Расчетное время выступления 16:30-19:00




Примерный План выступления

 

 

1 Лекция - Тема 15: Правовое регулирование особо охраняемых природных объектов

1. Интегрированные, комплексные, дифференцированные природные ресурсы

2. Понятие особо охраняемой природной территории

3. Виды особо охраняемых природных территорий

4. Деление на территории федерального, регионального и местного значения

5. Отдельные виды особо охраняемых природных территорий:

l Государственные заповедники

l Национальные парки

l Государственные заказники

l Памятники природы

l Дендрологические парки и ботанические сады

 

6. Красная Книга РФ

 

2 Лекция

Тема 14: Правовой режим использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

Понятие природного ресурса

Деление на исчерпаемые и несисчерпаемые

Отдельные виды:

1. Земля

l Земля как природный объект и как природный ресурс

l категории земель

2. Недра

l Понятие недр

l Собственность на недра

l Использование недр

3. Лес

l Виды лесов – защитные, эксплуатационные, резервные

l Лес как объект природных и как объект имущественных отношений

l Понятие лесного участка

4. Воды

l Понятие водного объекта

l Виды водных объектов

l Понятие водоохраной зоны

5. Животный мир

l Понятие животного мира

l Закон «О животном мире»:

l Режим использования объектов животного мира

6. Атмосферный воздух

l Загрязнение атмосферного воздуха

 

Тема 15: Правовое регулирование особо охраняемых природных объектов

Все природные объекты можно разделить на три группы: (см. слайд)

а) интегрированные (вся окружающая природная среда – наш земной шар)

б) комплексные - это как раз особо охраняемые природные территории, далее мы их рассмотрим подробнее: заповедники, национальные парки, природные парки, ботанические сады и иные

в) дифференцированные природные объекты – то, как их выделил законодатель – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство – такое деление присутсвует в уже знакомом Вам ФЗ «Об охране окружающей среды», более подробнее об отдельных видах природных объектов мы поговорим на второй части лекции.

Основное регулирование вопроса об особо охраняемых природных объектах осуществляется Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях» и, должно быть, уже знакомый вам Закон “Об охране Окружающей среды”

Понятие Особо охраняемых природных территории дается в самом начале ФЗ Об особо охраняемых природных территориях – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования И для которых установлен режим особой охраны.

Что это значит?

«Изъятие» особо охраняемого природного объекта «из хозяйственного использования» как раз является характеристикой его правовой режима. Т.е. законом устанавливается особый имущественный режим, особые правила по использованию особо охраняемых природных объектов. Здесь мы говорим о том, что, если территории признается особо охраняемой, это значит, что все посягательства на эту территорию с точки зрения её использования кроме как в целях, предусмотренных Законом, должны пересекаться (какие это цели мы поговорим далее, но в основном, как определено ФЗ об особо охраняемых природных территориях, это цели сохранения, защиты, изучения и контроля за этими объектами) Т.о. земли не должны изыматься и предоставляться для других целей. Изъятие запрещается.

Здесь немного отвлечемся и добавим, что нужно учитывать, что при получении статуса особо охраняемой территории могут быть участки, которые уже находятся в разных формах собственностей – государственной, муниципальной, частной и т.д. Это означает, что на момент придания статуса ООПТ территория может принадлежать разным лицам, у нее уже есть какой-то определенный режим использования. У нас, между тем, установлены особые требования применительно к каждой из категорий ООПТ – какие-то из них могут находиться, например, в частной или муниципальной собственности, а какие-то – нет. В этом случае может быть осуществлен принудительный выкуп земель в пользу государства.

Далее: когда ООПТ создана, она должна функционировать в особом режиме. Её дальнейшая планировка и любое другое изменение её правового режима - недопустимо.

В первую очередь не допускается изъятие фонда (лесного, водного и т.д., который входит в состав особо охраняемого природного объекта), за редким случаем (эти случаи -обеспечения национальной безопасности). Кроме того, как было сказано, возможен запрет на нахождение территории, например, в частной собственности (т.е. у физических и юридических лиц, не органов власти). Такая возможность/невозможность нахождения, как было сказано, зависит от конкретного вида ООПТ, сейчас мы о них поговорим подробнее:

Ст.2 ФЗ Об особо охраняемых природных объектах, а также ст. 95 ЗК конкретизируют, что к особо охраняемым природным объектам относят:и (см. лайд)

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Перечень не является исчерпывающим, Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. (ч.3) Например, лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Существует деление:

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Природные парки являются особо охраняемыми территориями р егионального значения (ч.4,5)

От этого зависит какой субъект (иначе говоря «кто?») будет отвечать за надлежащее соблюдение режима той или иной зоны: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных ст.28 ФЗ, также мб в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования – например Ботанический сад СПбГУ) Речь идет об уровне управления такими территориями, эти субъекты будут осуществлять контроль, надзор.

Также ст.4 Федерального Закона об особо охраняемых природных территориях устанавливается ведение обязательного кадастра ООПТ. За его ведение отвечает Мин-во природных ресурсов и экологии. Кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Поговорим подробнее об отдельных видах ООПТ:

1. Национальные заповедники (ст.9 ФЗ) (см. слайд)

У них особый статус - регулируется основами не только российского, но и МП. Входят в систему международных резервантов ЮНЕСКО. Суть заповедника в том, что это территория, на которой хозяйственная деятельность запрещена. Эта территория изымается из-под такой деятельности. Это некоторые островки нетронутой природы.

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

 

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников допускают ся мероприятия и деятельность, направленные на:

 

· сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

— осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

— выполнение научно-исследовательских задач;

— ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

— осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма взимается плата.

Национальные парки (ст.12) (см. слайд)

Это объекты, которые находятся федеральной собственности. Национальный парк создаётся на сознании постановления Правительства. Некоторая особенность заключается в том, что заповедник подлежит зонированию. В пределах национальных парков вводится несколько зон (часть из которых в т.ч. может подлежать хоз дея-ти)

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

— заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

— особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

— рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

— зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

— зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

— зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

При этом уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

Природные парки (ст.18 ФЗ) (см. слайд)

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Природные парки находятся в отличие от двух предыдущих объектов в региональной соб-ти. Такая территория создаётся на основании ПП субъекта РФ, который сначала проводит согласие с мин-вом природных ресурсов и экологии.

Тут допускается нахождение ЗУ в частной соб-ти. Это допускается не всегда, решение об этом применяет Прав-во субъекта. Но закон даёт такую возможность в принципе.

Тут тоже допускается выделение территориальных зон. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Отдельные виды деятельности также могут быть ограничены. Более же конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке.

Гос. Природные заказники (ст.22ФЗ) (см. слайд)

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Они могут быть федерального или регионального значения. Решение о создании принимается либо решением Пра-ва РФ, либо ПП субъекта в зависимости от значения: они могут быть

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Особенность состоит в том, что земли могут находиться в частной собственности и собственники, которые находятся в пределах той зоны, ООПТ заказника, несут ответственность и полностью бремя содержания за содержание этого имущества.

Памятники природы (ст.25ФЗ)

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Особенность памятника природы в отличие от остальных объектов: это мб объекты не только природного, но и искусственного происхождения.

Могут быть как федерального, так и регионального значения. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Дендрологические парки и ботанические сады (ст. 28ФЗ)

Являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

ДП - для деревьев, а ботанические сады - для цветов, кустов и иных видов земельных насаждений, которые деревьями не являются.

Мб в разной форме соб-ти с тем же условием, что полностью бремя содержания возложено для соб-ника. Разрешается коммерческая деятельность (выращивание растений на продажу). То же самое для ДП - выращивание уникальных видов деревьев

. В пределах ДП и БС допускается территориальное зонирование. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную (выстовочную), посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами;

б) научно-экспериментальную (где осуществляется высадка и акклиматизация растений), доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

 

Теперь поговорим еще немного о Красной книге (см. слайд)

 

Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158
"О Красной книге Российской Федерации"

Красная книга Российской Федерации ведется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Для того, чтобы понять суть Красной книги, давайте определимся, для чего она нужна. Красная книга изымает указанные в ней виды из обращения. Если у нас ежедневно сокращается генетический фонд – биологическое разнообразие. Что делать? Создавать особо охраняемые территории? Да, наверно. Но ведь невозможно оградить всю территорию РФ – и это не решит проблему. Нашли такой способ как ввести Красную Книгу РФ, которая действует на всей территории государства.

Обратите внимание, что согласно определению к территории также относится и континентальный шельф и исключительная экономическая зона. То есть территориально такие объекты могут располагаться не только на территории РФ, но и на иной территории. Речь идет о суверенных и исключительных правах РФ.

Красная книга есть на мировом уровне – это наднациональный уровень, далее национальный уровень, затем Красная книга РФ, затем следует уровень субъектов РФ. Красная книга содержит сведения об охраняемых объектах, мерах по их охране и восстановлению.

Согласно ФЗ «О Красной Книге РФ» в Книгу могут быть занесены– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. На самом деле, классификация, которую дает мировое сообщество, она гораздо шире, и критериев отнесения гораздо больше, например, сюда так же относят виды, численность которых сокращается, виды, морфология которых не изучена (это виды животных, поведение которых, принципы расселения, принципы жизнедеятельности которых не понятны человеку - киты, например), восстановленные виды (те, где человек предпринял действия для увеличения популяции вида, но есть опасения, что процесс пойдет обратно) и т.д.

Можно ли животных, занесенных в Красную книгу, оттуда исключить? Можно, если этот вид остановился, и никаких опасений, что этот вид может исчезнуть, нет. Но это редчайшие случаи, которых практически не бывает.

Тема 14: Правовой режим использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

Наряду с природными объектами есть понятие природные ресурсы. Теоретически: природный ресурс – это некое «вещество», свойство, входящее в состав природных объектов и предназначенное для удовлетворение потребностей людей.

Наглядный пример: недра – природный объект, полезные ископаемые – природные ресурсы. Рыба или водоросли – это самостоятельный природный объект, водный биологический ресурс. Природный ресурс водного объекта – это питьевые ресурсы, транспортные, энергетические ресурсы. Градация на природные объекты и на природные ресурсы условна. Когда речь идет об охране, то говорят о природных объектах. Когда речь идет об использовании – о природных ресурсах.

Классификация природных ресурсов: исчерпаемые и неисчерпаемые (недостаток которых не ожидается в ближайшее время: энергия ветра, приливов, света). Исчерпаемые: возобновляемые – т.е могут быть восстановлены (например, лесные и животные ресурсы) и не возобновляемые (см. слайд)

Более подробно об отдельных видах природных ресурсов:

Земля: (см. слайд)

В законодательстве земля может рассматриваться как природный объект, природный ресурс. Если же речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть.

С принятием Земельного кодекса в 2001 году все отношения распались на две группы: природоресурсовые и имущественные. Предмет природоресурсовых отношений – земля, имущественных – земельный участок (как объект недвижимости). Понятия «земля» законодателем не введено.

Согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам, или, иными словами, недвижимому имуществу, недвижимости. Это влечет особый порядок регистрации прав на них (ст. 131 ГК РФ, ст. 26 ЗК РФ), предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Определение земельного участка как объекта земельных отношений приведено в ст. 6 ЗК РФ: это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой опи-саны и удостоверены в установленном порядке (т.е. проведена процедура межевания – установления границ, проведены процедуры по постановлению на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости)

Принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле:

* как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части при-роды,

* природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации,

* как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные про-граммы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В соответствии с основным целевым назначением все земли в РФ подразделяются на:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопас-ности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

Категорирование земель имеет существенное экологическое значение. Экологически значимые и особо ценные земли выделены в отдельные категории. В земельном законодательстве определяется их правовой режим.

 

Недра как объект использования и охраны (см. слайд)

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Для чего предоставляются недра:

Недра предоставляются в пользование для:

* регионального геологического изучения;

* геологического изучения;

* разведки и добычи полезных ископаемых;

* строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей по-лезных ископаемых;

* образования особо охраняемых геологических объектов;

* сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекцион-ных материалов.

Важно понимать различие между участками недр и добываемыми из них полезными ископаемыми. Сами недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются неразделенной государственной собственностью. Участки недр федерального и регионального значения отличаются не по собственности, а по управлению. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Но! права пользования участками недр могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами, т.е. недра могут быть использованы (например, для разработки) лицами с согласия собственника (государства) А вот уже добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Участок недр предоставляется в виде горного (для добычи полезных ископаемых) и геологического отвода (для исследования)

Основные требования по рациональному использованию и охране недр

* соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

* обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного ис-пользования и охраны недр;

* проведение опережающего геологического изучения недр;

* проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

* обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

* достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и сов-местно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при раз-работке месторождений полезных ископаемых;

* охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

* предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами;

* соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по до-быче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей по-лезных ископаемых;

* предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

* предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или

промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в каче-стве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Недра являются недвижимым имуществом

 

Лес как объект использования и охраны (см. слайд)

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса подразделяются на:

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эф-фиктивного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лес-ных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Виды использования лесов:

* заготовка древесины;

* заготовка живицы;

* заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

* заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

* осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

* ведение сельского хозяйства;

* осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятель-ности;

* осуществление рекреационной деятельности;

* создание лесных плантаций и их эксплуатация;

* выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

* выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

* выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений по-лезных ископаемых;

* строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объек-тов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

* строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

* переработка древесины и иных лесных ресурсов;

* осуществление религиозной деятельности;

* иные виды, определенные в соответствии с целевым назначением земель, на кото-рых эти леса располагаются.

* Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не уста-новлено

Соотнося ст. 5 и ст. 7 ЛК мы понимаем, что лес выступает в двух качествах: а) объект природоресурсных отношений и б) лесной участок как объект имущественных отношений.

Лесной участок у нас определяется через понятие земельного участка. Это земельный участок, правовой режим которого осложнен произрастающей на нем растительностью. С введением в действие Лесного кодекса изменилась формулировка статьи 130 ГК – из нее была исключена «лесная и иная растительность» в качестве объекта недвижимости. У нас теперь в качестве объекта недвижимости фигурирует только земельный участок и ГК неважно, покрыт он лесом или нет. Основной признак лесного участка – на нем растет лесная растительность. Земли лесного фонда делятся на: а) лесные (покрытые и непокрытые лесом) и б) не лесные

Воды как объект использования и охраны (см. слайд)

 

Воды – то, что находится в естественном состоянии. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный объект – не только сама водная масса, но и часть суши, прилегающая к водной массе. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами

Принципом водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

* поверхностные водные объекты;

* подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

* моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и дру-гие);

* водотоки (реки, ручьи, каналы);

* водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

* болота;

* природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

* ледники, снежники.

ВК ввел понятие водоохраной зоны (ст.65 ВК) Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. в большинстве случаев граница прибрежной защитной полосы совпадает с водоохранной зоной

Ширина воодхранной зоны определяется по првилам ст. 65 ВК. Также в ст. 65 дан исчерпывающий перечень того, что запрещается делать в водоохранной зоне.

В г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: