Модели с/дела и планирование сестринской помощи в терапии.
Тенденции:
1. ВОЗ рассматривает сестринский персонал, как реальную силу, способную удовлетворить растущие потребности населения вдоступной мед. помощи.
2. Медицинское обслуживание пожилого населения стало одной из приоритетныхзадач.
3.Особое значение придаётся помощи вне лечебного учреждения - стационар на дому, дневной стационар. Повысилась нуждаемость встационарах сестринского ухода (хоспис).
4. Люди нуждаются в советах по вопросам профилактики заболеваний, здоровому образу жизни (ЗОЖ). Появились новые виды мед. помощи связанные с поддержанием индивидуального и общественного здоровья.
Модели сестринского дела- до 19 века с/дело было сведено к уходу за пациентом. С развитием сестринской помощи многие обязанности врача стали переходить к м/с (измерение температуры, АД и т.д.). Кроме ухода м/с принимает активное участие в реабилитации и профилактике. В связи с этим появились другие модели сестринской помощи.
Модели с/дела, предлагаемые в нашей программе образования (Орэм, Хендерсон, Аллен), включают 4 составные части с/дела: пациент, с/дело, окружающая среда, здоровье.
Модели содержат следующие основные положения:
1.Определение пациента.
2.Источник проблем пациента.
3.Приоритетную задачу м/с.
4.Роль м/с.
5.Фокус вмешательства.
6.Способы вмешательства.
7.Ожидаемый результат.
Модель Д. Орэм - недостаточность самоухода. Направлена на помощь
тяжёлым инвалидам, психобольным, гериатрическим пациентам. Источник проблем - дефицит самообслуживания. Задача м/с - создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здоровья. М/с выступает в роли учителя - контролёра. Фокус вмешательства - нарушение выполнения элементов самоухода.
|
Способы с/вмешательства - ассистирование. Ожидаемый результат - достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.
Модель В. Хендерсон - предусматривает с/процесс при нарушении основных потребностей человека. Ориентирована на больных людей. М/свыступает в роли регулятора-контролёра. Современная программа образования с/дело в терапии основана на применении модели госпожи Хендерсон.
Модель М. Аллен - «Здоровье через развитие» рассматривает пациента как личность" Источником проблем пациента является изменения в его жизни, которые оказывают негативное влияние на состояние его здоровья. \
Задача м/с - выявить факторы риска и оказать помощь в достижении пациентом здоровья. М/с выступает в роли наставника-координатора. Способы вмешательства - стимулирование пациент (бросишь курить, сэкономишь денег, купишь...). Ожидаемый результат – достижение здоровья.
Планирование с/помощи в терапии.
1этап — получение информации от пациента, его родственников, медработников, мед. документации.
Субъективные данные — эго мнение пациента о своём состоянии. Объективные - это данные полученные в результате обследования пациента, мнения обследующего о состоянии пациентов. При обследовании мы получаем данные: о физических, психологических, социальных и духовных проблемах пациента
2 этап - после выделения приоритетной проблемы оформляется сестринский диагноз. В с/диагнозе учитывают настоящие и потенциальные проблемы пациента с указанием возможной причины их возникновения (головная боль, обусловленная повышением АД).
|
При постановке с/диагноза м/с определяет состояние пациента. Удовлетворительным состояние пациента считается в том случае, когда симптомы заболевания умеренно выражены. Он находится на полу постель ном режиме и полностью обслуживает себя.
Состояние средней тяжести - симптомы заболевания выражены, больной на постельном режиме, имеются ограничения самоухода.
В тяжёлом состоянии выражены симптомы заболевания, пациент на постельном или строго постельном режиме. Полностью утрачен самоуход.
3 этап - на основании состояния пациента определяется объём сестринских вмешательств.
При удовлетворительном состоянии тип с/вмешательств - консультативный, м/с обязана дать пациенту и его родным всю необходимую информацию - о сущности заболевания, режиме, диете, обследовании, ожидаемом результате, лечении, продолжительности; давать текущую информацию - о данных обследования и обеспечить пациенту возможности самоухода.
При состоянии средней тяжести тип с/вмешательств - частично компенсирующий, т е. обеспечивающий пациенту компенсацию дефицита самоухода, кроме того, обучение родственников манипуляциям по уходу.
В тяжёлом состоянии тип вмешательств полностью компенсированный, т.е. осуществление ухода за пациентом в полном объёме и обучение близких необходимым манипуляциям по уходу.
Определение целей ухода: краткосрочная (в течение одной недели), долгосрочная (больше 1 недели).
Составление плана с/вмешательств
|
Независимая деятельность - не требует специальных указаний. Независимая деятельность включает мероприятия по уходу, информацию пациенту, психологическую поддержку, наблюдение за пациентом и за результатами лечения. Наблюдение за больным включает динамику симптомов заболевания и возможных осложнений. Наблюдение за лечением имеет в виду оценку эффективности и выявление побочного действия лекарств. Зависимая - только по назначению врача. Взаимозависимая - во взаимодействии с медработниками и родственниками.
Схема плана сестринских вмешательств
1. Дать информацию пациенту (его семье): о заболевании, режиме, диете, методах обследования, принципах лечения, принципах ухода, неотложной доврачебной помощи (при необходимости)
2. Следить за соблюдением режима (в зависимости от заболевания - 1,1а,1б,2,3)
3. Следить за соблюдением диеты (№ стола в зависимости от заболевания)
4.Уход за пациентом (по жалобам)
5. Уход за пациентом (по жалобам)
6. Уход за пациентом (по жалобам)
7.Влажная уборка в палате, проветривание, кварцевание – 2 раза в день
8. Выполнение назначений лечащего врача
9. Наблюдение за пациентом: гемодинамика (АД и пульс), ЧДД, ЧСС, стул, диурез, боль, реакция на лечение и т.д.
10. Подготовка пациента к ДМО: ОАК, ОАМ, кал на я/г, биохимия крови. и др. исследования по заболеванию; инструментальному обследованию по заболеванию.