из цикла Ю. А. Евграфова «Осенний крик ястреба» на стихи И.А. Бродского




Аннотация на хор «Ты забыла деревню»

 

Сам композитор характеризует «Осенний крик ястреба» как ораторию для сопрано, баритона, хора (смешанного и детского) и органа. Цикл создавался в период с 1991 по 1993 год. Впервые исполнен Тульским государственным хором под управлением автора 9 ноября 1994 года в московском Центральном доме композиторов.

Юрий Анатольевич Евграфов (1949 г., Москва) - композитор, педагог, хоровой дирижер, также автор публикаций по хоровому искусству. Окончил Московское государственное хоровое училище, а впоследствии Московскую государственную консерваторию по направлениям «дирижирование хором» и «композиция». Занимал должность художественного руководителя и главного дирижера Камерного вокально-хорового коллектива Гостелерадио СССР (1991-1992 гг.), Тульского государственного хора (1994-1995 гг.). Также это действующий председатель творческой секции хоровой музыки Союза московских композиторов, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства МГК им. Чайковского, член жюри многочисленных всероссийских конкурсов. В числа публикаций Ю. Евграфова - свыше 50 научных трудов (монография «Элементарная теория мануального управления хором», статьи, эссе, учебные программы, пособия, репертуарные сборники и др.).

Перу Ю. Евграфова принадлежат два сборника фортепианных миниатюр, инструментальные пьесы, несколько вокальных опусов и сюита «Красноярские напевы» для оркестра русских народных инструментов (1979 г.), однако наибольшая часть его композиторского наследия связана с хоровым исполнительством. Наиболее известные произведения – поэма для баса, хора и симфонического оркестра «Сияй, Москва» (1980 г.) на слова Д. Кутультинова, шесть «Сапгир-симфоний» для смешанного хора и солистов на слова Г. Сапгира; cреди сочинений для хора a capella - «Страсти по Овсею» для хора и тенора также на слова Г. Сапгира (2003 г.), поэма «Портреты мастеров», на данный момент заключающая в себя пять частей, «Времена года» на поэзию Ф. Тютчева, А. Блока и С. Есенина (1996 г.) и другие. Всего композитором создано около 200 хоровых произведений. Для музыкального языка Ю. Евграфова характерно применение богатого разнообразия приемов пения для достижения конкретной выразительности образов (пение на закрытый рот, сольфеджио, использование тембровой красочности, например, как унисонов в партии, так и divisi вплоть до восьми голосов). Хоровым сочинениям композитора присуща свобода музыкального размера, продиктованная поэтическим метром, декламационность мелодии и своего рода инструментальность изложения. Произведения чаще имеют тональную основу, однако порой композитор применяет и додекафонные ряды, а с точки зрения гармонии произведения зачастую насыщены современными средствами выразительности - кластерными созвучиями, квартаккордами, полиаккордикой. Преобладает гомофонно-гармонический склад фактуры, способствующий выдвижению поэтического текста на первый план, но композитор не отказывается от полифонической техники – в частности, в начале девятого номера «Осеннего крика ястреба» фугато сообщает тревожное состояние слушателю.

Оратория «Осенний крик ястреба», которую композитор посвятил памяти отца, состоит из тринадцати частей; «Ты забыла деревню» - четвертый номер. Своим названием она обязана одноименному стихотворению Иосифа Александровича Бродского. Композитор разделил это одно из немногочисленных «сюжетных» стихотворений поэта на несколько неравных частей – и эти части положил в основу нечетных номеров оратории. Таким образом, стихотворение служит своего рода лейттемой цикла; трагический сюжет «Осеннего крика ястреба» поэтапно разворачивается для слушателей от начала к концу оратории. Для четных номеров оратории композитор избрал другие известные стихотворения поэта. Соседние соединяются между собой по принципу контраста – как образного содержания, так и исполнительского состава.

Иосиф Александрович Бродский (1940 г., Ленинград – 1996 г., Нью-Йорк) – русский и американский поэт, драматург, эссеист, переводчик, также занимался преподавательской деятельностью за рубежом. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. Образ мышления поэта и его творчество неразрывно связаны с музыкой, которая была с ним с детских лет, в годы ссылки и эмиграции. Он говорил: «Не знаю, в чем точно заключается, но музыка мне очень помогает». Так и манера чтения молодого Бродского, сохраненная в аудиозаписях, порой напоминает мелодекламацию. Примечательно, что в годы гонения поэта на родине в его защиту активно выступал Д.Д. Шостакович. К поэзии Бродского обращались композиторы Б. Тищенко («Рождественский романс»), А. Королев (цикл хоров «Письма римскому другу»), Ю. Евграфов (помимо оратории создан пятичастный вокальный цикл).

Стихотворение «Ты забыла деревню» было написано в 1976 году, когда поэт был уже в эмиграции. Его тема навеяна воспоминаниями о деревне Норинской на юге Астраханской области, куда Бродский был сослан на полтора года по итогам судебного процесса 1964 года:

 

Ты забыла деревню, затерянную в болотах

залесенной губернии, где чучел на огородах

отродясь не держат -- не те там злаки,

и доро́гой тоже все гати да буераки.

Баба Настя, поди, померла, и Пестерев жив едва ли,

а как жив, то пьяный сидит в подвале,

либо ладит из спинки нашей кровати что-то,

говорят, калитку, не то ворота.

А зимой там колют дрова и сидят на репе,

и звезда моргает от дыма в морозном небе.

И не в ситцах в окне невеста, а праздник пыли

да пустое место, где мы любили.

 

Идейный смысл стихотворения вызывает параллели с мироощущением есенинской поэзии. С болью Бродский вспоминает образы деревни, жизнь в которой он называл лучшим периодом жизни, переживает о судьбах ее жителей – так, Пестерев – это хозяин избы, где поэт провел годы ссылки.

Стихотворение написано характерным для Бродского дольником – ритмически свободным размером стиха, на который композитор откликается свободной метрикой хорового сочинения. Евграфов, используя стихотворение, берет начальные слова «Ты забыла деревню» в качестве текстового (но не музыкального!) рефрена, помещая их между четверостишиями, в остальном не изменяя оригинальный текст. Форма хорового произведения, таким образом – строфическая, в которой выделяются три раздела, сообразно трем четверостишиям, и кода.

 

а b с Кода
4 т. (рефрен) + 9 т. 4 т. (рефрен) + 9 т. 1 т. (рефрен) + 13 т. 5 т. (рефрен)

 

Стихотворение Бродского Евграфов услышал как исповедь поэта, щемящее, болезненное сердцу воспоминание. Главная тональность сочинения – cis-moll. Диезный минор способствует драматическому характеру произведения.

Словесно обозначение темпа не указано, четверть = 72. Произведение открывается фразой у женского хора – «Ты забыла, ты забыла деревню, ты забыла деревню». Это рефрен, главная мысль, красной нитью проходящяя через сочинение. Повторение текста и мелодической формулы, органный пункт придают рефрену сосредоточенный, несколько скорбный характер, особенно определенный в коде, где указано обозначение темпа poco più lento. Значительно видоизменяется рефрен только перед третьим разделом, приобретая роль небольшой связки – далее он не приводится.

 

 

Изложение стихотворения композитор поручил партиям соло: на словах «Ты забыла деревню, затерянную в болотах…» - тенора, «Баба Настя поди померла…» - альты, «А зимой там колют дрова» - басам. Мелодизм отличается декламационностью, на что указывает поступенность движения и повторность интонаций, в частности – восходящего скачка на терцию и кварту с последующим заполнением. В совокупности соло партий звучат как единый монолог, с характерным для каждого тембра оттенком настроения. На словах «либо ладит из спинки нашей кровати что-то…», а также «не в ситцах в окне невеста» композитор использует полновесное звучание всего хора на mf и F. В них равноценны мелодическая линия сопрано и второго баса – крайних голосов, которые словно бы соперничают друг с другом, создавая очень внушительное звучание фактуры. Это кульминационные эпизоды, в которых ощущается выплеск скопившегося переживания. После второй, главной кульминации следует небольшой эпизод соло мужского хора и сопрано, который переходит в коду – здесь эмоциональность уступает место грусти, осознанию того, что прошлое невозвратимо: «Да пустое место, где мы любили».

Диатоника, плагальность и ладовая переменность в этом сочинении связывают его с традициями русской народной музыки, облекая «в плоть» идею стихотворения, воспевающего русскую деревню. Гармонические средства способствуют эмоциональному переживанию. Так, при соло теноровой партии, аккомпанирующий им женский хор при переходе на новую гармонию часто создает с мелодией терпкую секунду – рождая ощущение некоторой хрупкости, болезненности мыслей. Второй раздел сочинения крайне насыщен выразительными гармоническими средствами – помимо секунд между солирующей партией альтов и сопровождением, композитор использует квартаккорд, аккорды с побочными тонами, применяет выразительный хроматический ход:

 

Гармоническими, мелодическими и фактурными средствами композитор достигает нарастания или спада эмоциональной напряженности, вызывая чувство сопереживания у слушателя, как будто бы сам поэт в этой музыке рассказывает им переживания своей души.

