Актуальность. Факторы отклоняющегося поведения




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине:

«Психолого-педагогический практикум»

Исполнитель: студентка группы

ИР-212С ПСО Софронова А.А.

Проверил:

 

Итоговая оценка:

 

Екатеринбург

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ«НЕЛЬЗЯ ПОРТИТЬ КНИГИ». 6

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕ ШКОЛЫ«НЕ УЧИТЕ МЕНЯ, Я НЕ В ШКОЛЕ!». 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15

ЗАДАНИЕ 2. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Факторы отклоняющегося поведения

Актуальность темыопределяется тем, что в условиях российских реформ значительно возрастает объем и расширяется феноменология социальной дезадаптации населения; при этом наблюдаются разнообразные виды асоциального и антисоциального, отклоняющегося (девиантного) поведения. Девиантное, аддиктивное и делинквентное поведение подростков становится едва ли не постоянным элементом социального и педагогического опыта.

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определённая целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Социальные ценности являются принципиальными ориентирами общественного развития, осуществляя регуляцию поведения людей и социальных групп. Социальные нормы представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой и, определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности людей, социальных общностей, социальных организацией. Усвоение социальных норм – основа социализации личности. Вместе с тем в обществе также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомфортное или ненормативное. В случае если это поведение имеет негативный, деструктивный характер – это ведёт к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся или девиантным. Под девиантным поведением принято понимать поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям [1, c. 112].

Девиантное поведение опосредуется многими факторами. Основные обусловливающие причины и взаимодействие социальных, личностных, общественных и биологических факторов носят индивидуальный характер.

Социальные факторы играют существенную роль в формировании девиантного поведения. Сюда относятся: неблагоприятные условия социализации.Под этим понимается недостаточное внимание к ребёнку со стороны близких, смена референтных лиц в детстве и подростковом возрасте (развод родителей, повторное вступление в брак, помещение ребёнка в детский дом), трудные условия в семье (насилие, алкоголизм и наркомания родителей, судимость родителей или старших братьев и сестёр, а также сотоварищей по детскому дому) [5, c. 56].

Положительное подкрепление неадекватного поведения в группе сверстников. Дети и подростки с неблагоприятными условиями социализации обычно больше предоставлены сами себе и скорее оказываются под влиянием групп ровесников, отличающихся негативным поведением. В таких группировках создаётся определённая среда для положительного подкрепления преступного поведения. Принадлежность к таким маргинальным группам обычно проявляется рядом отличительных признаков (стиль одежды, музыка, частое употребление алкогольных напитков и наркологических веществ). Поведение зависит от принадлежности к той или иной молодёжной группировке. Статус члена такой группировки тем выше, чем более активно он участвует в антиобщественных деяниях (например, степень воровства в магазинах, количество краж со взломом автомобилей) [6, c. 43].

Экономические факторы. Большинство девиантных подростков являются выходцами из социальных низов или маргинальных слоёв общества. Стартовые условия в детстве у них хуже, чем у представителей более зажиточных слоёв. Финансовое положение референтных лиц или «референтной» системы, обстановка гетто в «социальных» жилых кварталах обуславливает бедность эмоциональных впечатлений, которые можно получить легальным путём возможности для приключений на почве нарушения закона и порядка, напротив, весьма разнообразны [3, c. 78].

Личностные факторы. Девиантные подростки часто страдают от недостатка социальной компетентности и испытывают дефицит чувства самооценки. Это проявляется в том, что они в большинстве случаев не владеют социально приемлемыми и эффективными способами общения и разрешения конфликтов. Помимо прочего нередко у них отмечаются дефициты в области школьной успешности и низкая толерантность к фрустрациям.

Ещё одна личностная особенность заключается в недостаточно развитой способности к восприятию чувств, других людей и сопереживанию. Страдания, которые испытывают собеседники во время или в результате общения с трудными детьми, редко принимаются в расчёт. Они либо вообще игнорируются, либо подростки – девианты изначально не способны поставить себя на место другого человека, т.е. они даже не могут перенести собственные страдания от применяемых к ним насильственных действий на состояние своих жертв.[4 с.86]

Названные личностные дефициты часто существуют уже в детском возрасте, приводя к отклонениям в поведении (негативизм, вспышки ярости) и отрицательной реакции окружения. Переживание отверженности и трудовые условия социализации концентрируются, находя выход в неблагоприятных личных установках, эмоциях и механизмах поведения.

У малолетних девиантов развиваются деструктивные установки по отношению к окружающей среде и самим себе. Они страдают от отсутствия смысла жизни и перспективы, чувства бессилия что-либо изменить, часто смотрят на окружающей мир как нечто враждебное и несправедливое. Они готовы принять на себя необходимую долю ответственности за личное жизнеустройство.

Воздействие нарушений семейного воспитания на формирование девиантности. Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка. Относительная неэффективность применения силы или власти в качестве дисциплинирующего воздействия в процессе социализации объясняется его зависимостью от присутствия наказывающего и страха перед ним, а также тем, что применение силы снабжает ребенка моделью враждебного поведения [4, c. 206].

В современном мире дети подвержены большому количеству факторов влияющих на них как положительно, так и отрицательно. Факторы, условно можно разделить, на внешние, то есть со стороны, и внутренние. Со стороны ребёнок подвержен той среде, в которой он общается, например, школьный класс, компания сверстников. Внутренними факторами для детей служат их установки, ценности, идеалы, которые формируются в процессе развития. Для того, чтобы социализация проходила успешно и отклонения в развитии не проявлялись, нужна правильная сформированная система во всех институтах развития человека.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ«НЕЛЬЗЯ ПОРТИТЬ КНИГИ»

1. Обнаружение факта

Учитель узнает, что ученик 2-го класса ручкой в учебнике литературы разрисовал главного героя рассказа Толстого «Филиппок»

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации

Нельзя портить книги

На уроке литературного чтения при обсуждении с детьми характера главного героя(после первичного прочтения текста), учитель замечает, что в учебнике у Гриши иллюстрация, на которой изображен главный герой рассказа Филиппок разрисована ручкой, а мальчик не замечая, что учитель подошёл, дорисовывает герою усы. Ручка не шариковая, а маркерная и оставляет след как чернильная ручка. На конце ручки есть ластик, который стирает след ручки на обычной бумаге.

Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:
– Не может этого быть! Наверно, моему ребенку дали такой учебник в библиотеке.

Гриша смущен...

Обычно Гриша аккуратно обращается с вещами, все тетради и учебники в обложках, есть закладки. Всегда готов к уроку, на парте порядок. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда, что ты разрисовал картинку в учебнике?
– Я только попробовал, как пишет новая ручка и как можно стереть след ручки. Но чернила не стираются.

Вмешиваюсь в разговор:

– Но зачем же портить учебник? Учебник-это книга, которая дает возможность добывать знания. Вот попробуй разрисовать картинки в своей любимой книге. Не все ли равно, что разрисовывать-учебник или свою книгу…
У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:

– Я знаю, что нельзя портить книги.

Мать поясняет:

– Он любит читать, все книги мы выбираем вместе и он бережно к ним относится.
3. Определение характера содержания педагогической ситуации.

Разбираемая педагогическая ситуация «Нельзя портить книги!» может быть отнесена к группе «Испорченные вещи».

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.

Очевидно, мать, вручая сыну новую ручку, не дала возможности ребёнку опробовать, как пишет ручка на простой бумаге и не объяснила, что ластик действует только на писчей бумаге.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

В нашей ситуации возникают следующие задачи:

× помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к «не своим» вещам;

× найти способы воздействия на мальчика, с тем, чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;

× в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

В своей книге Гусева Т.В. «Психология личности» указывает на то, что слово «конфликт» означает столкновение. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектом нашего примера выступает отдельный индивид, мальчик Гриша.

Опираясь на выдержки из книги можно сказать, что в основе конфликта лежат противоречия, причиной которых являются несовместимые потребности – потребность испробовать ручку по прямому назначению. Таким образом, можно выбрать способы решения педагогической задачи.

7. Выбор способов решения педагогической задачи

В нашей ситуации родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения: во-первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам; во-вторых, подарив сыну новую ручку, не сказали, как ей пользоваться. Учитель может посоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться правильно новой ручкой, и вместе с родителями решить, как исправить испорченный рисунок. Так как податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию – все это необходимо для опоры в воспитании.[2 с.49]

8. Самоанализ и самооценка принятого решения

Намечаются дальнейшие воспитательные шаги, а именно:

· этические беседы

Примеры тем:

– Что значит быть расчетливым, экономным, бережливым?
– Как нужно относиться к продуктам питания?

– Бережливы ли мы на уроках труда?

– Как ты понимаешь бережливость? Кто у нас в классе бережливый? А ты бережливый? Почему ты так считаешь?

В автореферате Куминой С.В приведены слова Сухомлинского В.А. «Слово учителя, ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Я согласна с убеждением Сухомлинского в том, что многие конфликты могли бы и не возникнуть, если бы учитель умел говорить с учеником.[9]

· приобщение детей к практическим делам в школе и дома

Практическая деятельность, сопровождаемая психологической поддержкой взрослых, составляет главное условие воспитания бережливости у детей. Можно предложить следующие виды деятельности:

· Подклеивание порванных книг, наглядных пособий.

· Изучение правил пользования учебником:

– не загибать углы;

– не писать в книге;

– не раскрашивать рисунки;

– не вырывать листы;

– не брать книгу грязными руками.

· Организация конкурса-смотра «Как живешь, учебник?».

· Восстановление испорченной вещи (с помощью взрослых).

· Проведение ежедневного конкурса на самую аккуратную тетрадь.

· Содержание обуви и одежды в порядке.

· Рациональное использование бумаги, карандашей, красок, клея.

· Экономия карманных денег.

· Аккуратное содержание рабочего места, игр.

· Использование свободного времени для занятий любимым делом.

· Предоставление возможности детям что-то разобрать, чтобы удовлетворить свое любопытство.

 

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕ ШКОЛЫ«НЕ УЧИТЕ МЕНЯ, Я НЕ В ШКОЛЕ!»

Учитель стал свидетелем конфликта между одноклассниками в общественном месте

Не учите меня, я не в школе!

Иду из школы домой и прохожу мимо площадки, на которой вижу учеников нашей школы Алину (6 класс) и Стаса (6 класс). Ребята громко спорят, Стас старается успокоить девочку, но она машет руками и громко кричит на всю улицу оскорбления в адрес мальчика: «Ты балбес!», продолжает свои «комментарии» в адрес одноклассника всё громче и громче. Подхожу к девочке, пытаюсь успокоить Алину, напоминаю о том, что кричать не нужно. Алина принимает мои слова агрессивно: «Не учите меня! Я сейчас не в школе!» Демонстративно разворачивается и проходит мимо меня. Пытаюсь её остановить, но безрезультатно. Пришлось идти вслед за ней, чтобы не оставить её одну в таком положении, но она резко разворачивается и уходит в подъезд дома, при этом громко выкрикивая о том, что никто не имеет права ей указывать.

Прежде всего, необходимо определить характер содержания педагогической ситуации. Каждому возрасту свойственны свои штатные педагогические ситуации. В данном случае это: агрессивное, враждебное поведение ребенка по отношению к другому. Оно зарождается и укрепляется в среднем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику. Разбираемая педагогическая ситуация «Не учите меня, я не в школе!» может быть отнесена к группе «Драки».

В рассматриваемой ситуации основная участница события – девочка. Алина – ученица 6 класса. В начальной школе всегда вела себя как прилежная, способная и старательная ученица. Всегда спокойная, не нарушала дисциплину. В этом году, с вступлением в подростковый возраст, её как будто подменили. В её поведении стали проявляться такие черты характера, как негативизм, раздражительность, нервозность, крайняя самонадеянность и строгие, безаппеляционные суждения в отношении одноклассников. Алина как будто отталкивается от своих одноклассников, враждебна к ним, склонна к ссорам, нарушениям дисциплины. Нельзя не заметить, что одновременно она испытывает внутреннее беспокойство, недовольство

В процессе школьной жизни реализуется базовая потребность учащегося — ощущать себя причастным к школьной общности. Она решается через три задачи:

· ощутить свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),

· строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),

· вносить свой личный вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

Учащиеся пытаются решить эти задачи всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учителя называют «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».

Потребность чувствовать свою важность и значимость естественна для любого человека, поскольку человек — существо социальное. Поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в школьной общности. Согласно Уильяму Глассеру у каждого из нас две потребности: любить и быть любимым, а так же ценить себя и чувствовать, что тебя ценят окружающие. Вот как он понимает назначение школы: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности — осознанию себя полноценной личностью».[11]

В ходе индивидуальной беседы с Алиной, затем с её мамой выяснилось, что тревожные симптомы подросткового возраста проявляются дома и в школе на многих уроках. Пришли к выводу, что в этом реализуется её желание добиться внимания к себе. Алина долго была в семье единственным ребенком. Год назад родился брат. Внимание родителей переключилось частично на младшего брата. По словам родителей, всё было сначала хорошо. Ситуация усугубилась с началом полового созревания, гормональной перестройки организма. Родителям пришлось обратиться к помощи врачей. Алина принимает соответствующие медицинские препараты.

На основе анализа ситуации появляется возможность и необходимость сформулировать педагогические задачи. Учитель должен расположить их по уровню значимости, выделить самые важные и приступить к их выполнению. Так, в нашей ситуации возникают следующие задачи:

помочь родителям осознать, что родительская любовь должна равномерно распределяться между всеми детьми, что порой подросток требует больше внимания, чем маленькие дети;

найти способы воздействия на девочку с тем, чтобы она поняла свою ошибку и больше не совершала подобных поступков;

помочь Алине строить ровные взаимоотношения с одноклассниками;

создать благоприятные условия для проявления организаторских способностей и лидерских качеств Алины.

В автореферате Черновой П.М. указано, что нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но, возможно, не осознает, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:привлечение внимания, власть, месть и избегание неудачи.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов» [10]. Каковы бы ни были цели неправильных поступков учеников, учителя должны найти точки взаимодействия с ними. Правильно выстроенная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неправильного поведения и к постепенному созданию позитивного представления подростка о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. В данной педагогической ситуации большую роль играют родители. Примечательно, что они понимают проблемы учителей с негативным поведением Алины и даже разделяют их, они готовы к психологической работе. Совместно с родителями был разработан план действий, который помогает не только учителям, но и родителям решать их собственные воспитательные проблемы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагоги предъявляют к учащимся определенные требования и ожидают, что их поведение будет соответствовать этим требованиям. Но существует и другая сторона — чего от педагогов, ожидают ученики? По мнению Кривцовой С.В., «взаимодействие учителей и учащихся в стенах класса и школы это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас…» [8]. Но чего? Ответ на этот вопрос бывает часто интригующим, если отношение ученика к учителю проявляется в форме конфликтного поведения, неприятной выходки или серьезного проступка.

Учителю часто приходится сталкиваться в повседневной работе с педагогическими ситуациями, которые порождают педагогические задачи, требующие решения. Некоторые педагогические ситуации (штатные) встречаются довольно часто, они позволяют быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие ситуации (нештатные) редко встречаются. Это сложные, неповторимые ситуации, требующие длительного времени для своего разрешения.

По мнению Т.И. Тамбовкиной, «В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); противодействие (действие, препятствующее другому действию); противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь)» [12].

Считаю, что представленные мной педагогические ситуации и возникшие в их следствии педагогические задачи решены успешно с помощью распознавания истинных мотивов поступков через беседу с родителями и детьми. Правильно разработаны стратегии дальнейшего поведения учителя, родителей и детей, которые приведут к постепенному уменьшению количества подобных поступков у этих учащихся в будущем.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: Прайм – Еврознак, 2004. – 456 с.

2. Гусева Т.В. Психология личности. М:ЭКСМ, 2008.

3. Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция продуктивнрго поведения // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – 109 с.

4. Змановская Е.В. Девиантология.– 2-е изд.— М.:Академия, 2004. — 272 с.

5. Клейберг Ю.А. Социальная психология. – М.: Сфера, 2004.–189 с.

6. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Смирнов С.Д. Подростки групп риска. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

7. Рудольф Дрейкурс, Психология в классе. М.:1968

8. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Серия "Психолог в школе": «Генезис», 2004.,

9. Ссылка на Web – страницу сайта Социальная сеть работников

образования nsportal.ru. Статья «Педагогические ситуации». [Электронный ресурс] /Авторы публикации Кумина С.В /Режим доступа: https://nsportal.ru/ [Дата обращения: 05.01.2016]

10. Ссылка на Web – страницу сайта Социальная сеть работников

образования nsportal.ru. Статья «Педагогические ситуации и их решения». [Электронный ресурс] /Авторы публикации Чернова П.М. /Режим доступа: https://nsportal.ru/ [Дата обращения: 04.01.2016]

11. Ссылка на Web – страницу сайта Электронная библиотека. Электронная книга Уильяма Глассера «Качественная школа»[Электронный ресурс] /Режим доступа: https://bookmate.com/books/LzHAWNFg/ [Дата обращения: 05.01.2016]

12. Ссылка на Web – страницу сайта Первое сентября. Электронный журнал «Начальная школа». Статья Тамбовкиной Т.И. «Педагогические ситуации». Номер 16 за 2006 год [Электронный ресурс] /Режим доступа: https:// nsc.1september.ru / [Дата обращения: 07.01.2016]

 

ЗАДАНИЕ 2

Студенту предлагается провести исследовательскую работу по изучению личности и взаимоотношений ребенка посредством использования набора проективных методик: «Несуществующее животное», «Три дерева», «Тест эгоцентрических ассоциаций» (приложение 2). Для исследования привлекается один ребенок в возрасте 11 – 15 лет.

Студентом дается развернутое заключение о ребенке по каждой методике, а также составляется общая характеристика ребенка по результатам всех проведенных методик. В отчет в обязательном порядке прикрепляются рисунки и бланки ответов ребенка.

В заключении подводятся выводы и итоги по проделанной работе.

Методика «Несуществующее животное[1]

Обследуется: девочка 11-ти лет, Женя.

Перед ребенком лежит лист бумаги формата А 4 в горизонтальном положении и цветные карандаши. Результат обсуждения рисунка фиксируется в протоколе.

Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях художника, глядя на его произведение.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясняется ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, нужно - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспрашивается художник о том существе, которое у него получилось. Выясняется пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. (Протокол в Приложении 1)

Психологическая характеристика рисунка (Приложение 2)

Рисунок расположен по средней линии листа А4, это указывает на то, что ребенок достаточно доволен признательностью себя окружающими. Положение головы “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. Значит позиция личности ребёнка, характеризуется сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека.[2]

Рисунок глаз животного говорит о том, что девочка испытывает чувство страха, ярко выделена радужка глаза. Присутствуют пышные ресницы, что может быть показателем того, что у ребёнка присутствует заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

У животного прорисованы уши, значит ребёнок прислушивается, желает что-то услышать, проявляет заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Рот с зубами и высунутым языком обозначает присутствие вербальной агрессии, скорее защитной: огрызается, защищается, дразнит.

Присутствие на рисунке сердечек, говорит о стремлении понравиться, манерности.

Нарисованная на теле шерсть указывает на чувственность, подчеркивание своего пола.

Ноги у животного маленькие, однотипные, может указывать на то, что Женя сама не является инициатором, а чаще соглашается с авторитетом.

Рассматривая контур животного, можно увидеть обводки контура крыльев рук хвоста, а это значит, присутствует подозрительность и опаска.

Направленный вниз хвост, выражает отрицательное отношение ребёнка к действиям, поступкам, решениям. Хвост пышный, состоит из звеньев, из этого следует, что для Жени характерны активность, умение вызывать доверие, общительность. Колючка на хвосте, может обозначать, что Женя может быть агрессивной, протест всегда действенный (поступает, а не говорит) стремится от кого-то защититься.

Руки прорисованы, это может значить, что Женя стремится к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в публичных выступлениях, участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

У животного есть крылья, что значит высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий.

Имя животного Тролязубик что может говорить об абстрактности мышления, склонности к фантазированию.

Место обитания несуществующего животного изолированное, говорит о том, что ребенок испытывает недостаток общения или чувство одиночества. К тому же к месту обитания несуществующего животного трудно добраться, т.к. он живет за горами — девочка нуждается в защите, боится агрессии со стороны окружающего мира. Несуществующее животное употребляет эмоционально неприятную для нас пищу (гусениц) — это может указывать на невротическое состояние. Женя говорит о том, что обычное занятие животного прогулка — это прямая проекция своих желаний. Ей не хватает прогулок, не любит сидеть дома без действия, испытывает чувство одиночества, не хватает общения со сверстниками, (животное живет с детьми).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Девочка в семье одна, испытывает дефицит общения с родителями, которые заняты своими делами-работой, чтобы заработать денег для того, чтобы дома была всегда еда. Жене необходим младший брат или сестра, чтобы заботиться о нем (животное любит детей, поет колыбельные, играет с ними). Выявляется боязнь общения, повышенная застенчивость (у животного есть конкретные враги-птицы), мал опыт общения с окружающими. Девочка рассказывает подробно о том, как животное может защищаться, это указывает на тревожность и опять боязнь агрессии, но чувство страха девочка не испытывает, может постоять за себя (у животного есть колючка на хвосте), первая на конфликт не пойдет, но и в обиду себя не даст. Если плачет, то тихо, чтобы родители не заметили, а вот смеяться может громко, чтобы обратить на себя внимание. Согласна на диалог (животное умеет разговаривать на русском языке), жаждет больше общения со сверстниками, любит читать, есть желание совершить путешествие. Три желания несуществующего животного, являются показателем собственных желаний девочки. Ещё раз подтверждается недостаток общения - желание иметь друзей. Девочка ждет, что найдя друзей, у нее откроется перспектива больше узнать окружающий мир, значит она любознательна, у нее познавательная направленность.

 

 

Литература

1. Ссылка на Web – страницу сайта «Первое сентября». Главная страница журнала «Школьный психолог». Статья Жуковский И. Тест «Несуществующее животное». Содержание №26/2000 [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://psy.1september.ru/article.php?ID=200002606/ [Дата обращения: 11.04.2016]

2. Ссылка на Web – страницу сайта PSYLIST.NET. Статья «Экзоцентризм» [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://psylist.net/ [Дата обращения: 11.04.2016]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Протокол обследования

  Вопросы Ответы
  Придумай этому животному название.   Мое животное-Тролязубик. У него есть хвост с колючкой, 2 крыла, 2 ухадве ноги, зубы и язык. Несуществующее животное (посередине), пещера, в которой оно живет (вверху), и гусеница, которую оно ест (внизу)
  Расскажи мне теперь об этом несуществующем животном. Оно кусается очень больно, когда его обидят. Водится только за горами, потому что там много еды-гусениц. Есть пещера, в которой оно живет.  
  А какой у него характер: оно доброе или злое? Оно доброе, но кусает только врагов. Оно может быть опасным если к нему слишком много приставать. Когда оно не может найти гусениц, оно может рассердиться и залететь в свою пещерку и там поискать (их там много). Гусеницы очень быстро ползают, но несуществующее животное летает еще быстрее (их тяжело поймать).
  А что оно делает, когда радуется? Когда радуется – выходит из пещерки, собирает цветочки и украшает свою пещерку, чтоб было красиво вокруг стола и полок с книгами.
  А оно умеет плакать или смеяться? Смеяться и плакать умеет. Плачет слишком тихо, а смеяться может громко.
  А умеет оно разговаривать или всегда молчит? Разговаривать умеет, любит поговорить.  
  А на каком языке оно говорит. На русском. Людям можно с ним разговаривать, особенно с теми с кем он дружит.
  А какое у него сейчас настроение? Сейчас у него хорошее настроение. Онвышел на проголку и поохотиться за гусеницами. Сейчас он видит гусеницу и мечтает ее поймать.
  А есть у него семья, родители, дети? Родителей нет, а дети есть. Родители уехали в далекие края за едой. Там есть много гусениц, и они взяли большую сумку, чтоб собрать много гусениц. Любит купаться, умеет плавать. Когда плавает, передвигает крыльями и лапками, и плывет.
  А друзья есть у него? У него мало друзей.
  А у него есть враги? (если есть, то почему они его враги?) Враги есть – птицы. Эти птицы едят его гусениц.
  А оно умеет защищаться, когда ему угрожает опасность? Умеет защищаться!
  А как это животное защищается? У него на хвосте колючка и когда он взмахивает хвостом, все враги разбегаются. Они боятся, что он может уколоть всех колючкой.
  А чем оно питается? Вкусными гусеницами
  Чем обычно оно занимается? Гуляет, есть гусениц, рисует, поет колыбельную своим детям, любит детей, любит с ними играть в разные игры, ходит на вечеринки, если его приглашают друзья.
  А что больше всего любит делать? Больше всего любит собирать цветы и гулять. Любит читать про путешествия в далекие страны.
  А что больше всего не любит делать? Больше всего не любит сидеть дома один. Просто сидеть и ничего не делать.
  А оно одно живет или с кем-то? Живет с детьми.
  А оно боится чего-нибудь Ничего не боится. Если даже он услышал какой-то шум, он приходит туда, ударяет хвостом и так щёлкает зубами, что все убегают.
  А какого оно размера? Среднего размера.
  А какого оно пола: это девочка или мальчик?   Мальчик  
  А сколько ему лет?   10 лет.  
  А теперь представь, что твое несуществующее животное встретило волшебника, который может выполнить его любые три желания. Как ты думаешь, что оно могло бы загадать?   1 желание. Он бы хотел загадать, чтобы у него было много друзей. 2 желание. Он бы хотел, чтоб со своими друзьями летать по миру. 3 желание. Он бы хотел, чтоб он смог гулять на улице когда захотел и собирать цветы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: