Состояние памятника при поступлении в реставрацию
а) по визуальным наблюдениям:
I Тыльная сторона:
Щит из одной доски. Присутствуют следы обработки скобелем.
По верхнему краю иконы, в центре, вбито два гвоздя (d 1см), расстояние между ними 2 см., скреплены между собой железной скрученной проволокой.
В нижней части доски (по центру) вбито два гвоздя (d 4 мм).
По нижнему краю доски вбит гвоздь, прошедший насквозь (виден в пазу для шпонки)
В верхней части щита, по центру, под гвоздями, утрата древесины (1х0.5)
По верхнему краю доски также присутствуют два гвоздевых отверстия один из которых сквозной (до поза шпонки)
В нижней части доски (преимущественно с левого края) присутствуют летные отверстия от жуков- точильщиков (13 отверстий).
По углам доски присутствуют потертости древесины. По всей поверхности тыльной стороны присутствует неразборчивая процарапанная надпись. В верхней части доски (ближе к правому краю) присутствуют затеки клея, краски (?) охристо- оранжевого цвета. На всей поверхности доски имеются общие загрязнения в виде пыли и мела. Хорошо прослеживается фактура древесины. Щит покрыт темно- коричневым защитным покрытием.
II Торцы, боковые стороны и шпонки: при поступлению в реставрацию
а) по визуальным наблюдениям:
Верхний торец:
На правой стороне торца имеется фрагмент папиросной бумаги, торец покрыт толстым слоем плылевых загрязнений.
Нижний торец:
По всему торцу присутствуют остатки папиросной бумаги и следы красной краски. Торец грубо обработан и покрыт слоем пыли.
Левая боковая сторона:
На поверхности видны общие загрязнения меловые, затеки краски (?) охристой, зеленой, потертости древесины. Присутствует шляпка медного гвоздя в центре, около нижнего поза шпонки 4 мм. По центру приклеен скотчем бумажный инвентарный номер «ИН-592».
|
Правая боковая сторона:
На поверхности имеются общие потертости древесины, следы от бумаги и желтой, красной краски около лицевой стороны. Также, ближе к верхнему краю имеется медный гвоздь (8 мм) и подвижный отщип в позу от шпонки 2.3х1.7 см.
Шпонки:
Две врезные торцевые шпонки. Нижняя шпонка утрачена. Размера поза 2 см в глубину, ширина паза 1 см. Верхняя шпонка частично утрачена, присутствует в левой части до середины доски (11.5 см). Размера паза верхней шпонки 2 см в глубину и 1 см в ширину.
III Лицевая сторона:
Икона без ковчега.
Основа:
Скол древесины в правом верхнем углу 1.5х1 см. Гвоздевое отверстие в левом верхнем углу доски в пределах утраты, рядом с красочным слоем.
Загрязнения в левом нижнем углу коричневого цвета (затеки лака).
Паволока:
Паволока отсутствует.
Грунт:
Грунт имеет слегка желтоватый оттенок, в местах утрат практически полностью отсутствует.
Грунт рыхлый, имеет плохую связь с красочным слоем и основой.
Имеются утраты грунта о основы:
1. В левом нижнем углу 7х7.7 см
2. В правом нижнем углу 2.5х8.7 см
3. В левом верхнем углу 3.4х7 см
4. В правом верхнем углу 5х2.6 см
5. В левом верхнем углу от верхнего края и вниз утрата 1.2х5.5 см
6. Утрата на изображении лика и нимба левой фигуры 1.3х1.8 см
7. Утрата на изображении рук левой фигуры 1.3х2.9 см
8. Вертикальная утрата в левой части на изображении поля с фрагментарно вклеенным красочным слоем
|
9. Утрата до основы в левой верхней части иконы 1х0.5 см
В нижней части присутствует горизонтальный кракелюр на изображении полей, в верхней части мелкосетчатый кракелюр.
Отставания грунта от основы в нижней части на изображение поля по краям утрат. В утратах грунта до основы видны остатки потемневшей папиросной бумаги.
Красочный слой:
Связь красочного слоя с грунтом плохая.
В нижней части иконы на изображении поля поздняя вставка красочного слоя 1.6х2 см. (фрагмент)
По всей поверхности изображения присутствует мелкосетчатый кракелюр. Крупные утраты красочного слоя совпадают с утратами грунта.
Основные цвета живописи:
Живопись выполнена яичной темперой. Тонкослойная манера живописи. Двойная опушь: внешняя – красного цвета, внутренняя - темно- зеленая. Цвет полей – охристо- коричневый. Фон имеет темный, охристо- зеленый цвет. Одежда фигур двух цветов – темно- зеленая и охра.
Фон на богоявлении выполнен в технике золочения также, как и нимбы фигур. Цвет санкиря – темно- умбристого цвета. Цвет вохрения, разделок на одеждах и волос (лессировочный, почти отсутствует) – светло- охристый. Надписи на иконе выполнены черным цветом.
Покрывной лак:
Лаковая пленка тонкая, потемневшая. Сгрибленности лакового слоя, в основном, располагаются в правом верхнем углу, ближе к внешнему краю. В левой части прожухание лакового слоя по всей длине иконы. По всей поверхности присутствуют пылевые загрязнения. Следы предшевствовавшей реставрации на иконе. Была проведена консервация.
б) по данным лабораторных исследований:
|
№№п/п | Цель и вид исследования | Описание и результат исследования | Место хранения. № и дата заключения | Исполнитель, должность (ф., и., о.) |
1. 2. | Исследование на состав грунта. Для анализа использовались микроскоп МС2- Zoom и раствор соляной кислоты (HCI) Исследование проб взятых с разных частей иконы с помощью РФA (ренгенолуоресцентный аппарат) Artax 400 фирмы Bruker. | На фрагмент грунта, помещенного на предметное стекло, воздействовали раствором соляной кислоты (HCI). Отсутствие реакции в виде выделения газа, показало, что грунт имеет в своем составе гипс. Результаты в приложении 2 | 20.02.2019 15.05.2019 | Сорокина А.Д. студентка 1 курса кафедры «Живопись и реставрации» СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Прокуратов Д. С. Научноисследовательский отдел государственного Эрмитажа |
в) общее заключение о состоянии памятника
Многочисленные утраты грунта с красочным слоем, отставания грунта от основы потемневшее лаковое покрытие. Икона нуждается в полном комплексе реставрационных мероприятий.
Дата «... »..... 2019 г. Сорокина А.Д. (студентка 1 ого курса РЖ-11)
Программа проведения работ и её обоснование
Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого от февраля 2019 г. Реставрационным советом Санкт-Петербургской Академии имени А.Л. Штиглица.
______________________________________________________________________
наименование коллегиального органа, № протокола и дата
а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
Лицевая сторона
1. Укрепить красочный слой с грунтом по всей поверхности.
2. Восполнить утраты основы.
3. Удалить все поверхностные загрязнения.
4. Восполнить утраты авторского грунта.
5. Утоньшить и выровнять покрывной лак по всей поверхности.
6. Восполнить утраты красочного слоя.
7. Покрыть икону реставрационным лаком.
Тыльная сторона
1.Очистить от стойких поверхностных загрязнеий.
б) Особые условия:
Программа утверждена __________________________________________________
«27» февраля 2019 г. ____________________________________________________
фамилия, имя, отчество, должность, подпись