
И музыкальные иллюстрации к повести Г.В. Свиридова
Программа семинара
Этапы творческого пути А.С. Пушкина
Болдинская осень 1830 года
Содержание и структура цикла «Повести Белкина»
Вопросы для дискуссии по повести А.С. Пушкина «Метель»
1. На основании чего повествователь определяет воссоздаваемое время как эпоху «достопамятную»?
2. Какие качества отличают семью Р**?
3. Чем объясняются романтические особенности характера Марьи Гавриловны?
4. Тайное венчание — нарушение общепринятых норм поведения. Чем вызвано и как объясняется это решение Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича?
5. Художественный психологизм Пушкина принято называть психологизмом поступка. Как каждый из 3 героев провел тот день — день накануне тайного венчания?
· Что происходило с Марьей Гавриловной? Какие «ужасные мечтания» и «другие безобразные, бессмысленные видения» преследовали ее?
· В каких хлопотах прошел день Владимира Николаевича? Как он борется с метелью и почему в результате чувствует себя «как человек, приговоренный к смерти»?
· Рассказывая Марье Гавриловне свою историю «метели» и открывая ей «ужасную тайну», гусар Бурмин вспоминает о «непонятном беспокойстве», овладевшем им в тот вечер, и о своей «непонятной, непростительной ветрености». В чем проявлялось одно и другое? За что осуждает себя ставший полковником Бурмин?
6. Какие спасительные поговорки всплыли в памяти семейства Р** и их соседей, когда заболела Марья Гавриловна?
7. В чем состоит смысл общественного мнения, метонимически переименовавшего Марью Гавриловну в Артемизу?
8. Какие годы определены повествователем как «время незабвенное», «время славы и восторга» и почему?
История создания Г.В. Свиридовым сюиты «Метель»: музыка к кинофильму «Метель» (1964, реж. В.П. Басов) и музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина (1973).
Прозвучат 5 произведений: «Тройка», «Романс», «Вальс», «Марш», «Зимняя дорога».
В заключение семинара будут подведены итоги студенческого Пушкинского конкурса 2017 года и вручены 3 премии. Условия конкурса см. ниже — в Приложении.
Приглашаются все желающие!
Приложение
Студенческий Пушкинский конкурс 2017 года
Тема: Композиционная организация повести А.С. Пушкина «Метель».
Цель: Анализ композиционной организации произведения как гармонического целого (с определением и обоснованием «золотого сечения»).
Сверхзадача: выявить творческие принципы в работе А.С. Пушкина; раскрыть особенности авторского сознания.
Участники конкурса: бакалавры, прежде всего филологи-русисты, 1 — 4 курсов.
Уточнение: особый статус бакалавров 1-го курса.
Жюри конкурса: магистранты 2-го года обучения Бочарова Анна Александровна, Гребенщиков Юрий Юрьевич, Захарова-Елистратова Анастасия Валерьевна.
Сроки представления работ: по 22 октября 2017 года включительно. Работы подаются М.Б. Лоскутниковой на эл. адрес: maria.loskutnikova@mail.ru
Оглашение результатов конкурса: при завершении Пушкинского семинара 27 октября 2017 года.
Премирование: 1-я премия — большая шоколадка; 2-я премия — шоколадка поменьше; 3-я премия — шоколадная конфета.
Уточнение: поскольку 1-й курс еще не изучал и к завершению конкурса не изучит тему «”Конструкция” произведения», для студентов этого курса вводится особое премирование — «За устремленность к знаниям и волю к победе». Премирование 1-го курса будет осуществлено за счет дополнительного модуля к дисциплине «Введение в литературоведение»: 1-я премия — 5 баллов; 2-я премия — 4 балла; 3-я премия — 3 балла; поощрительная премия — 1 балл. Количество премий не ограничено.
Условия проведения конкурса
Существо работы. Выявить концептуальную логику в работе А.С. Пушкина, с обоснованием «золотого сечения» текста как кульминационного этапа в развитии гармонического целого. Для этого выделить структурные части произведения, присвоить им порядковый номер и дать им условное название. В работе указать начало и конец каждой из частей (первые и последние 3-4 слова).
Технический режим работы. Шрифт Times New Roman; поля стандартные (верхнее и нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см), кегль 14; интервал полуторный; выравнивание «по ширине»; абзац автоматический (1,25 см). Номера страниц, начиная с 1-й, указывать «от центра». Фамилия и имя автора работы, а также курс и группа — в правом верхнем углу 1-й страницы.
Работы присылать в приложении.
Оценивание работы. При одинаковом рассмотрении повести А.С. Пушкина разными студентами приоритет сохранит 1-я из присланных работ.
Руководитель Инновационной площадки
«Литературное наследие России» М.Б. Лоскутникова
11 октября 2017 года