Вопрос 1. Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств.




РЕФЕРАТ

По теме: «Государство и право Российской Федерации»

 

Подготовил:

Студент 332 группы

факультета «Юриспруденция»

Блатной И.А.

 

 

Белгород - 2008 г.

План
Вводные замечания
Учебные вопросы
1. Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств.
2. Становление государственного механизма новой России.
Заключительная часть

Вводные замечания.

 

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества. По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств. Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему ежегодно превышали половину федерального бюджета. Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население – к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн., сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.

В политической жизни все более отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет президента Б.Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского Союза. В июне 1999 г. руководители стран – членов ЕС приняли документ "Общая стратегия Европейского Союза в отношении России". Документ стал основой сотрудничества между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте-апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республики Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказалась от разработанных ранее программ сотрудничества с ним[1].

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.


Вопрос 1. Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств.

 

Задачу перестройки попытался осуществить сменивший “плеяду геронтократов” М. С. Горбачев, выдвинув идею “ускорения научно-технического прогресса” и активизации человеческого фактора. Однако лозунг ускорения не был подкреплен реальными реформами в социально-политической сфере и в области экономики.

Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило институт госприемки, что реально только привело в основном к увеличению бюрократического аппарата и отзыву от производства большого числа специалистов. Принятый ранее Закон о государственных предприятиях, предоставлявший известную свободу рыночной деятельности, на практике пробуксовывал. В стране отсутствовали механизмы и посредническая инфраструктура для товарно-сырьевых операций, сбыта продукции. В то же время в изобилии создаваемые, кооперативы и совместные предприятия, пользуясь несовершенством социально-рыночной системы, резко активизировали не всегда законную деятельность по получению прибыли не за счет новых производств или повышения производительности труда, а путем использования недостатков в управлении и других внеэкономических способов обогащения. Возникло четыре сети цен: государственная, кооперативная, договорная и черного рынка. Именно в это время резко усилился возникший в советское время теневой сектор экономики, превратившийся в широкомасштабный криминальный бизнес, жаждавший будущей легализации своего контроля над властью. Ситуация еще более осложнилась в результате катастрофической аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении, унесшего 50 тыс. жителей; эти бедствия потребовали значительных средств и ресурсов на ликвидацию последствий. Сказалась также непродуманная антиалкогольная кампания, увеличившая бюджетный дефицит.

Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая наряду с устранением престарелых партократов в центре и на местах привела в ряде случаев к резкому снижению компетенции политического руководства. Всего к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС.

Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли в принципе обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную экономическую реформу под контролем сильной центральной власти. Горбачев не имел сколько-нибудь серьезного представления о содержании необходимых реформ и даже этим гордился. Он писал, что нельзя “навязывать обществу готовые схемы и загонять жизнь, реальную действительность в прокрустово ложе схем. Этим отличался сталинизм, с которым нам не по пути. А действовать по Ленину — значит исследовать, как будущее вырастает из нынешней действительности. И в соответствии с этим строить свои планы”. Исходя из данного методологического положения Горбачев считал главным сам факт, что “процесс пошел”, забывая о том, что все-таки надо иметь какие-то ориентиры, куда этот процесс идет, какие-то представления о темпах этого движения и т. п.

М. С. Горбачев допустил серьезнейший стратегический просчет и начал политическую реформу, развертывание идеологического плюрализма, прежде чем добился сколько-нибудь заметных успехов в экономических преобразованиях, успокоивших общество. Кроме того, мировая практика показывает, что экономическая реформа идет успешно и относительно безболезненно только при наличии крепкого правительства или признанного вождя.

Хотя симптомы кризиса были налицо (тотальный дефицит, Снижение темпов производства), тем не менее самого кризиса не было, как не было признаков политических потрясений. Лозунг “обновления социализма”, его демократизации был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечеловеческих ценностей.

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосованием выборы ответственных партийных работников. В ходе объявленной гласности и демократизации в стране развернулась мощная идеологическая кампания по разоблачению сталинизма. Пользуясь массовой поддержкой, Горбачев провел целый ряд преобразований в управлении государством.

На XIX партконференции были впервые сформулированы понятия “правовое государство” и “гражданское общество” применительно к СССР. При этом подчеркивалось, что обновленное государство должно реализовать приоритет закона в деле формирования баланса человеческих, социальных, политических и иных сил в самоуправляющемся обществе. Получив санкцию конференции на политические преобразования, Горбачев и его команда приступили к формированию новой двухуровневой представительной советской системы. Высшим органом власти становился Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов — 1500 — выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсоюзов и т. д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательными и распорядительными и контрольными функциями — ВС в составе 544 депутатов и его Председателя. Соответственно ВС избирал Президиум ВС, Верховный суд СССР, Генерального прокурора СССР.

I съезд народных депутатов избрал Горбачева на высший государственный пост, однако одновременно сформировалась и организационно оформилась серьезная оппозиция из числа интеллигенции: была создана Межрегиональная группа депутатов, которая стала мозговым центром и штабом движения “Демократическая Россия”. Лидерами оппозиции стали сначала видный ученый-диссидент академик А. Д. Сахаров, а затем — разошедшийся с Горбачевым бывший кандидат в члены Политбюро Б. Н. Ельцин. Одновременно в рамках КПСС возникла так называемая Демократическая платформа КПСС. Сущность платформы партийной и внепартийной оппозиции в области государственного управления заключалась в том, чтобы сделать Советы единственным полновластным государственным институтом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участвовать в политической борьбе наравне с другими партиями на демократической основе. СССР как “советская империя” должен распасться на возможно большее число территорий. Наряду с этими требованиями, носившими сверхпринципиальный характер, в программе оппозиции было много популистских предложений, таких как замораживание цен, реформы без ухудшения положения народа, отмена льгот и привилегий партаппарата и т. п.

Политическая элита раскололась на ряд субэлит по критерию оценки степени допуска в политическую и экономическую жизнь несоциалистических элементов. Консервативное крыло (И. К. Полозков, Н. А. Андреева) выступало за ограничение масштабов перестройки и сохранение политических основ социалистической государственности по типу китайских реформ. Демократическая субэлита в КПСС (А. Н. Яковлев, Ю. Н. Афанасьев, Г. X. Попов), вдохновляемая созданными на базе возродившегося диссидентского движения либерально-демократическими антисоветскими движениями и организациями, требовала доведения перестройки до полного крушения социализма и роспуска “советской империи”. Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику и в конечном счете попали в настоящее болото.

В 1990 г. начался глобальный политический кризис, положивший начало гибели советской государственности. По СССР прокатилась волна межнациональных конфликтов — в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Цхинвали. Прибалтийские республики заявили о своем суверенитете, и их примеру готовились следовать российские радикальные демократы. Собираясь противостоять напору деструктивных сил, Горбачев принимает решение упрочить свое положение в качестве главы государства. Для того чтобы обеспечить поддержку большинства делегатов, Горбачев согласился на отмену 6 статьи Конституции о руководящей роли КПСС. 3-я сессия съезда народных депутатов избирает его на пост президента СССР. В этом качестве Горбачев получает широкие полномочия вплоть до приостановки действия законов. Безальтернативное избрание президента на съезде, а не всенародно, несколько понизило уровень легитимности власти Горбачева, что позволило его противникам в дальнейшем после разгона союзных органов власти без особого труда устранить его с политической арены.

В России начались массовые забастовки. В феврале состоялись массовые антиправительственные митинги в Москве и ряде других городов. В марте состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые составили Съезд народных депутатов — высший орган власти в России. На съезде состоялись выборы Председателя ВС РСФСР, в ходе которых Ельцин с большим трудом победил сначала И. К. Полозкова, а затем преимуществом в 4 голоса — А. В. Власова. Произошедшая на съезде стычка между Горбачевым и Ельциным привела к открытой конфронтации по вопросам судьбы Союза, республик и социализма. Ельцин и его сторонники стремились к ликвидации контроля центра над РСФСР вплоть до выхода РСФСР из Союза по образцу прибалтийских республик для того, чтобы развязать руки при проведении радикальных капиталистических реформ. Их поддержали разочарованные нерешительностью и некомпетентностью Горбачева депутаты, жаждавшие ускорения именно социалистической перестройки. В результате парадоксального единства в обстановке эмоционального подъема и накала страстей на грани экзальтации депутаты приняли 12 июня Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, в которой провозглашалось верховенство законов РСФСР над союзными. Депутаты не смогли осмыслить тот факт, что СССР — это та же великая Россия в границах бывшей Российской империи и ее “суверенитет” относительно присоединенных при царях окраинных отсталых земель в течение многовековой истории Государства Российского есть по сути добровольный отказ от этих территорий вместе с их 25-миллионным русским населением. Тем самым российские депутаты, включая коммунистов, внесли значительный вклад в форсирование процесса уничтожения СССР сверху.

С этого времени возникло своеобразное двоевластие — союзного и республиканского (Российского) центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-политическими ориентирами. В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой Полозков, Сергеев заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с президентом СССР, объективно подрывая и без того вялые усилия Горбачева по сохранению Союза.

Состоявшийся в июле последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Хотя Горбачеву удалось добиться принятия нужных ему решений, ему не удалось достичь настоящего консенсуса. На съезде Ельцин демонстративно вышел из КПСС, что положило начало массовому выходу из партии разочаровавшихся и сомневающихся. Решения съезда не были восприняты ни демократами, стремившимися под лозунгом деполитизации осуществить полную декоммунизацию госаппарата, КГБ, армии, МВД, добиться национализации партийной собственности, запрета парткомам работать на предприятиях, ни тем более партконсерваторами, требовавшими отказа от курса на политический плюрализм, трудовую частную собственность, товарно-рыночные отношения, пусть даже в регулируемой форме. Горбачев не смог пожертвовать своими личными амбициями и найти компромисс хотя бы с одним ведущим течением и вновь возглавить перестроечный процесс. Фактически он все более терял личный авторитет и реальные политические полномочия всесоюзного лидера.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. сложилось уникальное сочетание кризисных объективных социально-экономических условий и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно трагический финал для СССР.

Новое правительство России во главе с И. С. Силаевым выступило против концепции формирования в течение пяти лет регулируемой рыночной экономики, выдвинутой Председателем СМ СССР Н. И. Рыжковым. Б. Н. Ельцин настаивал на немедленных радикальных преобразованиях на основе программы “500 дней” Шаталина — Явлинского. Эта программа получила негласную поддержку и Горбачева. В сентябре ВС РСФСР спешно принял эту программу, а также серию постановлений и указов, отстаивающих право республиканских властей управлять народным хозяйством России без ведома союзного центра. Под эгидой Горбачева была создана компромиссная программа “Основные направления” по стабилизации экономики и ее реформированию. В своих принципиальных основах она была близка к предложениям Шаталина и Явлинского, но при этом предусматривала более реальные сроки — 6—8 лет. Однако Ельцин охарактеризовал эту программу как бесперспективую, главным образом потому, что она предполагала сохранение СССР и не допускала ликвидации старой системы управления, прежде чем возникнет новая структура экономических связей на основе рынка. Ельцин требовал решительного уничтожения административно-командной системы управления и создания принципиально нового госаппарата, не вмешивающегося в экономику, а создающего условия для ее либерализации, приватизации, фермеризации сельского хозяйства и т. п.

В это время в стране наблюдается управленческий коллапс, приведший к ряду бунтов, с последующими катастрофическими последствиями. В 1990 г. был получен фантастический урожай — 300 млн. т, причем собрать и обмолотить тоже удалось рекордный объем — 220 млн. т, и в этих благоприятных условиях вдруг начался хлебный кризис. В стране был избыток табачных продуктов, но начался табачный кризис. Причина была в одномоментной остановке на планово-профилактический ремонт хлебозаводов и табачных фабрик. То же самое было с дефицитом мясопродуктов. В Москве в ходе выборочной проверки обнаружили на складах припрятанные тысячи тонн продуктов и товаров. По официальным данным, пропало более 1 млн. т мяса, 40 млн. шкур скота, продукции более чем на 50 млрд. руб. Организовала это преступление мафия, или это была сознательная диверсия антигосударственных сил — неизвестно, но одно ясно без сомнения — искусственно обостренный дефицит продовольствия и товаров широкого потребления сыграл роль катализатора антисоветских выступлений.

Летом 1990 г. была обнародована антигосударственная “Программа действий-90”, предусматривавшая создание комитета гражданского действия, изоляции государственных структур с помощью забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампаний гражданского неповиновения, явочной приватизации с помощью особых групп — “отрядов скваттеров” по образцу любимой демократами американской истории. Все это давало законный повод властям организовывать сопротивление готовящемуся государственному перевороту, подвигать к городу войска, вводить патрулирование улиц и т. д. В октябре состоялся съезд движения “Демократическая Россия”, который принял решение о взятии принципиального курса на уничтожение КПСС, дестабилизацию управления и социальную конфронтацию в обществе и на захват власти, т. е. на государственный переворот.

К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. Горбачев предпринимает меры для предотвращения распада Союза и, в частности, организует подготовку нового союзного договора, проект которого подвергается резкой деструктивной критике со стороны Ельцина. Горбачев пытается укрепить свои президентские полномочия, но получает обвинения в подготовке личной диктатуры. 4-я сессия съезда народных депутатов СССР расширила полномочия президента, получившего возможность непосредственно руководить правительством. Вместо президентского совета создавался Совет безопасности. На вновь учрежденную должность вице-президента был избран Г. И. Янаев, премьер-министром был назначен известный финансист В. С. Павлов. Силовые министерства возглавили убежденные коммунисты, соратники Андропова: В. А. Крючков, Б. К. Пуго, маршал Д. Т. Язов. Сейчас стало очевидно, что в 1991 г. наступил решительный момент противостояния власти и оппозиции, когда должно было определиться не только направление развития, но и его субъект — либо медленно развивающийся СССР, централизованное федеративное государство с социалистическим строем, либо капиталистическая Россия без своих сырьевых национальных окраин и рынков сбыта, хаотически движущаяся без рационального управления, терпя поражения в межнациональных войнах с перспективой через 10 лет стабилизации развалившейся экономики.

Глубину раскола в обществе усугубили трагические события в Литве и Латвии в январе 1991г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Вопрос судьбы Союза стал самой главной и неотложной проблемой. 17 марта 1990г. ВС СССР организовал по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик первый в истории страны референдум. По его итогам, несмотря на активную контрпропаганду демократов, за сохранение Союза высказалось 76,4% населения. Это была, бесспорно, победа коммунистических сил. Но параллельно был одобрен проект введения в России поста президента. В результате, с одной стороны, позиция Горбачева вроде бы получила поддержку народа и новый карт-бланш, а с другой стороны, Ельцин обрел решающие рычаги для управления в России.

Ситуация в России в период годичного нахождения у власти демократов постоянно ухудшалась. Национальный доход уменьшился на 21 млрд. руб., инфляция выросла на 17,5%. Причины неудач в экономике ельцинисты объясняли исключительно интригами союзного центра, саботажем партократов и функционированием административно-командной экономики. По их мнению, достаточно добиться полного отказа от регулирования государством формирования цен и от планирования производства сверху и сразу возникнет рыночный механизм саморегулирования экономики, который все поставит на свои места и стихийно наладит взаимодействие отраслей и предприятий1.

В 1991г. Российская Федерация вступила на путь экономического существования. Развал экономики, разрушение старых межреспубликанских хозяйственных связей, необходимость раздела союзной собственности, дефицит потребительского рынка, внешний долг СССР, который должна выплачивать Россия (правопреемница СССР) – все это требовало срочной экономической реформы.

План экономических реформ был обнародован в конце октября 1991г. на Съезде народных депутатов России. В основу реформ были заложены введение свободных цен с января 1992г., либерализация торговли, широкая приватизация жилья и госпредприятий. Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику, но гарантировало жесткую финансово-денежную политику, борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Теоретически реформы были рассчитаны на саморегуляцию свободного рынка, создание среднего класса, помощь мирового валютного фонда, но практически они обусловили неудержимый рост инфляции, ухудшение материального положения населения, резкое его расслоение, безработицу. В свою очередь, эти негативные явления вызвали обострение политической обстановки, раскол демократического движения, появление новых партий. Многочисленность политических партий, декларативность их программ не вели к интеграции общества, не давали возможности альтернативного поиска путей проведения реформ. Вместе с тем, сохранение старого государственного аппарата с его авторитарными методами работы определяло такие моменты, как взаимные неплатежи предприятий, крупнейшие ошибки в приватизации, появление ряда ложных финансовых пирамид. Усиливалась конфронтация исполнительных органов власти с Верховным Советом, которая в октябре окончилась вооруженным конфликтом и прекращением деятельности Советов всех уровней2.

Принятие Конституции не привело к стабилизации в обществе. В последующие годы продолжается политическая борьба, обостряя во время избирательных кампаний. К сожалению, нет еще консолидации демократического лагеря, стабилизации экономики, имеет место резкое отставание в развитии социальной сферы, наблюдается криминализация общества, коррумпированность властных структур. Тем не менее, курс на демократизацию общественной жизни остается неизменным, ибо появились уже ростки гражданского общества, которое формируется все более неуклонно.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: