Анализ сравнения редакций




Заявление-требование.

Уважаемые наши надзорные органы! В нашем городе Нижний Тагил администрация города затеяла концессию на строительство мусоросортировочного завода и полигона ТКО согласно нового закона о «утилизации мусора». Данная концессия не согласовывалась ни с населением, ни с общественниками. Поэтому начались массовые протесты!

 

Нормативные правовые акты на основании которых осуществляется общественный экологический контроль:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  4. Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 42 Конституции РФ регламентирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право является первоосновой для осуществления гражданами общественного экологического контроля.

Право на проведение такого контроля прямо закреплено в ст.68 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ об охране окружающей среды) и ст. 27 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах). Последний закрепляет право на осуществление общественного контроля в области обращения с отходами.

Кроме этого, право граждан и организаций на проведение и участие в проведении общественной экологической экспертизе закреплено положениями статей 11 и 12 ФЗ об охране окружающей среды.

ВАЖНО!

Ни один нормативный акт не устанавливает формы, методы и порядок проведения общественного экологического контроля, что значит субъекты контроля могут осуществлять его в любой, незапрещенной законом, форме.

Субъектами, осуществляющими общественный контроль, могут являться общественные объединения и граждане.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» граждане на добровольной основе создают общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей либо вступают в уже существующие. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей.

Стоит учитывать, что общественное объединение может осуществлять экологический контроль только при условии указания на это в уставных документах организации.

Ч.3 ст.68 ФЗ об охране окружающей среды устанавливает, что результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Анализ практики правоприменения показывает, что существует четыре основных формы осуществления общественного экологического контроля:

— общественные слушания. Данная форма общественного контроля применяется в основном для обсуждения с гражданами плана застройки или размещения объектов благоустройства.

— общественные проверки. Как правило проводятся совместно с представителями уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления. Граждане могут выступать как свидетели, очевидцы, понятые и т.д.

— общественный запрос информации. Как уже отмечено выше, Конституция закрепляет право граждан на полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и о ее загрязнении, в том числе. Данное право принадлежит как физическим, так и юридическим лицам.

Граждане и общественные объединения могут обращаться в организации и к должностным лицам за получением своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

ВАЖНО!

За непредставление запрошенной информации или за предоставление заведомо недостоверной, искаженной информации виновные юридические и должностные лица несут административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ – административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

— Информирование государственных органов власти или органов местного самоуправления о фактах нарушения экологического законодательства. Данная форма экологического контроля является на сегодняшний день самой эффективной. Гражданин или организация сообщает в письменном или устном виде в уполномоченный орган о факте нарушения норм экологического права, а уполномоченный орган в свою очередь принимает соответствующие меры пресечения и ответственности виновных лиц.

Механизм информирования построен на работе Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления отвечать на поступившие в их адрес обращения граждан в течение 30 дней.

В случае, если орган власти не реагирует на обращение граждан или нарушает сроки, КоАП РФ устанавливает ответственность за такие действия в ст.5.59. Форма ответственности – административный штраф, налагаемый на должностных лиц, в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Стоит сказать, что региональные власти в последние годы пошли по направлению развития инструментов электронной демократии и обращения граждан, в том числе и сообщающих об экологических нарушениях, принимаются на специализированные порталы, многие из которых являются официальными порталами органов власти. Самыми яркими и удачными примерами являются порталы г. Москвы: https://gorod.mos.ru/ и Тульской области: https://or71.ru/solve_problem/ (последний имеет специальную категорию для жалоб – экология и ветеринария). Существуют и общественны порталы, например Сердитый гражданин: https://www.angrycitizen.ru/

Стоит упомянуть, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ с конца 2013 года запустило в работу специализированный портал, посвещенный сбору сообщений граждан об экологических правонарушениях (в большей степени, о нарушениях порядка обращений с отходами) – Наша природа: https://priroda-ok.ru/#home: К сожалению, сайт работает неэффективно и обращений на нем на порядок меньше

Стоит отметить, что именно последний инструмент общественного экологического контроля работает эффективней всего, так как солидная часть административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере экологии выявляются гражданами.

Установить связь общественного экологического контроля и судебной практики достаточно сложно, так как полномочия по принятию решений в сфере экологических правонарушений чаще всего принадлежат административным органам, а не суду.

ЗАМЕЧАНИЕ

Если анализировать практику рассмотрения обращений граждан, подаваемых, в том числе и через порталы электронной демократии, то следует отметить, что решения по данным сообщениям принимаются достаточно часто с превышение 30-дневного срока. Данный факт можно объяснить, что органы власти проводят дополнительную экологическую экспертизу, а при наличии правонарушения, в связи с большим объемом работы, сроки на устранение проблемы затягиваются (достаточно сложно быстро убрать несанкционированную свалку, если она занимает по объему целый полигон).

Основные нормативные правовые акты, регулирующие режим обращение с отходами в России:

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления»

 

  1. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

 

  1. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (ред. от 05.02.2013) «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности»

 

  1. Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»

 

  1. Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»

 

Все отходы в соответствии с Федеральным законом 89-ФЗ делятся на 5 классов опасности в зависимости от потенциальной угрозы для человека и окружающей среды, которую они несут. Критерии отнесения того или иного отхода к конкретному классу опасности закреплены в Приказе Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 N 511.

Классы опасности определяются следующим образом:

N п/п СТЕПЕНЬ вредного воздействия опасных отходов на ОПС КРИТЕРИИ отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС КЛАСС ОПАСНОСТИ отхода для ОПС
1. ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует I КЛАСС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЕ
2. ВЫСОКАЯ Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия II КЛАСС ВЫСОКООПАС- НЫЕ
3. СРЕДНЯЯ Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника III КЛАСС УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ
4. НИЗКАЯ Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет IV КЛАСС МАЛООПАСНЫЕ
5. ОЧЕНЬ НИЗКАЯ Экологическая система практически не нарушена V КЛАСС ПРАКТИЧЕСКИ НЕОПАСНЫЕ

 

Класс опасности определяется в зависимости от наличия в отходе конкретного вредного вещества или его соединения с учетом концентрации в отходе данного вещества/соединения.

 

В случае работы с отходами 1, 2, 3 и 4 классов опасности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан получить лицензию для для осуществления следующей деятельности:

  1. Обезвреживание отходов I класса опасности
  2. Обезвреживание отходов II класса опасности
  3. Обезвреживание отходов III класса опасности
  4. Обезвреживание отходов IV класса опасности
  5. Размещение отходов I класса опасности
  6. Размещение отходов II класса опасности
  7. Размещение отходов III класса опасности
  8. Размещение отходов IV класса опасности

Для получения лицензии юрлица и ИП обязаны соответствовать ряду критериев (наличие объектов обезвреживания и размещения отходов, проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, наличие работников, обладающих необходимой квалификацией и т.д.), а также предоставить в лицензирующий орган необходимые документы. Осуществление предпринимательской деятельности без получения лицензии или с нарушением требований, установленных лицензией, влечет административную ответственность в соответствии с ч.2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В новой редакции 89-ФЗ закрепил запрет на захоронение отходов, которые могут быть переработаны. В первую очередь это касается цветных, черных, драгоценных и редкоземельных металлов.

Однако сфера оборота данных категорий отходов регулируется Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» и Федеральным закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Основы тарифной политики на утилизацию и вывоз установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Так, на сегодняшний день каждый тариф ЖКХ, в том числе и на вывоз и утилизации отходов проходит согласование с уполномоченным органом. В случае, если тариф рассчитан с превышением производственной необходимости, не соответствует объему производства или тариф исключает возможность пользования услугой по причине дороговизны, то указанный орган может направить предложение организации, разработавший тариф и оказывающий услуги предложения по пересмотру тарифа, в противном случае орган власти вправе самостоятельно рассчитать и установить тариф.

Непосредственно в регионах органам, ответственным за установление тарифов является комитет по тарифам, департамент по тарифам и т.д. Например в Санкт-Петербурге тарифы установлены Информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.08.2012 N 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012». Кроме этого, большой интерес вызывает эксперимент Санкт-Петербурга по увеличению отходов, проходящих переработку. Участие в эксперименте юрлиц добровольное. Заявленный объем переработки – 21 % от общего объема отходов. Порядок проведения эксперимента утвержден Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2013 N 208-р «О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения, проживающего в многоквартирных домах, расположенных на территориях Красногвардейского, Колпинского, Московского районов Санкт-Петербурга»

В муниципалитетах тарифы на вывоз устанавливаются в зависимости от разграничения полномочий исполнительно-распорядительный орган (администрация) своим постановлением или представительный орган (совет депутатов) своим решением. Например:

— Постановление администрации Можайского муниципального района МО от 15.03.2013 N 418-П (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении тарифов на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые муниципальным унитарным предприятием Можайского муниципального района Московской области «Полигон»

— Решение Совета депутатов городского округа Коломна МО от 31.10.2013 N 52-РС «Об утверждении норм накопления отходов потребления в жилом секторе в городском округе Коломна»

— Постановление администрации Воскресенского муниципального района МО от 28.06.2013 N 1416 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов (с учетом утилизации), оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Специализированное коммунальное хозяйство»

Правительство России, в свою очередь, утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Основы ценообразования и правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.

Что касается порядка взаимодействия с организациями, осуществляющими вывоз и утилизацию отходов, то в Москве до сих пор действует Постановление Правительства Москвы от 27.01.1998 N 62 «Об улучшении организации санитарной очистки городских территорий от бытовых отходов» (вместе с «Порядком взаимодействия жилищных организаций с предприятиями, осуществляющими вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов»).

Анализ сравнения редакций

Анализ Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производился на основе метода сравнения текстов редакций. Глубина анализа – 5 лет, под анализ попали следующие редакции закона:

от 18.07.2011 N 242-ФЗ

от 19.07.2011 N 248-ФЗ

от 07.11.2011 N 303-ФЗ

от 21.11.2011 N 331-ФЗ

от 25.06.2012 N 93-ФЗ

от 29.06.2012 N 96-ФЗ

от 28.07.2012 N 128-ФЗ

от 23.07.2013 N 226-ФЗ

от 21.10.2013 N 278-ФЗ

от 25.11.2013 N 317-ФЗ

от 21.07.2014 N 219-ФЗ

от 21.07.2014 N 261-ФЗ

от 29.12.2014 N 458-ФЗ

от 29.12.2014 N 485-ФЗ

Анализ затронул и редакцию закона от 29.12.2014 г., в том числе и изменения, не вступившие в силу.

Законодатель вводит ряд новых понятий (ст. 1 закона), сильно изменяющих общее понимание закона, что достаточно сильно может сказаться на практике правоприменения.

  1. расширен перечень отходов производства и потребления. Теперь к ним относится и отходы, образовавшиеся в ходе оказания услуг и выполнения работ.
  2. Максимальный срок хранения отходов теперь ограничен 11 месяцами
  3. Введено понятие утилизации отходов. Сделан достаточно большой упор именно на утилизации и подготовки к ней (в том числе и раздельный сбор, сортировка и отчистка). Представляется, что такая тенденция приведен к изменению правоприменительной практики и направлена на более активное внедрение механизмов переработки отходов, применения вторсырья и т.д. В пользу этого говорит еще и тот факт, что закон закрепляет работу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, закрепляет понятие групп однородных отходов
  4. Введено новое понятие – твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицам
  5. Даны раскрытие понятия объектам хранения, захоронения и обезвреживания отходов
  6. Ряд положений введен для регулирования правоотношений, связанных с экологическим сбором: отходы от использования товаров, норматив утилизации отходов от использования товаров

Из-под действия закона выведены медицинские отходы (ранее – отходы лечебно-профилактических учреждений), вещества, разрушающие озоновый слой, отходы разведки и добычи углеводородного сырья.

Закон закрепляет ряд приоритетных направления государственной политики в области обращения с отходами:

— максимальное использование исходных сырья и материалов;

— предотвращение образования отходов;

— сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

— обработка отходов;

— утилизация отходов;

— обезвреживание отходов. Ч.2 ст.3

Отношения, связанные с правом собственности на отходы полностью теперь регулируются положениями ГК РФ. Ст.4

Значительно расширены полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами. Обобщая, можно вывести несколько групп полномочий, направленных на решение конкретных вопросов:

а) полномочия по регулированию политики в сфере экологического сбора: установление нормативов утилизации, ставок сбора, порядка самостоятельной утилизации, осуществление контроля за уплатой экологического сбора, создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров и т.д.

б) регулирование обороте отходов I-VI классов опасности: установление требований к объектам хранения, захоронения, размещения отходов, порядок отнесения к классам опасности отходов, паспортизация отходов и т.д.;

в) правоотношения, связанные с ценообразованием и тарифной политикой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), а также гражданско-правовые отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО. Ст.5

Перераспределение полномочий между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется на основании положений ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст.8.1

Несколько уточнены требования в области лицензирования. Установлен запрет на одновременную работу по утилизации, обезвреживанию, обработке отходов 1-4 класса опасности двух ИП или юрлиц, имеющих лицензию на это на одном объекте. Ст.9

Уточнен порядок ликвидации горных выработок. Ст.10

В общих требованиях к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов сделан акцент на внедрение наилучших доступных технологий, а не новейших, а также установлена обязанности по проведению мониторинга не только состояния, но и загрязнения окружающей среды. Ст. 11

Исключено из закона требование наличия разрешения, выданного уполномоченным органом гос. Власти, для создания объектов размещения отходов. – ст.12

Законодатель сделал акцент, что при определении данных о свойствах и составе отходов, включаемых в паспорт отходов, необходимо придерживаться законодательства в сфере единства измерений – ч.3 ст. 14

Ст. 15 дополнена указанием, что порядок профподготовки лиц, работающих с отходами 1-4 класса опасности устанавливает уполномоченный орган.

Ст. 16 требования к транспортировки отходов 1-4 класса опасности теперь не регулируются ГОСТами.

В ряде статей (например, 17, 19, 20) понятие «использование» заменено на «утилизацию»

ВАЖНО!!!