Тип хора – смешанный, вид – четырехголосный (SATB). Divisi в партии альтов, теноров и басов.

Диапазон партии вторых басов - от cis большой октавы до dis первой. Диапазон партии первых басов - от fis большой октавы до dis первой. Диапазон партии вторых теноров – от cis малой октавы до e первой. Диапазон партии первых теноров – от cis малой октавы до gis первой. Диапазон партии первых и вторых альтов от gis малой октавы до dis второй. Диапазон партии сопрано – от dis первой октавы до gis второй.

Тесситурные условия, в целом, удобны. Однако, не столь удобно соло партии теноров, так как написано в низком для них регистре. Возможно, не будет хватать звука – тогда искуственно придется прибирать аккомпанирующий им женский хор.

В отношении интонирования проблемными могут показаться как аккомпанементы, так и фрагменты хорового tutti. В первом случае трудность может быть связана с переменным размером - необходимо работать с партиями отдельно, добиваясь единой пульсации и одновременного перехода между гармониями. Аккорды tutti уместно пропеть и вертикалями, ведь с учетом divisi число голосов достигает семи. Наиболее ярко в аккорде должна звучать партия вторых басов и сопрано, «середина» аккорда не должна быть громче этих голосов, иначе проблема строя не будет решена. В работе над соло партий полезно выявить опорные ноты, чтобы добиться ритмического и интонационного ансамбля и поработать с исполнителями по отдельности, добиваясь в итоге единой манеры в соло партии.

В стихотворении Бродского очень часто встречаются мягкие фонемы «э» и «а», которые композитор также услышал – он и приводит к этим фонемам опорные ноты. Соответственно, характер звука будет светлым, легким. Текст вокально удобен и не требует особых дикционных усилий, но даже в словах «Ты забыла деревню» рядом стоят согласные «л» и «р», которые требуют внятного произношения. Встречаются они и далее – «померла», «говорят, калитку», «колют дрова». Текст требует цепного дыхания у хористов, звуковедение – legato, в момент кульминации – легкое marcato.

Дирижерские трудности связаны в первую очередь дирижированием несимметричных размеров и постоянной сменой размера. Поможет декламация стихотворения и заучивание партитуры на фортепиано с пульсацией, возможно под метроном. Важна проблема заполнения долей, в которой может быть две либо три восьмые, которые рукой необходимо ощущать «дирижеру». Произведение идет в едином темпе без агогических изменений вплоть до коды – дирижеру необходимо соблюдать единство пульсации. При пении партий соло дирижер обязан управлять также и аккомпаниментом, не терять слуховой контроль над ним. Переходы от пения партий соло к эпизодам tutti должны сопровождаться сменой объема и наполняемости жеста. Работая над этими задачами и фрагментами произведения, дирижеру необходимо добиться соединения его в единое целое. На мой взгляд, задача эта заключается в правильном выборе темпа и грамотном достижении кульминации – первой, частной, и второй, главной.

Применяется дирижерская схема на два (6\8 и 5\8) на три (7\8, 8\8, 9\8, 3\4) и на четыре (9\8, 10\8, 11\8, 4\4). Характер дирижерского жеста – legato, в эпизодах tutti – маркатированное). Применяется простой ауфтакт, чаще – предыктовый, в кульминации – задержанный. Ферматы присутствуют на паузе и на последнем аккорде, на котором дирижер должен прибрать звучание хора до снятия. Общехоровых снятий нет, снятий партий происходят на границе разделов и служит, своего рода, формообразующими.

Для исполнения произведения требуется средний по количеству людей состав хора, профессиональный, с обязательным наличием басов-октавистов. Главная задача дирижера – постичь стихотворение Бродского и то, как услышал его автор музыки. Это сочинение я считаю выдающимся в современной хоровой музыке, однако слушателю его необходимо правильно представить, передать вложенные в него авторами эмоции. «Ты забыла деревню» может быть с успехом исполнено как в рамках оратории, так и в отдельной программе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: