Психологические аспекты индивидуальной карьеры




Составляющие управления поведением людей

• Мотивирование.

• Информирование.

• Планирование трудового пути

подчиненного.

• Постановка целей.

• Обратная связь.

 

Мотивация труда – это побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важнейших человеческих потребностей.

Трудовая мотивация - это процесс выбора и обоснования способа участия человека в трудовой деятельности.

Группы мотивов трудовой деятельности

1. Мотивы, связанные с профессиональной ориентацией и выбором профессии (удовлетворения материальных потребностей, признания, престижа).

2. Мотивы, связанные с принадлежностью человека к определенной социальной группе (связанные с целями, нормами, ценностями группы).

3. Мотивы, связанные с признанием и реализацией предписанных социальных норм (моральных, этнокультурных и др.).

 

Мотивирование сотрудников

 

• Мотивация труда имеет решающее значение для достижения профессионального и делового успеха. Важно понимать и усиливать мотивы сотрудников.

• Мотивация может быть интровертной (внутренней) и экстравертной (внешней). Оптимально, когда оба вида сочетаются. Наша профессиональная деятельность удовлетворяет нас и приносит нам социальное признание и достойное материальное вознаграждение.

• Поведение человека полимотивировано. Мотивационные конфликты возникают, когда одна тенденция поведения направлена на достижение цели, а другая на преодоление неприятных последствий.

• Технология отрицательного мотивирования (кита) основана на принуждении и аверсивных стимулах и приводит к фрустрации подчиненного (эффект маленькой смерти). Поэтому вызывает сопротивление, агрессию. Она требует максимального контроля.

• Технология позитивного стимулирования (карот). Если ты держишь перед носом осла морковь, он пойдет за тобой с желанием. Основана на позитивных стимулах.

Теории мотивации

• Теория иерархии потребностей Маслоу (удовлетворение потребностей идет от низшего уровня к высшему).

• Теория переключения потребностей Альдерфера (движение от потребности к потребности может идти в обе стороны).

• Теория приобретенных потребностей Маккеланда (потребности в достижении и соучастии являются более важными и приобретаются в особых условиях управления).

• Теория двух факторов Герцберга (удовлетворенность работой зависит от: а) ее содержания, б) удовлетворения потребности в росте: достижение, признание, ответственность, продвижение).

• Теория ожидания Врума и др. (успех зависит от ожидания позитивных результатов, их вознаграждения и ценности этого вознаграждения).

• Теория постановки целей Лока (удовлетворенность работой зависит от сложности, специфичности, приемлемости и приверженности цели).

• Теория справедливости Адамса (справедливость).

• Теория партисипативного управления (участие).

 

Информирование сотрудников

 

• Подчиненный должен знать, что ему следует делать, имея ясное представление об ожидаемых конечных результатах.

• Подчиненный должен иметь четкое представление о границах и объеме своих полномочий.

• Подчиненный должен понимать, каковы его взаимоотношения с коллегами, что от него могут ожидать сотрудники.

• Руководитель сам должен быть хорошо информирован.

• Полноценное информирование возможно при отлаженной коммуникации, использовании различных коммуникационных потоков.

 

Планирование трудового пути подчиненного

 

Осуществляется с учетом возраста, образования, образа жизни, способностей и возможностей, профессиональных предпочтений, мотивации и продолжительности работы.

Типовые пути: горизонтальный (квалификационные отличия), вертикальный (перемещение в должностях) и ступенчатый (сочетание двух

способов).

 

Психологические аспекты индивидуальной карьеры

 

Карьера – успешное продвижение в области служебной, общественной, научной и прочей деятельности.

Удовлетворенность работой (и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, свойств и качеств личности.

Д. Сьюпер выделил 4 типа карьеры: стабильная (продвижением в единственной профессиональной сфере), обычная (совпадает с нормативными стадиями жизненного пути), нестабильная (с несколькими пробами в профессиональной деятельности), с множественными пробами (с изменением профессиональных ориентаций в течение всей жизни).

 

Мотивы построения карьеры по Д.Маккеланду

 

Стремление к власти (откровенны, энергичны, не боятся конфронтации, отстаивают свои позиции, требуют повышенного внимания, стремятся к лидерству). Стремление к успеху (целеустремленны, умеренно рискуют, нацелены на процесс доведения работы до завершения). Стремление к причастности (потребности в общении, желание быть

включенными в социальные и профессиональные группы, потребность в социальном признании и одобрении).

 

Карьерные ориентации по Э.Штейну

Карьерная установка – постоянный и устойчивый элемент структуры личности.

 

Основные карьерные ориентации:

1. Профессиональная компетентность (мастер своего дела).

2. Менеджмент (организатор).

3. Автономия (свобода от принуждения).

4. Стабильность (человек организации).

5. Служение (человек – носитель ценностей).

6. Вызов (предприниматель, конкурент).

 

Постановка целей

 

Цель деятельности – это задача (проблема), заданная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Менеджер должен осознать и принять цель своей организации. Менеджер обязан довести до каждого сотрудника общие и промежуточные цели. Чем раньше сотрудники будут вовлечены в процесс планирования и принятия решений, тем быстрее они могут идентифицировать свои цели с целями организации.

 

Менеджеру необходимо постоянно следить за отношением подчиненных к целям и перспективным планам организации.

 

Обратная связь – реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, правильно ли воспринята его информация как руководство к действию. Обратная связь – это данные о полученных результатах. В управлении обратная связь обеспечивается функцией контроля.

Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы, преобразуют внешние ресурсы для внутреннего пользования, следят за незначительными отклонениями от намеченных целей, корректируют эти отклонения, чтобы обеспечить достижение целей.

 

Власть – способность оказывать влияние на поведение людей.

Основа власти – то, откуда она происходит.

Источники власти – то, через что данная основа используется.

Источники власти имеют различную основу:

- личностную основу (экспертиза, пример, харизма, информация, потребность во власти и др.);

- организационную основу (право принятия решения, власть над ресурсами, связи и др.).

 

Пять типов власти (Френч, Рэйвен)

• Власть принуждения. Исполнитель верит, что влияющий может помешать удовлетворению какой-либо потребности.

• Власть вознаграждения. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность.

• Экспертная власть.

Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить какую-либо потребность.

• Сочетание различных методов влияния.

• Эталонная власть (властьпримера, харизма). Характеристики и свойства влияющего настолько привлекательны, что он хочет быть таким же, как влияющий.

• Законная (традиционная). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – подчиняться. При этом будут удовлетворены его потребности.

• Влияние через убеждение, разумную веру и участие, манипуляцию.

 

6. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ, СТРЕССАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Природа конфликта в организации.

2. Управление конфликтной ситуацией.

3. Работа и стресс.

4. Профилактика стресса и отрицательных эмоций.

5. Управление изменениями.

6. Социально-психологический климат (СПК) коллектива.

7. Совместимость и срабатываемость.

 

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании индивида, в межличностных взаимодействиях или отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями. Противоречия как источник конфликта могут возникнуть из-за рассогласований:

• Знаний, умений, способностей, личностных качеств.

• Эмоциональных и других состояний.

• Целей, средств и методов деятельности.

• Мотивов, потребностей, ценностных ориентаций.

• Взглядов, убеждений.

• Понимания, интерпретации информации.

• Ожиданий, оценок и самооценок.

Конфликтное поведение – действия, направленные на блокировку целей оппонента.

 

Структура конфликта

Условия протекания

Образы конфликтной ситуации

Инцидент

Возможные действия

Объект конфликта – реально существующая причина противоборства

Сила участников конфликта

Проблемы:

• содержательные;

• эмоциональные;

• псевдосодержательные.

Субъекты (стороны)

Субъекты(стороны)

Свойства конфликта:

• наличие противоречия;

• противоборство субъектов;

• негативные эмоции.

Предмет - внутренняя причинаконфронтации

 

 

Функции конфликта

• Диагностическая.

• Разрушительная

(деструктивная).

• Созидательная

(конструктивная).

Разрешение конфликта

• Частичное.

• Полное.

Виды конфликта

• Внутриличностный конфликт.

• Межличностный конфликт.

• Конфликт между личностью и группой.

• Межгрупповой.

 

 

Динамика конфликта

НАРАСТАНИЕ КОНФЛИКТА:

•постепенное усиление позиций участников за счет вовлечения новых сил;

•увеличение числа проблемных ситуаций;

•повышение конфликтной активности участников;

•нарастание эмоциональной напряженности.

УСТРАНЕНИЕ КОНФЛИКТА:

• предупреждение конфликта;

•принятие оптимальных решений;

•управление конфликтом;

•разрешение конфликта.

ЖЕСТЫПРИМИРЕНИЯ:

• извинение, сожаление

• уступки, понимание;

• компромисс, признание;

• просьба, признание;

• поиск взаимовыгодных решений.

СИГНАЛЫКОНФЛИКТА:

• кризис, напряжение;

• недоразумение, инциденты;

• дискомфорт, негативные образы и фантазии о другом;

• сплетничание о другом..

Функциональные

последствия конфликта

• Разрешение проблемы.

• Устранение трудностей осуществления решений.

• Возрастание сотрудничества.

• Уменьшение синдрома покорности и единомыслия.

• Качество процесса принятия решений.

• Вскрытие альтернатив.

• Проработка возможных проблем.

Дисфункциональные последствия конфликта

• Неудовлетворенность, плохое состояние духа, текучесть кадров, снижение производительности.

• Меньшая степень сотрудничества в будущем.

• Непродуктивная конкуренция между группами.

• Образ врага.

• Сворачивание взаимодействия.

• Увеличение враждебности.

• Придание большего значения победе, чем решению проблемы.

 

 

Управление конфликтной ситуацией

 

Структурные методы

- Разъяснение требований к работе.

- Координационные и интеграционные механизмы.

- Общеорганизационные комплексные цели.

- Структура системы вознаграждений.

Межличностные методы

- Уклонение.

- Сглаживание.

- Принуждение.

- Компромисс.

- Решение проблемы.

- Использование убеждения.

- Навязывание норм.

- Формирование общественного мнения.

- Обращение к третейскому судье. 66

- Объективация конфликта.

- Организация сотрудничества.

- Взрыв коллектива.

- Удаление оппонентов.

- Изменение статуса оппонента и др.

 

Работа и стресс

 

Стресс – общеадаптационный синдром, состояние неспецифи-ческого напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором или стрессором (Г.Селье).

Виды стресса: негативный, вредный (дистресс) и положительный, витализирующий (эйфорический стресс).

Уровни стресса: физиологический, эмоциональный, психологический.

Компоненты стресса: эмоциональные, мотивационно-личностные, интеллектуальные, перцептивные.

Группы стрессоров: немедленное действие, будущее действие, игнорирование или адаптация.

Психологические стрессоры: неопределенность, значимость.

Стрессорная ситуация: соотношение между мотивами поведения

человека и его возможностью действовать (новизна, нестабильность,

внезапность ситуации).

 

Причины стресса

• Организационные проблемы.

• Недостаточные резервы.

• Сверхурочные и неудобные часы работы.

• Низкий статус, маленькая зарплата плохие перспективы

служебного продвижения.

• Ненужные ритуалы и процедуры.

• Неопределенность и небезопасность.

• Нечеткие ролевые обязанности.

• Ролевой конфликт.

• Нереалистично высокие притязания.

• Невозможность повлиять на решения.

• Частые стычки между руководителями.

• Изоляция от поддержки коллег.

• Прегрузки и временной прессинг.

• Недостаток разнообразия.

• Неадекватное руководство.

• Конфликты с коллегами.

• Плохая коммуникация.

• Ненужные битвы.

• Невозможность завершить работу.

• Трудные клиенты и подчиненные.

• Недостаточная компетентность.

• Профессиональная ответственность.

• Неспособность действовать эффективно.

 

Как управлять, чтобы понизить уровень стресса

 

  1. Разработайте систему приоритетов в работе (сегодня, через неделю, когда будет время).
  2. Научитесь говорить «нет», когда достигните предела, после которого вы уже не сможете взять на себя больше работы.
  3. Наладьте эффективные и надежные отношения с вашим боссом: взаимоуважение и взаимопонимание.
  4. Не соглашайтесь с противоречивыми требованиями руководи-теля. Но не занимайте агрессивно-оборонительной позиции.
  5. Сообщите руководителю, когда почувствуете, что стандарты оценки вам не ясны.
  6. Обсудите чувство скуки и отсутствия интереса к работе со своим руководителем, предлагайте варианты, но не жалуйтесь.
  7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Не задерживайтесь долго на работе.
  8. Оцените возможности ваших работников и попытайтесь выбрать для них оптимальный режим, объем и тип работы. Как только они продемонстрируют успешные результаты, повысьте им рабочую нагрузку. Делегируйте полномочия. o При достаточных основаниях разрешайте вашим сотрудникам отказываться от каких-либо заданий. Если это необходимо, установите приоритеты для высвобождения времени и ресурсов.
  9. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и
  10. производственных ожиданий. Используйте обратную связь.
  11. Используйте стиль лидерства, соответствующий ситуации. o Обеспечьте вознаграждение за эффективную работу.
  12. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, обсуждая с ними сложные вопросы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

 

В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Представителями первого подхода (П. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К. К. Платонов, Л. К. Уделов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания.

Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса

явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами

его стимулирования.

Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает, содержание и направленность реальной

психологии членов организации.

Сторонники второго подхода (А. Л. Русаличева, А. И. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

 

Показатели СПК

 

  1. Удовлетворенность членов группы характером и содержанием труда.
  2. Удовлетворенность отношениями с товарищами по работе и
  3. менеджерами.
  4. Удовлетворенность системой морального и материального
  5. стимулирования.
  6. Стиль руководства организацией.
  7. Отношение сотрудников к работе, товарищам, менеджерам.
  8. Установки и ценностные ориентации сотрудников.
  9. Трудовая и общественная активность сотрудников.
  10. Уровень конфликтности сотрудников.
  11. Реальная и потенциальная текучесть кадров.
  12. Профессиональная подготовка персонала.

 

Характеристика благоприятного СПК

 

  1. В организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений. Отношения строятся н принципах сотрудничества, одобрения и поддержки. Критика развивающая.
  2. В организации существуют нормы справедливого и уважитель-ного отношения ко всем его членам, поддерживают новичков.
  3. Сотрудники организации активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное дело, и добиваются высоких результатов.
  4. В организации высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, трудолюбие, честность и бескорыстие.
  5. Успехи и неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание. Они испытывают чувство гордости за свою фирму, ее достижения и неудачи.
  6. В отношениях между группировками существует взаимопонимание, расположение и сотрудничество.
  7. В трудные для организации минуты происходит эмоциональное единение, велико желание трудиться вместе, группа открыта и стремится к контакту с другими группами.

 

Методы исследования СПК

• Тест «Социально-псиологический климат» О.С.Михалюк //Социально-

психологические проблемы коллектива /Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1983.

• Тест «Стиль руководства А.А.Журавлева //Там же.

• Тест «Самочувствие, активность, настроение» (//В.Л.Марищук и др. Методы

психодиагностики в спорте. - М., 1984).

• Тест «Самооценка эмоциональных состояний //Там же.

• Тест тревожности Ч.Спилбергера //Там же.

• Тест «Удовлетворенность трудом //Личность и деятельность /Под ред.

А.А.Крылова. Л., 1982).

• Тест «Цветопись настроения» А.Н.Лутошкина //Эмоциональные потенциалы

коллектива.- М., 1988.

• Тест конкретных ситуаций А.А.Ершова //Волков И.П. Руководителю о

человеческом факторе.- Л.,1989.

• Тест «Стиль руководства А.А.Журавлева //Социально-психо-логический

климат коллектива. Теория и методы изучения /Под ред. Е.В.Шороховой. - М.,

1983.

• Тест «Пульсар Л.Г.Почебут» //Организационная психология. - Л., 2000.

 

СПК

Причины климатических возмущений

• Недостатки социально-экономического и бытового характера.

• Недостатки производственного характера.

• Новости дня.

• Ослабление контроля.

• Выдача зарплаты и премий.

• Естественные колебания эмоциональных состояний.

• Отсутствие должных личностных и деловых качеств у руководителя.• Личностные особенности сотрудников.

 

Задачи регуляции СПК

• Формирование единодушия в отношении норм.

• Актуализация ЦО личности в процессе работы.

• Повышение у сотрудников уверенности в себе, чувства причастности.

• Мотивирование сотрудников.

• Соблюдение принципа справедливости.

• Гибкость контроля.

 

 

Совместимость и срабатываемость

Совместимость:

•(структурная) как сходство илиразличие индивидуально-личностных характеристик;

•(функциональная) как результат согласования внутригрупповых ролей и функций;

•(адаптивная) как развертывающиеся межличностные отношения;

• инструментальная (деловая);

• эмоциональная (межличностная).Межличностнаясовместимость:

• психофизиологическая (соотношение темперамента и способностей);

• психологическая (соотношение характера и направленности);

• социально-психологическая (степень согласования функционально-ролевых ожиданий);

• социологическая (степень совпадений ЦО, социальных установок).

 

Срабатываемость и сплоченность

Срабатываемость:

• согласованность в работе между ее участниками;

• согласованность темпо-ритмической деятельности участников;

• согласование навыков работы на конкретных операциях;

• результат –эффективность работы.

Сплоченность:

• межличностная аттракция, групповое свойство, которое является производным от

количества и силы взаимных позитивных установок членов группы;

• некая результирующая сила, побуждающая индивида к сохранению членства в группе, результат мотивации группового членства;

• ценностно-ориентационное единство группы в отношении целей деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: