При чтении сборочных чертежей целесообразно придерживаться следующей последовательности.
1. Определить название изделия. Зная название изделия, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж.
2. Ознакомиться с описанием данного изделия (его паспортом).
3. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже? В результате их сопоставления создается общее представление о форме и устройстве изделия.
4. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выяснить по спецификации название первой детали и другие относящиеся к ней данные. Найти изображения детали по обозначению ее позиции. Определить форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.
5. Установить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, шрифта, варки, клепки и т.п.)? Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия?
6. Уяснить другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.).
7. Определить, какими способами и в какой последовательности производится обработка необходима в процессе сборки?
Для примера прочитайте сборочный чертеж, приведенный на рис.4.1. Вопросы к нему расположены в последовательности, указанной выше для чтения сборочных чертежей. Вначале ответьте на них самостоятельно.
Вопросы к сборочному чертежу (см. рис.4.1.)
1. Как называется изделие?
2. Каково его назначение?
3. Какие изображения приведены на чертеже?
4. Сколько составных частей входит в изделие? Как называются дет.поз.1, 6, 9?
5. Сколько стандартных изделий используется в вентиле?
|
6. Какова форма деталей?
Ответы на вопросы к сборочному чертежу (см.рис.4.1.)
1. На сборочном чертеже изображен вентиль. Это название записано в соответствующей графе основной надписи.
2. Вентиль предназначен для того, чтобы пропускать или задерживать жидкость.
3. Чертеж содержит пять изображений: фронтальный разрез, вид слева, половину вида сверху в соединении с половиной горизонтального разреза, сечение В-В (неполное изображение) и вид А (вид по стрелке).
Фронтальный разрез и половина горизонтального даны для того, чтобы выявить внутренне устройство всего изделия и отдельных деталей, его составляющий. Сечение В-В приведено на чертеже, чтобы показать, как соединяют между собой шток и клапан. Вид А дан, чтобы пояснить форму детали 13 (маховик), показать, в частности, количество и форму спиц в нем.
4. Изделие состоит из составных частей 14 наименований. Так как некоторых деталей (болтов, гаек) в изделии больше, чем одна, то полное количество составных частей – 24 (см. в спецификации графу «Количество») (рис.4.2.)
Дет.поз. 1 называется «Корпус», дет.поз. 6 – «Крышка», дет.поз. 9 – «Шток».
5. В вентиле используются стандартные изделия четырех наименований: в том числе шесть болтов М10, шесть гаек М10, одна гайка М14 и один маховик.
6. Детали «Шток» спецификацией присвоена поз. 9. Найдя около главного изображения цифру 9, мы по концу линии-выноски, оканчивающейся точкой, определяем местонахождение детали в изделии. На чертеже (см.рис.4.1.) шток представлен на главном изображении, на виде слева, на половине горизонтального разреза, и на сечении В-В. Сопоставив все данные на чертеже изображения штока (на рис.4.11 они условно обведены цветом), мы устанавливаем, что шток имеет цилиндрическую форму. На одном конце его нарезана резьба под гайку М14 (см. спецификацию) и профрезерован призматический элемент квадратного сечения. Примерно посередине длины штока нарезана резьба. Другой коней штока имеет канавку и заканчивается специфическим элементом.
|
Рис. 4.11. Чертеж вентиля, на котором цветом выделена деталь «Шпиндель» (показаны и те контуры, которые на сборочном чертеже не видны)
Вращение штока обеспечивает передвижение клапана (поз.3).
Деталь «Корпус» (поз.1) для наглядности также выделена цветом на рис.4.12. Сопоставив все три ее изображения, устанавливаем, что она имеет цилиндрическое ступенчатое отверстие внутри. Сбоку, под прямым углом к этой цилиндрической части примыкает цилиндрический фланец. Верхний и нижний фланцы имеют по шесть, а боковой четыре отверстия под болты. (в таком же порядке рассматриваются другие детали).
Рис. 4.12. Чертеж вентиля, на котором цветом выделена деталь «Корпус»
? Прочитать сборочные чертежи
Дайте ответы на вопросы к сборочному чертежу «Вентиль» (рис.4.47, а и б). Эти ответы в общей форме содержатся в помещенной ниже матрице вопросов, где каждый из них помечен цифрой. Эти цифровые обозначения даны в двух вариантах – первый вариант слева от ответов, второй – справа. Преподаватель укажет Вам, (первый или второй) какой вариант следует использовать. Найдя в матрице ответ на первый вопрос, Вы должны написать цифру, его обозначающую, затем найти ответ на второй вопрос и после тире написать относящуюся к нему цифру. Так нужно обозначать цифрами все ответы. В результате получится четыре строчки цифр, указывающих на I, II, III, IV разделы вопросов.
|
Пример записи ответов, но при помощи букв вместо цифр, приведен ниже:
I в – н – а – к – о – г – и
II о – н – к – г – а – и – в
III г – к – а – о – и
IV и – а – о – к – г – н
Вопросы к чертежу «Вентиль» (рис.4.47)
I
1. Назовите виды и разрезы.
2. Как называют таблицу содержащую основные сведения о входящих в изделие деталях?
3. Где наносят на сборочном чертеже номера позиций?
4. Как называют изображение, выявляющее профиль резьбы, нарезанной на большом диаметре штока?
5. Как называют изображение, обозначенное «Вид А»?
6. Каким изображением выявлена форма спицы маховика?
7. Чему равен размер на просвет у труб, соединяющихся с корпусом?
II
1. Через отверстие в какой детали жидкость поступает из левого трубопровода в правый?
2. Какая деталь закрывает и открывает это отверстие?
3. Какая деталь передает вращение штоку?
4. Какая деталь поднимает и отпускает клапан?
5. Чему равен больший диаметр клапана?
6. Назовите номер позиции детали, изготовленной из технической бумаги.
7. Какие детали, кроме штока и крышки, имеют резьбу?
III
1. Какой элемент штока обеспечивает ему возвратно-поступательное движение?
2. Какое основное рабочее движение может совершать маховик?
3. При помощи чего вентиль соединяется с трубами?
4. Какое рабочее движение совершает шток при его вращении?
5. Как соединен шток с клапаном?
IV
В какой последовательности разбирают вентиль?
Матрица к сборочному чертежу «Вентиль» (рис.4.47)
Вари-ант 1 | I. Изображение, размеры и другие данные | Вари-ант | II. Детали, входящие в вентиль | Вари-ант | III. Взаимосвязь и характер перемещения подвижной детали | Вари-ант | IV. Последова-тельность сборки и разборки изделия | Вари-ант 2 | |||
Фронтальный разрез, вид сверху, часть вида слева, соединенная с частью профильного разреза Местный вид «А» Вынесенное сечение Местный вид «Б» Выносной элемент Спецификация Габаритные размеры Масштаб увеличения 1 ½″ «Полки» на выносных линиях | Клапан Корпус Крышка Уплотни-тель Шток Маховик Винт М6 х 12.58 Прокладка Набивка Гайка | Резьба трубная Возвратно-поступательное движение Резьба штока Вращательное движение Подъем и опускание клапана Винтовое соединение Резьба крышки Расклепка Клапан перекрывает отверстие Уплотнение набивки | Гаечным ключом вывертывают крышку Отделяется клапан вместе со штоком Снимают маховик Вывинчивают винт Отвертывают уплотнитель Клапан не отделяют Вывертывают шток Вывертывают крышку Маховик вращается Снимают крышку |
Рис. 4.17.а Задание для упражнений Рис. 4.17.б Задание для упражнений
? Ответить на вопросы к сборочным чертежам:
1. Как называется изделие? Каково его назначение?; 2. Какие виды, разрезы, сечения даны на чертеже?
3. Сколько составных частей образуют изделие?; 4. Сколько деталей? Каково название и форма каждой детали?
5. Сколько стандартных изделий? Назовите их.; 6. Какими способами соединены детали между собой?
7. Какова последовательность сборки изделия?
Сборочный чертеж приспособления для крестовой обжимки
Сборочный чертеж головки пневматического патрона для зажима кольца по внутренней поверхности
Сборочный чертеж головки пневматического патрона для зажима кольца по наружной поверхности