Тема «Наука. Образование»




Класс. Обществознание.17.11.2020

 

Человек, являясь единственным разумным существом на Земле, еще на заре своей истории пытался постичь окружающий мир и самого себя. Он хотел ответить на великое множество вопросов и решить множество проблем. Разными способами и в разных формах, главными из которых были философия, наука и религия, он познавал мир и осознавал свою в нем роль и предназначение. За несколько тысячелетий человек достиг больших результатов: он получил ответы на тысячи вопросов и открыл многие законы природы и собственной жизни. Сегодня мы с вами знаем и умеем в сотни раз больше, чем наши далекие предки.

Однако, решив одни вопросы, человек столкнулся с другими, перед ним встали новые проблемы, не менее важные, более многочисленные, чем те, с которыми он давно справился. Несмотря на все достижения науки, как ни удивительно, еще больше неизведанного.

В одной притче рассказывается, как к одному мудрецу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил перед ним на песке окружность и сказал: «Внутри нее то, что ты знаешь, а вне – чего пока не знаешь». «Допустим, я научил тебя многому», – продолжил мудрец и с этими словами начертил еще одну окружность, гораздо больше первой. – «Смотри, – сказал он юноше, указывая на внутреннюю часть второй окружности, – насколько больше ты теперь знаешь, но также обрати внимание на то, как сильно увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть, теперь тебе предстоит узнать гораздо больше, чем тогда, когда ты не знал ничего». Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается непознанного.

 

Вопрос: Какова цель нашего урока?

- Выяснить роль науки и образования в формировании культуры

Вопрос: Что мы должны узнать?

-что такое наука

-функции науки

-что такое образование

-функции образования

-определить связь науки и образования

-влияние науки и образования на формирование культуры

-показать связь науки и образования

 

Что же такое наука. Термин «наука» многозначный.

Итак, три значения науки:

-как особая система знаний

-как особый вид деятельности

-как особая система общественных организаций, учреждений (т.е. как социальный институт)

Рассмотрим что включают в себя эти значения:

Записываем (схему) в тетрадь:

Обобщая все значения термина можно сказать:

 

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом познании и имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов( в тетрадь )

 

Теперь мы можем определить каково предназначение науки, её функции.

Наука выполняет 3 основные функции:

- культурно-мировоззренческую: Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры

-социально-производственную: Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники всё больше зависит от успехов научных исследований

- познавательно-прогностическую: Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п.

 

Мы с вами можем гордиться тем, что крупнейшие научные открытия (по мнению исследований это 50 %) сделаны в нашей стране. Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиация и космонавтика, фотосинтез, лазеры, витамины, наркоз, паровозы, лучшие в мире подводные лодки и многое другое создали российские ученые.

Вопрос: Что же отличает науку от других компонентов культуры? Каковы характерные черты науки?

(схему в тетрадь)

Многозначность понятия «наука» создаёт и различные классификации наук.(в тетрадь)

По направленности и по непосредственному отношению к практике науки делят на фундаментальные и прикладные.

Как вы можете объяснить эту классификацию?

Фундаментальные – изучают в «чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.

*опережают в своём развитии прикладные


Прикладные – служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач.


По объекту изучения науки делят на: естественные, гуманитарные,

технические.

Задание

Посмотрите на список школьных предметов, которые вы изучаете в 10 классе и распределите предметы по объекту изучения. Какой вывод можно сделать?

 

Домашнее задание

· § 9, до стр 95



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: