Александр Александрович Фадеев




(1901-1956)

Александр Александрович Фадеев – русский писатель советского периода российской истории. Жизнь Фадеева являет собой пример судьбы человека первой половины XX в. в условиях глобальных исторических потрясений. Будучи крупным администратором, партийным работников, председателем Союза писателей СССР, Фадеев стал классиком русской, советской революционной литературы, внесшим вклад в развитие ее языка, стиля и проблематики.

Фадеев родился в 1901 г. в большом селе Кимры Тверской губернии в семье фельдшеров, убежденных, активных революционеров – Фадеева Александра, Ивановича и Кунц Антонины Владимировны. Детство и юность Фадеева прошло в Южно-уссурийском крае, неполное образование будущий писатель получил во Владивостокском коммерческом училише, полностью посвятив свою жизнь революционной борьбе и преобразованиям в стране. Фадеев вступил в РКП(б) и в возрасте 18-20 лет сражался в Гражданской войне, в дальневосточной армии, занимая важные для столь молодого возраста посты комиссара Амурского полка и позже Амурской стрелковой бригады. После разгрома противника и победы молодой командир воевал в Кронштадте под Петроградом, затем окончательно переехал в Москву.

Фадеев уже в детстве обнаруживал большие способности к учебе и сочинительству, есть свидетельства, что он самостоятельно научился читать и даже писать буквы, складывая их в слова, обещая тем самым стать образованным, творческим человеком. Однако литературный дебют Фадеева состоялся только в Москве, уже после войны, когда он смог свободно заниматься писательством. Неудивительно, что его первые произведения были написаны под влиянием сильнейших впечатлений, полученных на войне, это напоминает начало писательской деятельности Л.Н.Толстого с его «Севастопольскими рассказами». После повести «Разлив» и нескольких рассказов Фадеев создает свое первое серьезное произведение - роман «Разгром» (1925-26), - которое принесло молодому писателю большую известность благодаря художественному мастерству, следованию традициям русской классической литературе и новой, необычной тематике его произведений.

На протяжении более чем 15 лет, последовавших за романом «Разгром», Фадеев пишет ряд произведений, в которых, помимо описания событий гражданской войны, тщательно, стремясь к максимальной достоверности, изображает эпоху становления советской власти, строительства нового государства.

Постепенно Фадеев выдвигается на руководящие посты в Союзе писателей, который позже возглавил, управляя, по сути, литературным процессом в стране. На этой должности Фадееву пришлось исполнять, по воле власти, жестокие приказы, возглавлять притеснения таких писателей, как М.Зощенко, А.Ахматова, Б.Пастернак и других. Вместе с тем, сознавая неправедность гонений и обладая обостренным чувством совести, Фадеев старался помогать этим писателям и их семьям.

Фадеев был большим патриотом своей Родины. Два его больших произведения, на долгие времена вошедших в историю отечественной литературы, были созданы писателем в драматические годы, пережитые нашим народом. Первое – роман «Разгром» (1925-26) о гражданской войне, второе – роман «Молодая гвардия» (1945, вторая редакция 1951) о беспримерном подвиге подростков-краснодонцев в подпольной борьбе с фашистскими захватчиками и их трагической, героической гибели.

Итогом сложнейшей и драматической судьбы Фадеева стало самоубийство в 1956 г.

1. Прочитайте приведенные ниже фрагменты воспоминаний родных, друзей и знакомых Фадеева. Каким вы представили себе писателя? Дайте развернутый ответ.

 

...Фадеев — хрупкая фигурка не сложившегося еще мальчика… Бледный, со светлыми льняными волосиками, этот мальчик трогательно нежен. Он живет какою-то внутренней жизнью. Жадно и внимательно слушает каждое слово преподавателя. Временами какая-то тень-складка ложится между бровями, и лицо делается суровым. Впереди него сидят на парте Нерезов и Бородкин. Этот последний, склонный пошалить, делает гримасы Фадееву, стараясь его рассмешить, но мальчик с укором бросает на него взгляд, сдвигая между бровями морщинку. Черная куртка со стоячим воротником и «Меркуриями» не совсем хорошо сидит на мальчике: она сшита не у портного (очевидно, домашнего производства). Однако мальчик не смущается тем, что одет беднее других: он держится гордо и независимо... С. Г. Пашковский, учитель

Саша был бойким, резвым ребенком. Когда жили в Уфе, мы катались на колесе стоявшей во дворе льнотеребилки, и Саша изображал капитана корабля. Был он вспыльчив и в то же время добр, болезненно воспринимал страдания других людей. Когда однажды к нам на квартиру привели мальчика с нашего двора, который из-за неосторожности поранил себе топором пальцы, Саша, жалея мальчика и не перенося вида крови, лишился чувств. Грамоте Сашу никто, кажется, и не учил: он сам научился читать примерно в четырехлетнем возрасте, наблюдая за тем, как учили меня. Т.А. Фадеева, сестра

С того момента, когда мы, начав разговор, взглянули в глаза друг другу, мне особенно запомнились его глаза: в их яркой синеве было что-то твердое. Взгляд серьезный и словно испытующий. Таково было первое впечатление. Потом я лучше рассмотрел эти глаза, с их любопытствующим и, как сказал один наш общий друг, смышленым выражением. Много раз видел я эти глаза и добрыми, и грустными, и нежными, и решительными, и даже яростными, когда в них словно загорался синий огонь. Но никогда не видел в них тусклого равнодушия и мелочного ожесточения. Ю. Либединский

Задолго до того как мы познакомились, я видела его много раз. Он нравился мне. Все нравилось в нем — высокий рост, изящная худоба, гармоничные движения, длинная шея, светлые, чуть тронутые ранней сединой летящие волосы — они падали ему на лицо, он двумя руками энергично отбрасывал их в стороны и назад, и открывался лоб благородных очертаний и яркие, жадные серые глаза.

Александр Александрович Фадеев был одним из вождей РАППа, а тем самым — и всей литературы конца 20-х — начала 30-х годов. Яростные битвы сотрясали литературу, и Фадеев был бойцом переднего края. Я часто видела его на разных заседаниях, собраниях, пленумах. Он был блистательный полемист и постоянно кидался в атаку. В своих школьных и студенческих дневниках я записывала его яркие словечки, удачные полемические выпады, которые он обрушивал на противников. К сожалению, все мои дневники пропали, их забрали у меня во время ареста, и так и не вернули... Е. Таратута

 

 

РОМАН «РАЗГРОМ»

СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ, ПОВЕСТВОВАНИЕ

Роман «Разгром» написан в годы формирования русской литературы революционного этапа. Тема гражданской войны была центральной для многих писателей, бывших ее свидетелями и принимавшими в ней участие. К ним относятся роман Д.А.Фурманова «Чапаев» (1926) о легендарном полководце; повесть А.С.Серафимовича «Железный поток» (1924) о народных массах, как железный поток льющихся по революционной России во главе несгибаемым командиром Кожухом; роман А.Н.Островского «Как закалялась сталь» (1930-32) о героической судьбе революционера. Каждое из этих произведений, несмотря на радикальное идейное содержание, хранит черты классической русской литературы.

Роман «Разгром» повествует об одном из многочисленных эпизодов гражданской войны. Действие разворачивается в Уссурийском крае, где воевал сам автор. В основе сюжета события, которые происходят в большевистском партизанском отряде, получившем небольшую передышку между боями и собирающимися с силами для новых сражений. Отряд под командованием Осипа Абрамовича Левинсона попадает в кольцо врагов – японских интервентов и колчаковцев – и в ожесточенных столкновениях пробивается вперед. Повествование об этих событиях перемежается рассказами о происшествиями с главными героями. В конце романа отряд, оказавшись в безвыходной ситуации, переходит через болото и попадает под огонь противника. Отряд разгромлен, но спасаются девятнадцать человек. «Но нужно было жить дальше» - так заканчивается роман.

Согласно с этим изречением Фадеев выстраивает свое произведение. Прежде всего, автор не отступает от прямой композиции, т.е. о каждом событии рассказывает в таком порядке, в каком оно происходит в художественной действительности. Такой прием позволяет Фадееву уподобить свое повествование эпопейной традиции, столь характерной для писательской манеры Толстого. Вспомните роман-эпопею «Война и мир» (1863-69), как плавно и последовательно ведется повествование, одно событие перетекает в другое. Фадеев повествует также в спокойном, размеренном ключе, создавая полную картину происходящего; возможно, этому эффекту способствует насыщение основного действия подробностями жизни героев, описанием их поступков, чувств, переживаний.

Развязка романа не отсрочена, она следует за кульминацией немедленно. Преодоление болота партизанами выполняет в сюжете кульминационную функцию, этот героический эпизод выписан в традициях русской исторической литературы, более того, он напоминает славные моменты истории, где мудрость русского солдата сочетается с удалью, как это было, например, в знаменитом переходе Суворова через Альпы. Развязкой, безусловно, надо считать разгром отряда, однако многим читателям кажется, что роман незакончен. Такое впечатление возникает, видимо, потому что, по мысли автора, разгром не является прекращением борьбы и жизни.

1. Опираясь на текст романа «Разгром», выразите свое аргументированное согласие (несогласие) с позицией критика: у Фадеева «не только толстовское построение фразы, но и толстовское мироощущение, толстовский метод изображения психологических состояний человека... Художественные открытия Толстого использованы и учтены Фадеевым…». А. Воронский

ЖАНР, ХАРАКТЕРЫ, ИДЕЯ

Роман «Разгром» объединяет в себе черты исторического и социально-психологического романов. Обычно самым трудным для писателя, создающего историческое художественное произведение, оказывается необходимость непротиворечиво соединить историческое и личное в нем. Трудность заключается в том, чтобы избежать крайностей, т.е., с одной стороны, не вынести на первый план историческое действие, а личные судьбы героев сделать его иллюстрациями; и наоборот, не превратить исторические события в простой фон, где личное первенствует над историческим. Традиция гармоничного построения сюжета была задана Пушкиным в романе «Капитанская дочка» (1833-36), где основные этапы Пугачевского восстания представлены через четыре встречи предводителя этого восстания – Пугачева (главного героя исторического сюжета) - и Гринева – главного героя личного сюжета. Эта традиция была развита Толстым в четырехтомном романе-эпопее «Война и мир» (1863-69), где в первых двух томах история предстает в описаниях жизни пяти главных героев, а в последних двух война с Наполеоном занимает все сюжетное пространство романа, и судьбы героев разрешаются в ее горниле.

Фадеев продолжил литературную традицию совмещения личного и исторического, благодаря чему Гражданская война представлена в произведении как живая история, она не сообщается как сумма событий и фактов, а творится людьми, их выбором и поступками. Другими словами, Фадеев показывает, что история не есть нечто свершившееся, но что она складывается в каждый следующий миг. История и жизнь выступают в романе как художественные синонимы, что и определяет жанр произведения – исторический социально-психологичекий роман: историческое передает последовательность общих процессов, личное – жизнь людей.

Круг героев романа позволяет представить полную и объемную картину происходящего. Главный герой – командир отряда Левинсон, объединяющий своей личностью остальных, воплощет собой волю и разумную силу. Вместе с тем, автор не ограничивается символическим представлением командира – Левинсон наделен чуткостью, пониманием и человечностью. Вероятно, Фадеев дает имя герою с намерением вызвать у читателя ассоциации с вождями революции, революционным делом и идеалами. Сюжетная линия Левинсон – отряд – неуклонное стремление преодолевать любые прерятствия и идти вперед подобно сгустку мощной энергии. В эту линию вплетается теплая человечная мелодия – любовный треугольник Морозка – Варя – Мечик. Чувство, которое ощутили в себе герои, стало для них проявлением себя истинных, таких, которых они в себе не знали. Бездумно живший до участия в военном отряде Морозка невольно для себя проникся общим делом, в нем пробуждается чувство к своей жене Варе, он спасает товарищей ценой жизни, не колеблясь. Морозка выполнет свой долг естественно, как человек, у которого оказалась цель более высокая, чем подленькое желание выжить за счет других, как у городского чистюли, труса и эгоиста Мечика. Между тем, Мечик, хотя и отталкивает своим презрением, проявляемым к сослуживцам и простым людям, все же вызывает интерес. Он не одномерный отрицательный герой, а достаточно сложный образ. Подкупает его отношение к Варе, в нем есть некоторая чистота, целомудрие. Однако Мечик чужд революционной, боевой среде, у него всегда на первом плане личные интересы, собственные потребности, и руководит им даже не столько инстинкт, а рефлекс выживания (вспомним эпизод его предательства, когда незадачливого героя обуял животный страх). Жена Морозки Варя сильно изменилась за время действия романа: она всегда была отзывчивой и доброй к людям, но раньше это проявлялось в нетребовательности, едва ли не в безразличии к окружающим, и даже мужа она едва ли выделяла среди других. Однако с появлением Мечика Варя ощутила, как в ее сердце пробуждается чувство, и она почувствовала себя женщиной, другими словами, в ней начинается настоящая внутренняя жизнь, глубокая и богатая, она словно пробуждается ото сна, которым спала до сих пор.

Подлинной поэзией, лирико-героическим пафосом проникнуты страницы о партизане-пастухе Метелице. Подвиг Метелицы отражает не столько идею приверженности своему долгу, он исполнен истинной человечности: порыв героя спасти ценой своей жизни несчастного пастушонка от пыток – естественный, так должен поступать человек. Пожалуй, Метелица мог бы стать героем народной баллады. Интересно, что роман «Разгром» создавался после написанного ранее этюда «Метелица», можно сказать, роман вырос из этого этюда, сосредоточившего в себе дух будущего произведения. Через образ Метелицы в романе воплощен русский национальный характер, причем единство человека с его родной природой и ее стихиями выразилось уже в выборе имен автором для своих любимых героев – Морозки и Метелицы.

В романе немного пейзажных описаний и выступлений по сравнению с быстрыми, обильными диалогами и краткими разговорами. Этот прием позволяет передать атмосферу времени, его суровость, напряженность действия, чувств, когда сжатая реплика, скорое емкое слово, энергичная фраза приобретают особую выразительность, совмещая разорванность, фрагментарность эпизодов и объемную картину жизни. Поэтому в повествовании о главных героях мы видим и индивидуальные образы других партизан, лица крестьян, на их фоне живой портрет мальчика-пастушка, злобные силуэты врагов.

У многих читателей остается впечатление, что роман не вполне закончен: отряд разгромлен, в живых только девятнадцать бойцов. Что же дальше? Неужели это итог усилий людей и их жизни? Нет. Отряд погиб, но созидательная деятельность продолжится, потому что человека можно убить, но его благое дело нельзя уничтожить, как и саму жизнь. В этом идея романа «Разгром».

Нет ли в названии романа двойного значения? Первое в том, отряд как полноценная боевая единица погиб. Однако осталось девятнадцать, и они поведут победоносную борьбу, так что не означает ли это начало разгрома злой силы?

1. Опираясь на текст романа, покажите, как в нем воплотился замысел Фадеева: «Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

2. Сопоставьте Морозку и Мечика. Выделите аспекты сопоставления. Оформите результаты в виде таблицы. Сделайте вывод из своих наблюдений. Как сопоставление героев помогает понять идейное содержание романа?

3. В чем сила и слабость Левинсона? Дайте развернутый аргументированный ответ.

4. Перечитайте приведенный ниже фрагмент романа. Какие средства психологической характеристики использует автор, создавая образ Левинсона. Каким предстает герой в этом эпизоде?

Левинсон сопоставил новые данные с теми, что сообщил вчера даубихинский

спиртонос Стыркша, и с теми, что присланы были из города. Чувствовалось что-то неладное. У Левинсона был особенный нюх по этой части -- шестое чутье, как у летучей мыши.

Неладное чувствовалось в том, что выехавший в Спасское председатель кооператива вторую неделю не возвращался домой, и в том, что третьего дня сбежало из отряда несколько сандагоуских крестьян, неожиданно загрустивших по дому, и в том, что хромоногий хунхуз Ли-фу, державший с отрядом путь на Уборку, по неизвестным причинам свернул к верховьям Фудзина.

Левинсон снова и снова принимался расспрашивать и снова весь уходил в карту. Он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи -- непобедимой мудростью многих поколений.

-- Ну, а чего-нибудь особенного... не чувствовалось? Разведчик смотрел не понимая.

-- Нюхом, нюхом!.. -- пояснил Левинсон, собирая пальцы в щепотку и быстро поднося их к носу.

-- Ничего не унюхал... Уж как есть... -- виновато сказал разведчик. "Что я -- собака, что ли?" -- подумал он с обидным недоумением, и лицо его сразу стало красным и глупым, как у торговки на сандагоуском базаре.

-- Ну, ступай... -- махнул Левинсон рукой, насмешливо прищуривая вслед голубые, как омуты, глаза.

Один он в задумчивости прошелся по саду, остановившись у яблони, долго наблюдал, как возится в коре крепкоголовый, песочного цвета жучок, и какими-то неведомыми путями пришел вдруг к выводу, что в скором времени отряд разгонят японцы, если к этому не приготовиться заранее.

У калитки Левинсон столкнулся с Рябцом и своим помощником Баклановым --

коренастым парнишкой лет девятнадцати в суконной защитной гимнастерке и с

недремлющим кольтом у пояса.

-- Что делать с Морозкой?.. -- с места выпалил Бакланов, собирая над переносьем тугие складки бровей и гневно выбрасывая из-под них горящие, как угли, глаза. -- Дыни у Рябца крал... вот, пожалуйста!..

Он с поклоном повел руками от командира к Рябцу, словно предлагал им познакомиться. Левинсон давно не видал помощника в таком возбуждении.

-- А ты не кричи, -- сказал он спокойно и убедительно, -- кричать не нужно. В чем дело?..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: