По написанию и оформлению курсовой работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся всех форм обучения

 

 

 

Анапа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………...…………………...  
  ЭТАПЫНАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………  
  ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..  
  РАБОТА НАД ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ………………………….  
  НАПИСАНИЕ ВВЕДЕНИЯ……………………………………………….………  
  МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….………….  
  НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ…………………………………………….…...  
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….  
  ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………………....  
8.1 Требование к структуре курсовой работы………………………………………  
8.2 Правила оформления раздела «Содержание»……………………………..……..  
8.3 Правила оформления раздела «Введение»……………………………………….  
8.4 Правила оформления основной части………………………………………….…  
8.5 Правила оформления раздела «Заключение»………………………………..…...  
8.6 Правила оформления раздела «Список использованных источников»….……  
8.7 Общие требования к тексту………………………………………………….…….  
  ПОРЯДОК СДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА……………………………………………………………………………  
  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………….……  
  ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………  

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с учебным планом каждый обучающийся пишет курсовую работу по проблематике одного или нескольких профессиональных модулей.

Курсовая работа - одна из важных форм обучения обучающегося. В процессе выполнения курсовой работы обучающийся приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативными актами, развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Одним из главных итогов работы обучающегося является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Нередко курсовая работа становится основой для написания в будущем выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа позволяет:

- систематизировать теоретические и практические знания по учебным дисциплинам и профессиональным модулям специальностей;

- приобрести навыки самостоятельной работы по применению теоретических знаний на практике;

- овладеть методикой исследования в различных областях науки.

Важной особенностью курсовой работы является комплексный, всесторонний подход к повышению уровня и качества подготовки специалистов среднего звена, способных творчески и углубленно заниматься познавательной деятельностью, уметь обобщать, делать выводы.

Курсовая работа – «учебное» исследование, небольшое, но законченное. Курсовая работа – это теоретическое исследование, но в ней должна быть приведена хотя бы одна самая простая, но самостоятельная идея или идеи автора по эффективному решению вопроса.

Цель данного методического пособия состоит в том, чтобы познакомить с требованиями к оформлению и представлению результатов исследования в рамках курсовой работы и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Методические указания знакомят с примерной структурой курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного аппарата, требованиями к оформлению текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.


 

1 ЭТАПЫНАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

- выбор темы курсовой работы;

- изучение методических рекомендаций по выполнению курсовой работы;

- формулировку проблемы или проблемного вопроса;

- определение цели и задач курсовой работы;

- составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем (план составляется на основе анализа имеющихся материалов).

Тема курсовой работы должна быть актуальной, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Обучающийся может сам предложить заинтересовавшую его тему, либо выбрать из списка предложенных преподавателями тем. В процессе работы возможна незначительная корректировка темы курсовой работы.

В процессе написания курсовой работы обучающийся должен показать умение использовать общетеоретические, методологические и специальные знания по выбранной проблематике. Успешность курсовой работы во многом зависит от правильного алгоритма выполнения всех этапов исследования.

Второй этап включает в себя:

- составление библиографии по теме курсовой работы;

- изучение методических и специальных литературных источников, составление литературного обзора (работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями);

- изучение теории и истории вопроса, опыта решения данной проблемы на практике и анализ ключевых понятий темы;

- определение методов исследования (анкетирование, опрос, анализ архивных документов, историй болезни, наблюдение и др.), базы исследования.

При определении круга источников обучающийся с помощью руководителя составляет первоначальный Список использованных источников (источников) по теме работы. Затем обучающийся ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотек, а также в сети Internet. Важно выявить наиболее полный круг источников, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список источников, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.

Порядок анализа литературы:

- учебная литература;

- официальные документы;

- научные труды, в том числе и научные статьи;

- научныетрудыотечественныхучѐных;

- интернет–ресурсы;

- справочные издания, энциклопедии и т.д.

При работе с литературой рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем ознакомиться с предисловием, введением, заключением книги. В оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы. В предисловии можно найти ответы на такие вопросы, как цель написания курсовой работы, основные направления изучения темы, общий характер курсовой работы и еѐ структуру.

Целесообразно при ознакомлении делать выписки, обращая внимание на внешние признаки в тексте. Рекомендуется основные источники прочитать дважды. Первое чтение должно быть более глубоким и сплошным. Повторное – просмотровым, выборочным. Читая монографии, необходимо проводить анализ и синтез прочитанного, сопоставлять ранее известное с новыми данными. Затем необходимо выразить свое критическое отношение к изучаемому материалу, то есть написать вывод.

Важным этапом написания курсовой работы является правильное конспектирование. Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект. Конспектировать лучше на отдельных листах, озаглавленных для каждого вопроса курсовой работы. Запись ведется таким образом, чтобы часть правой стороны листа оставалась свободной для заметок, которые вносятся при последующей проработке источника литературы, и для изложения собственных мыслей и критических замечаний.

Различают три вида конспектов: систематический, свободный и тематический, или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги. В свободном конспекте запись делается по плану курсовой работы. В тематическом конспекте обобщается содержание нескольких источников. Самым продуктивным и сложным является тематический конспект. После того, как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал.

Третий этап – основной, включает:

- систематизация и первичная обработка материала;

- обсуждение полученных результатов теоретического исследования с обоснованием каждого вывода;

- сравнение полученных результатов с поставленными целями и задачами, литературными данными;

- подготовка общих выводов по теме курсовой работы, предложений и рекомендаций.

Четвертый этап – итоговый, предполагающий оформление результатов, включает в себя:

- предварительное обсуждение курсовой работы;

- окончательное оформление курсовой работы;

- составление презентации и текста выступления;

- защита курсовой работы.

 

2 ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

После ознакомления с первоначальным кругом источников обучающийся составляет план курсовой работы и согласовывает его с руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.

План – это логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно.

Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки теоретического исследования. Обычно работа состоит из двух - трех глав (разделов) и пяти – шести параграфов, но если этоготребуют интересы исследования, то их количество может быть, либо меньше, либо больше.

В структуре каждой работы, помимо глав (разделов) и параграфов, должны быть введение и заключение, содержание, список использованных источников, а также приложения, если таковые есть.

 


3 РАБОТА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

 

Определив круг источников, составив план, обучающийся переходит к углубленному изучению материала. Начинать изучение темы лучше всего с чтения соответствующих разделов учебников. Затем следует переходить к чтению более сложного материала - общей и специальной литературы. Читая материал, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые термины. Для этого используются словари и справочники.

В процессе работы возникает необходимость сделать какие-либо сноски. При этом целесообразно сноски делать на отдельном листе бумаги. На каждом листе должны быть указаны полные и точные данные источника, из которого сделана выписка (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы и т.п.

Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового проекта.

Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон. Изложение материала должно быть логичным, последовательным, а выводы - обоснованными. Изложение материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, необходимо также избегать повторов.

Для подтверждения собственных мыслей автор может использовать цитаты из различных источников. При этом любая цитата должна быть приведена со ссылкой на источник. Ссылаться на источник нужно и тогда, когда в тексте курсовой работы приводятся конкретные цифры, факты, схемы и т.п. из других работ.

Завершая параграф необходимо сформулировать вывод, который вытекает из содержания данного раздела. Это потом пригодится и при написании заключения.

Окончив работу над всеми параграфами, их перечитывают целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Здесь вносятся в текст необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п.

 


 

4 НАПИСАНИЕ ВВЕДЕНИЯ

 

После написания разделов работы следует приступить к окончательному написанию введения, в котором должно быть:

- актуальность;

- цель курсовой работы;

- задачи курсовой работы;

- методы исследования.

Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Актуальность – это, своего рода, социальная актуальность, то есть почему вообще интересно и важно изучать выбранную тему. Наиболее сложным на данном этапе работы является формулировка исследовательского вопроса. Необходимо обнаружить противоречие и сформулировать проблему или поставить проблемный вопрос. Ответ на этот вопрос, аргументы «за» и «против» будут в самом тексте курсовой работы.

Актуальность содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы.

Цель курсовой работы - это решение проблемы, ответ на проблемный вопрос, который был сформулирован в разделе «актуальность». Цель не должна формулироваться как процесс (например: изучение последствий абортов), а как результат (например: провести анализ…, определить влияние…, доказать…, выявить основные…). Она должна быть достижима и проверяема.

Проблема, цель и тема курсовой работы взаимосвязаны.

Задачи курсовой работы вытекают из цели и являются шагами в достижении поставленной цели. В соответствии с целью следует выделить 2-3 задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели курсовой работы. Формулирование задач работы полезно еще и в том отношении, что каждая задача способна формировать отдельную главу илипараграф курсовой работы. Задачи вытекают из цели: «Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи» иформулируются в виде глаголов: изучить, доказать, показать, выявить, определить, провести мониторинг и т.д. Задачи определяют структуру работы. В идеале - 1 задача = 1 параграфу курсовой работы.

 

5 МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

 

В курсовой работе используются следующие группы методов исследования:

- группа эмпирических исследований;

- группа общелогических методов;

- группа специфических методов.

При написании курсовой работы целесообразно использовать методы исследования:

Анализ представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение. Этот метод исследования, бесспорно, является самым часто используемым при написании курсовых работ и ВКР.

Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.

Дедукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков.

Индукция – способ рассуждения, обратный дедукции, то есть от общего к частному.

Классификация представляет собой деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака.

Моделирование – создание и исследования копии или модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. При этом модель должна соответствовать объекту исследования в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.

Наблюдение – это метод научного познания, состоящий из действий, направленных на восприятие явлений действительности. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов.

Метод обобщения похож на метод дедукции. При применении этого метода научного познания делаются выводы об общих свойствах исследуемых объектов.

Метод прогнозирования представляет собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.

Синтез наряду с анализом также часто используется при написании курсовых работ и ВКР. Данный метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое.

6 НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Завершающим этапом является подготовка заключения, излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы.

Заключение – это ответ на проблемный вопрос.

В заключении курсовой работы обычно отмечается как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении, содержатся основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе.

Выводы должны соответствовать поставленным задачам, допускается несколько выводов на одну задачу. Обосновывается, какие следствия, вплоть до их практического или теоретического использования, можно получить из данной работы. Количество выводов не должно быть меньше поставленных задач. Выводы должны быть четкими, ясными, отражать полученные результаты. По сделанным выводам необходимо сделать рекомендации с возможностью их применения на практике. Выводы в заключении не могут быть просто перенесены из глав, а должны излагать обобщенные результаты.

Заключение, как правило, не должно превышать 1-2 страниц.

 

7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

В конце курсовой работы должен быть приведен Список использованных источников. Если источник опубликован под редакцией автора, то сначала указывается название источника, затем - фамилия ответственного редактора. Оформление библиографического списка оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

Список использованных источников должен содержать только те источники, которые были использованы автором при написании работы. При использовании материалов сети Internet должен быть указан полный web-адрес источника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: