Стадия вызова.
Группам раздаются иллюстрации. С каждой иллюстрацией проводится работа (см. приложение 1).
Учащиеся обсуждают и делают предположения о том, почему:
некоторые иллюстрации воспринимаются неоднозначно (рис. 7); утверждения, которые появляются после восприятия некоторых иллюстраций, не соответствуют действительности (рис. 3); некоторые иллюстрации воспринимаются только определенным образом, а не как иначе (рис. 1, 2)
После обсуждения преподаватель рассказывает о принципы организации восприятия, не объясняя их с точки зрения гештальт-теории (приложение 2).
Группам студентов предлагаются гипотезы, с которыми они после обсуждения соглашаются или не соглашаются:
1. То, что мы видим, реально и однозначно.
2. Мы всегда воспринимаем мяч круглым, вне зависимости от угла зрения на него.
3. Восприятие – это процесс накопления отдельных признаков объектов.
4. Восприятие не зависит от высших мыслительных процессов.
5. Воспринимаемый образ представляет собой целостное явление.
Ответы всех участников обсуждения фиксируются в сводной таблице.
Группам предлагается определить:
- что они уже знают по теме; какой информации им не хватает.
Стадия осмысления.
Группам раздается текст с новой информацией (см. приложение 3). Студенты читают текст, выделяя уже известное и то, что является новым для них.
Стадия рефлексии.
Гипотезы обсуждаются ещё раз, ответы подтверждаются или опровергаются на основе новой информации.
Студентам предлагается подумать, как полученную на занятии информацию, можно использовать в повседневной жизни.
Приложение 1
Рисунок 1.
Задание: Опишите, что Вы видите?
|
Объяснение: мы воспринимаем кружки не каждый отдельно, а объединенными в три столбика.
Рисунок 2.
Задание: Опишите, что вы видите на рисунке?
Объяснение: На этом рисунке изображены 6 линий, а мы воспринимаем их как три фигуры.
Рисунок 3.
Задание: сравнить по длине правый и левый отрезок.
Объяснение: левый отрезок на линейке кажется нам длиннее правого, хотя на самом деле они равны.
Рисунок 4.
Задание: сравнить по длине стороны треугольников – ab и cd.
Объяснение: правый треугольник больше левого, однако отмеченные буквами части этих фигур равны, хотя они и кажутся значительно крупнее.
Рисунок 5.
Задание: сравнить размеры кругов.
Объяснение: внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга, тогда как их размеры одинаковы.
Рисунок 6.
Задание: сравнить величину фигур.
Объяснение: Нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры - правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами.
Рисунок 7.
Задание: описать, что изображено на картинке.
Объяснение: При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие “выступающие”, причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.
Приложение 2
Основные гештальт-принципы восприятия:
|
1. Близость. Элементы, которые близки в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно. Вы скорее увидите три пары вертикальных колонок, чем просто набор маленьких кружков.
2. Непрерывность. В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. Глядя на рис.1, вы воспринимаете колонки из маленьких кружков в направлении сверху вниз.
3. Сходство. Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.
4. Замыкание. В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков. Фигуры, изображенные на рис.2, вы воспринимаете как обычные фигуры, хотя на самом деле их контуры не замкнуты.
5. Простота. В любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно. Гештальт должен быть симметричным, простым и неизменным и не может быть упрощен или упорядочен каким-либо иным образом.
6. Фигура-фон. Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения.
Приложение 3
Гештальт-идеи находились в прямой оппозиции к традиционным взглядам немецкой психологии (учение Вундта).
После опытов по восприятию кажущегося движения (фи-феномен) гештальт-психологи принялись за исследование другого перцептивного явления. Опыт по исследованию константности восприятия позволили им укрепить свои научные позиции. Его суть состояла в сравнении результатов восприятия объекта при его различных положениях относительно наблюдателя. Например, когда мы стоим прямо перед окном. То его прямоугольный образ проецируется на сетчатку наших глаз, но когда мы отходим в сторону и смотрим на окно сбоку, его образ, воспринимаемый сетчаткой, становится трапецеидальным, хотя мы продолжаем воспринимать окно как прямоугольник. Т.о., наше восприятие окна остается постоянным, даже не смотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменились.
|
Можно сделать вывод, что существует различие между действительным образом восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена просто как набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей.
Воспринимаемый образ представляет собой целостное явление – то есть гештальт – и любая попытка разложения его на отдельные составляющие приводит к его нарушению.
Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой. Чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя. Мы не должны учиться создавать образы, как это провозглашают сторонники ассоциативного подхода, хотя некоторые виды восприятия высшего уровня действительно зависят от научения.
Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамическую систему, в которой все элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединении, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.
Принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они свойственны самому процессу восприятия. Вертхеймер назвал их вспомогательными факторами. Но он так же признавал, что на перцепцию влияют и основные факторы самого организма: например. Высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку, также могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались уделять больше внимания вспомогательным факторам организации восприятия, чем результатам научения или опыта.
Пример занятия с применением метода работы с художественным текстом
Работа с текстом рассказа А.П. Чехова «Спать хочется»
Цель: Провести введение в тему «Психофизиология сна». Показать важность сна для сохранения психического и физического здоровья.
Данный рассказ может быть использован на следующих занятиях:
Средние школьники | Биология (курс «анатомия и физиология человека») |
Старшие школьники | Психология |
Студенты, не специализирующиеся в психологии | Основы психологии |
Студенты факультетов психологии | Общая психология Психофизиология |
Стадия вызова.
Реализация данной стадии проходит в группах по 5-7 человек. Цель – активизировать участников занятия (их внимание и мышление). Группам дается набор слов: нянька Варька (девочка лет тринадцати), колыбель, сверчок, толстая хозяйка, тяжёлые веки.
Каждая группа составляет рассказ с использование вышеприведенных слов (в течение 3-5 минут). Получившиеся рассказы зачитываются.