к Конституции Российской Федерации № 885214-7




СПРАВКА

К проекту Закона Российской Федерации о поправке

к Конституции Российской Федерации № 885214-7

" О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"

(одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года).

 

Законопроектом в Конституцию РФ предлагается внести изменения, предусматривающие следующее:

1) По вопросам безопасности, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации:

Предусмотреть следующие положения:

- Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются (справочно: в настоящее время статьей 2801 УК РФ установлена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации);

- на конституционном уровне закрепить для отдельных должностных лиц запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (в настоящее время этот запрет установлен ФЗ от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»). Ограничение устанавливается для:

· Президента РФ;

· Председателя Правительства РФ и его заместителей, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти;

· Уполномоченного по правам человека;

· сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы;

· руководителей федеральных государственных органов;

· высших должностных лиц субъектов РФ;

· судей и прокуроров;

- Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории РФ;

- Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;

- Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;

- Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства;

- решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации;

 

2) По вопросам социальной политики и культуры:

Предусмотреть следующие положения:

- дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;

- русский язык как государственный язык Российской Федерации является языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;

- культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством;

- государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия;

- Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности;

- Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

- в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;

- в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат;

- в Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность;

 

3) В части полномочий Президента РФ:

- уточнить, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (в настоящее время – гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет). Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства;

- уточнить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков (в настоящее время – более двух сроков подряд). При этом ограничения по замещению одним лицом должности Президента более двух сроков применяются к кандидатам после вступления в силу поправки к Конституции РФ. Таким образом, первым сроком будет считаться срок, на который он будет избран в результате выборов, проведенных после вступления в силу изменений к Конституции РФ;

- установить, что Президент РФ обеспечивает гражданский мир и согласие в стране;

- уточнить, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов не государственной, а публичной власти (поскольку предусмотрено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории);

- предусмотреть, что Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ;

- наделить Президента РФ полномочием утверждать по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, и вносить в нее изменения, определять органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. В случае если Председатель Правительства РФ освобожден Президентом РФ от должности, вновь назначенный Председатель Правительства РФ не представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

- наделить Президента РФ полномочием назначать на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождать от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ (в настоящее время Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ, а прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ);

- наделить Президента РФ полномочием вносить в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Совет Федерации решает вопрос о прекращении полномочий указанных судей или об отказе в этом;

- наделить Президента РФ полномочием по формированию Государственного Совета РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета РФ определяется федеральным законом;

- установить, что Совет Безопасности РФ (полномочиями по формированию которого Президент РФ уже наделен Конституцией РФ) формируется в целях содействия главе государства в осуществлении его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз;

- установить, что Администрация Президента РФ (полномочиями по формированию которой Президент РФ уже наделен Конституцией РФ) формируется Президентом РФ в целях обеспечения реализации своих полномочий;

- на конституционном уровне закрепить неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (в настоящее время неприкосновенность и иные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, предусматриваются ФЗ от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»). Президент РФ, прекративший исполнение полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ для отрешения от должности действующего Президента РФ (т.е. Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения);

- предусмотреть, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, пожизненно входит в Совет Федерации (при этом он вправе отказаться от полномочий сенатора РФ)

 

4) В части полномочий Правительства РФ:

- установить, что Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех из них, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

- закрепить, что Председателем Правительства РФ, Заместителем Председателя Правительства РФ, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти, руководителем федерального государственного органа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- предусмотреть персональную ответственность Председателя Правительства РФ перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий;

- предусмотреть, что Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ;

- уточнить что если Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой был поставлен вопрос о доверии Правительству РФ и Государственная Дума отказала в доверии, Президент РФ вправе, а не обязан в течение 7-ми дней принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Такая обязанность закрепляется за Президентом РФ только в том случае, если Правительство РФ в течение 3-х месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет;

- Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ в следующих случаях:

· в течение года после избрания Государственной Думы;

· с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

· в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

· в течение года после назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ, состоявшегося после того, как Государственная Дума три раза отклонила представленные кандидатуры Председателя Правительства РФ;

- закрепить за Правительством РФ новые полномочия:

· обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей;

· обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранения и развития ее научного потенциала;

· обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации, создания доступной среды для инвалидов и улучшения качества их жизни;

· осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в т.ч. некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики;

· осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;

· содействие развитию предпринимательства и частной инициативы;

· обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

· создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

5) В части полномочий Федерального Собрания РФ:

- Государственная Дума утверждает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, после чего он назначается Президентом РФ (в настоящее время – Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ). Уточняется, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой и последующего назначения Президентом РФ Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе, а не обязан распустить Государственную Думу и назначить новые выборы;

- Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (за исключением министров «силового блока»), а Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом РФ, который не вправе отказать в назначении их на должность (в настоящее время – Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров);

- предусмотреть, что после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства РФ кандидатур его заместителей, федеральных министров Президент РФ вправе назначить заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства РФ. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства РФ кандидатур его заместителей, федеральных министров более 1/3 должностей членов Правительства РФ (за исключением должностей министров «силового блока»), остаются вакантными, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (за исключением министров «силового блока»), по представлению Председателя Правительства РФ;

- для депутатов ГД, помимо действующих в настоящее время требований (гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах), вводятся требования о постоянном проживании в Российской Федерации, отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- предусмотреть, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Сенатором РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- предусмотреть, что в Совет Федерации пожизненно входит Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (при этом он вправе отказаться от полномочий сенатора РФ);

- изменить количество назначаемых Президентом РФ представителей Российской Федерации в Совете Федерации – не более 30-ти (в настоящее время – не более 10% от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), из которых не более 7-ми могут быть назначены пожизненно (из числа граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности). Представители РФ в Совете Федерации, за исключением представителей РФ, осуществляющих полномочия сенаторов РФ пожизненно, назначаются сроком на 6 лет;

- предусмотреть, что Председатель Счетной палаты будет назначаться не Государственной Думой, а Советом Федерации, а заместитель Председателя Счетной палаты – не Советом Федерации, а Государственной Думой;

- отнести к ведению Совета Федерации заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации;

- отнести к ведению Государственной Думы заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка РФ;

- предусмотреть, что Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в т.ч. направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания;

 

6) В части судебной системы и прокуратуры:

- предусмотреть, что судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ;

- уточнить положения о Конституционном Суде РФ:

· количество судей Конституционного Суда РФ сокращается с 19 до 11 судей;

· устанавливается, что акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом РФ, не подлежат применению в ином истолковании;

· предусматривается, что Конституционный Суд РФ проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, только если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

- Конституционный Суд РФ наделяется полномочиями:

· по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов ГД, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешать дела о соответствии федеральных конституционных законов Конституции РФ;

· по запросу Президента РФ проверять конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;

· в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ;

· по запросу Президента РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверять конституционность законов субъектов РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- для судей, помимо действующих в настоящее время требований (гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5-ти лет), вводятся требования о постоянном проживании в Российской Федерации, отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- предусмотреть, что прокурорами могут быть граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

 

 

7) В части федеративного устройства и местного самоуправления:

- дополнить перечень предметов ведения РФ, включив в него следующие:

· организация публичной власти;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития РФ;

· установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в т.ч. непрерывного образования;

· федеральные информационные технологии;

· космическая деятельность (действует – деятельность в космосе);

· обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;

· метрологическая служба;

· установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в т.ч. ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;

- дополнить перечень предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, включив в него следующие:

· сельское хозяйство;

· общие вопросы молодежной политики;

· обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

· защита института брака как союза мужчины и женщины;

· создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

- установить, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории;

- предусмотреть, что на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории, организация публичной власти на которых устанавливается указанным федеральным законом;

- установить, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть не только г. Москва, но и другой город, определенный федеральным конституционным законом;

- установить, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

- предусмотреть, что особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом;

- предусмотреть, что высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- наделить органы местного самоуправления полномочием в пределах предусмотренной федеральным законом компетенции обеспечивать доступность медицинской помощи;

- закрепить, что условием наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является передача им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств (в настоящее время предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств);

8) В части порядка организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения предлагаемых изменений в Конституцию РФ:

Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных законопроектом, проводится после вступления законопроекта в силу и в случае дачи Конституционным Судом РФ заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений законопроекта и о соответствии Конституции РФ порядка вступления указанных выше изменений в Конституцию РФ.

Порядок назначения, проведения и определения результатов общероссийского голосования:

- инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит Президенту РФ, он назначает общероссийское голосование своим указом, в котором содержится вопрос, который выносится на общероссийское голосование, и определяется день общероссийского голосования. Указ Президента РФ подлежит официальному опубликованию не позднее дня, следующего за днем его подписания;

- в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для участия граждан в общероссийском голосовании, общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента РФ о его назначении. Если днем общероссийского голосования определен рабочий день, этот день является нерабочим днем. Оплата работникам за этот день осуществляется в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни;

- в общероссийском голосовании вправе принимать участие граждане РФ, достигшие на день проведения общероссийского голосования 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ участвуют в общероссийском голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в общероссийском голосовании является свободным и добровольным;

- подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии всех уровней;

- ЦИК России утверждает порядок общероссийского голосования в трехдневный срок со дня официального опубликования указа Президента РФ о его назначении, утверждает форму и текст бюллетеня для общероссийского голосования, устанавливает итоги общероссийского голосования и определяет его результаты;

- для наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников голосования и установления итогов голосования общественными палатами назначаются наблюдатели: Общественной палатой РФ – в избирательные комиссии всех уровней (в ЦИК России – только один наблюдатель), общественными палатами субъектов РФ – в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ. Порядок приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями, порядок назначения наблюдателей устанавливаются Общественной палатой РФ;

- для подготовки и проведения общероссийского голосования могут быть использованы портал «Госуслуги», иные государственные информационные системы, МФЦ, а также при наличии условий для его проведения – дистанционное электронное голосование;

- в период со дня официального опубликования указа Президента РФ о назначении общероссийского голосования и до дня официального опубликования ЦИК России его результатов определенные законодательством о выборах общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания, редакции общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в целях информирования граждан РФ о подготовке и проведении общероссийского голосования, разъяснения порядка участия в нем безвозмездно предоставляют ЦИК России и избирательным комиссиям субъектов РФ эфирное время и печатную площадь в установленных законопроектом объемах;

- ЦИК России определяет результаты общероссийского голосования не позднее чем через 5 дней после дня его проведения и осуществляет официальное опубликование этих результатов в течение 3-х дней со дня принятия решения о результатах общероссийского голосования.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, за исключением тех его положений, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ и порядок назначения, проведения и определения результатов общероссийского голосования.

После вступления Закона в силу Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу тех положений Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ.

В случае выявления несоответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона или несоответствия Конституции РФ порядка вступления в силу тех положений Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ, эти положения не вступают в силу и общероссийское голосование не проводится.

В случае, если Конституционный Суд РФ дает заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу тех положений Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ, положения Закона об общероссийском голосовании вступают в силу и проводится общероссийское голосование.

Положения Закона, которыми предусмотрены внесение изменений в текст Конституции РФ, вступают в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования в случае, если предусмотренные ими изменения в Конституцию РФ получили одобрение в ходе общероссийского голосования. Указанные изменения Конституции РФ считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан РФ, принявших участие в общероссийском голосовании. Если за указанные изменения в Конституцию РФ проголосовало менее половины граждан РФ, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и не вступают в силу.

После одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию РФ Президент РФ издает указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. Официальн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: