Как почти всякая другая, греческая литература в первые века своего развития существовала в форме поэзии. Но в 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства. О первых историках не известно почти ничего, кроме их имен; их сочинения состояли из пересказа преданий и не имели определенной исторической концепции. Гекатей из Милета (ок. 500) был, вероятно, первым, кто взглянул с позиций разума и логики на материал греческих легенд, в том время считавшийся историей, который он назвал собранием "нелепостей". Повествование Геродота (ок. 484 - ок. 424) о греко-персидских войнах обладает всеми признаками исторического сочинения - в них есть и критический дух, и философия истории (т.е. стремление найти в событиях прошлого общезначимый смысл), и художественный стиль, и композиционное построение. Но, хотя Геродот по праву зовется "отцом истории", величайший историк античности - Фукидид Афинский (ок. 460 - ок. 400 гг.), чье тонкое и критическое описание Пелопоннеской войны до сих пор не потеряло своего значения как образец исторического мышления и литературный шедевр. После Фукидида начался упадок исторической прозы. Историю Фукидида продолжил Ксенофонт (ок. 430 - 358 до н.э.) в своей Греческой истории - сухом рассказе о Греции между 410 и 361; гораздо лучше другое его сочинение - Анабасис, рассказ о походе (в котором участвовал сам Ксенофонт) греческого наемного войска на службе у Кира Младшего. Из работ других историков 4 в. до н.э. дошло крайне мало; следует упомянуть Феопомпа, который внес в историческое повествование цветистый риторический стиль. От древнейших философов, т.н. досократиков, дошли лишь разрозненные фрагменты. Несколько трактатов 5 в. до н.э., дошедших в составе Гиппократова корпуса, написаны чистой ионической прозой, но относятся скорее к истории науки. Больший интерес представляют софисты, представители интеллектуального, рационалистического направления греческой мысли конца 5 в. до н.э., - прежде всего Протагор, Продик и Гиппий, сочинения которых по этике, политике и риторике обладают немалыми художественными достоинствами. Однако важнейший вклад в философскую прозу сделали последователи Сократа. Хотя сам Сократ ничего не писал, многочисленные друзья и ученики изложили его взгляды в трактатах и диалогах. Среди них выделяется грандиозная фигура Платона (428 или 427 - 348 или 347 до н.э.). Его диалоги, особенно те, где ведущая роль отведена Сократу, не имеют себе равных по художественному мастерству и драматической силе. О Сократе писал также историк и мыслитель Ксенофонт - в Меморабилиях (записях разговоров с Сократом) и Пире. К философской прозе формально примыкает еще одно сочинение Ксенофонта - Киропедия, описывающее воспитание Кира Великого. Последователями Сократа были киник Антисфен, Аристипп и др. Из этого круга вышел и Аристотель (384-322 до н.э.), тоже написавший ряд платонических диалогов, широко известных в античности. Однако из его сочинений нам доступны только научные трактаты, возникшие, по-видимому, из текстов лекций, которые он читал в своей философской школе - Ликее. Художественное значение этих трактатов невелико, но один из них - Поэтика - сыграл существенно важную роль для развития теории литературы. Развитие риторики как самостоятельного жанра было связано в Греции с подъемом демократии и вовлечением все большего числа граждан в политическую жизнь. Многое для превращения риторики в искусство сделали софисты; в частности, Горгий Леонтинский и Фрасимах Халкедонский расширили набор риторических фигур, ввели моду на симметричные антитезы и ритмические периоды. Хотя зарождение ораторского искусства связано с именами сицилийцев Тисия и Горгия, высшего расцвета риторика достигла в Афинах. Антифонт (ум. 411 до н.э.) первым опубликовал свои речи, причем часть из них была чисто риторическими упражнениями, в которых разбирались вымышленные дела. Тридцать четыре сохранившиеся речи Лисия считаются образцом простого и изысканного аттического стиля; Лисий, не будучи уроженцем Афин, зарабатывал на жизнь сочинением речей для граждан, выступавших в суде. Напротив, речи Исократа (436-338) были памфлетами для публичного чтения; изящный, построенный на антитезах стиль этих речей и изложенные в них оригинальные взгляды на воспитание обеспечили ему в античном мире громадный авторитет. Но Оратором с большой буквы для греков был Демосфен (384-322). Из всех речей, которые до нас дошли, 16 он произнес в народном собрании, убеждая афинян выступить против Филиппа Македонского. Именно в них страстное, воодушевляющее красноречие Демосфена достигает наивысшей силы.
|
|
См.лекцию.
Билет 19