Введена в действие статья 24.1, регулирующая утилизационный сбор за колесные транспортные средства, которые платят производители транспорта, ввозящие транспорт на территорию РФ или же приобретатели ТС.

Установлен порядок определения размера сбора и его уплаты, случаи, при которых утилизационный сбор не уплачивается, порядок компенсации затрат юрлицам и ИП, деятельность которых связана с утилизацией отходов и которые утратили ТС, за который был уплачен утилизационный сбор

 

ВАЖНО!!!

Ст.24.4 устанавливает нормы, регулирующие правоотношения в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Данная статья налагает на производителей, импортеров товаров и упаковок, перечень которых утвержден Правительством РФ, осуществлять самостоятельную утилизацию отходов, образовавшихся в результате использования товара или упаковки. В противном случае производитель или импортёр обязан уплатить экологический сбор, который определяется в зависимости от объема производимого товара и степени вреда, который данный товар приносит окружающей среде, при этом учитываются и затраты. Необходимые на транспортировки и утилизацию данного товара или упаковки.

Производитель/импортер обязаны предоставлять отчет о выполненной обязанности по утилизации отходов от использования товаров. При этом государство устанавливает нормативы утилизации для разных категорий отходов от использования товаров. При этом, если производитель/импортер не выполнил норматив по утилизации, то он уплачивает экологический взнос только в объеме невыполненных нормативов.

Установлены сроки уплаты экологического сбора и подачи отчетности об утилизации отходов от использования товаров.

Для учета оборота отходов от использования товаров создается специальная единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации – ст.24.3

Закон определяет объем информации, который будет содержать система, порядок ее создания и эксплуатации, ответственность за ее ведение. Установлен круг субъектов и пользователей системы.

Ст. 24.4 устанавливает порядок и режим предоставления информации для включения в ЕГИС учета отходов от использования товаров.

Статья 24.5 определяет правовой режим экологического сбора, порядок его уплаты, определение ставки сбора и способа его исчисления.

Средства, полученные от уплаты экологического сбора предоставляются бюджетам регионов форме субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями, импортерами таких товаров, путем уплаты экологического сбора, а также для:

строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;

разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;

софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.

 

Ст. 26. Устанавливает, что порядок осуществления производственного контроля теперь не нужно согласовывать с органами власти, и что производственный контроль является частью производственного экологического контроля.

Особая оговорка сделана в ст.29.1 для муниципальных образований, включенных в состав территории Москвы. Для таковых до 1 января 2025 года допускаются нахождение и эксплуатация ранее созданных объектов размещения отходов.

Ответственность

89-ФЗ указывает, что за нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность..

Дисциплинарная ответственность устанавливается работодателем по отношению к работникам за нарушение внутренней трудовой дисциплины согласно положениям ТК РФ

КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами:

Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ч.2 ст. 8.6. Порча земель

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —

Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ч.5 ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах —

Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Ст. 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Ответственность: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Ч.2.3 ст. 8.31

  1. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса

Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов,

Ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность предусмотрена статьей 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»

  1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Гражданско-правовая ответственность регулируется обязательствами, вытекающими из деликтных правоотношений и устанавливается судом на основании поданного иска.

Наиболее показательным с точки зрения уголовного наказания можно назвать приговор Тушинского районного суда города Москвы от 13 января 2010 года, а также кассационное определение и постановление Московского городского суда от 4 августа 2010 г. N 4у/11-5902 об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

В рамках данного дела руководителю юридического лица, совершившего преступление по ч.2 ст. 247 УК РФ было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года УСЛОВНО. Практика складывается таким образом, что суд крайне редко назначает реальное отбывание наказания по уголовным преступлениям.

Что касается административной ответственности, то наиболее часто применимой статьей является ст.8.2 КоАП РФ. Примечательна практика Девятого арбитражного апелляционного суда. Большая часть практики по ст. 8.2 касается привлечению к ответственности юрлиц, так как их «поймать за руку» намного легче, нежели граждан. Девятый арбитражный апелляционный суд крайне редко отменяет решение административных органов, так как последние стараются четко соблюдать рекомендации, изложенные в Письме Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32

«О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора», а также в Письме Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»). Основная мера ответственности – административный штраф, но случается и административное приостановление деятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ!

Если оценивать тенденции, то можно смело говорить, что не только отдельные регионы, но и все федеральное законодательство в области обращения с отходами начинает переходить на рельсы переработки и эффективного использования отходов, нежели из захоронения и хранения. Это ясно из формулировок и наметок будущих механизмов.

К сожалению, стоит отметить, что часть норм законов пока не сопровождается необходимыми подзаконными, актами, а это значит, что фактическое их действие пока отсутствует.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие режим свалок и полигонов ТБО в России:

 

Федеральные законы:

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления»

— Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

— Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды»

 

Подзаконные акты:
— Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 (ред. от 05.02.2013) «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности»

— «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996)

— Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: