Программа проведения работ и её обоснование




Состояние памятника при поступлении в реставрацию

а) по визуальным наблюдениям:

 

I Тыльная сторона:

Щит из одной доски. Присутствуют следы обработки скобелем.

По верхнему краю иконы, в центре, вбито два гвоздя (d 1см), расстояние между ними 2 см., скреплены между собой железной скрученной проволокой.

В нижней части доски (по центру) вбито два гвоздя (d 4 мм).

По нижнему краю доски вбит гвоздь, прошедший насквозь (виден в пазу для шпонки)

В верхней части щита, по центру, под гвоздями, утрата древесины (1х0.5)

По верхнему краю доски также присутствуют два гвоздевых отверстия один из которых сквозной (до поза шпонки)

В нижней части доски (преимущественно с левого края) присутствуют летные отверстия от жуков- точильщиков (13 отверстий).

По углам доски присутствуют потертости древесины. По всей поверхности тыльной стороны присутствует неразборчивая процарапанная надпись. В верхней части доски (ближе к правому краю) присутствуют затеки клея, краски (?) охристо- оранжевого цвета. На всей поверхности доски имеются общие загрязнения в виде пыли и мела. Хорошо прослеживается фактура древесины. Щит покрыт темно- коричневым защитным покрытием.

 

 

II Торцы, боковые стороны и шпонки: при поступлению в реставрацию

а) по визуальным наблюдениям:

 

Верхний торец:

На правой стороне торца имеется фрагмент папиросной бумаги, торец покрыт толстым слоем плылевых загрязнений.

 

Нижний торец:

По всему торцу присутствуют остатки папиросной бумаги и следы красной краски. Торец грубо обработан и покрыт слоем пыли.

 

Левая боковая сторона:

 

На поверхности видны общие загрязнения меловые, затеки краски (?) охристой, зеленой, потертости древесины. Присутствует шляпка медного гвоздя в центре, около нижнего поза шпонки 4 мм. По центру приклеен скотчем бумажный инвентарный номер «ИН-592».

 

Правая боковая сторона:

На поверхности имеются общие потертости древесины, следы от бумаги и желтой, красной краски около лицевой стороны. Также, ближе к верхнему краю имеется медный гвоздь (8 мм) и подвижный отщип в позу от шпонки 2.3х1.7 см.

 

Шпонки:

 

Две врезные торцевые шпонки. Нижняя шпонка утрачена. Размера поза 2 см в глубину, ширина паза 1 см. Верхняя шпонка частично утрачена, присутствует в левой части до середины доски (11.5 см). Размера паза верхней шпонки 2 см в глубину и 1 см в ширину.

 

III Лицевая сторона:

Икона без ковчега.

 

Основа:

 

Скол древесины в правом верхнем углу 1.5х1 см. Гвоздевое отверстие в левом верхнем углу доски в пределах утраты, рядом с красочным слоем.

Загрязнения в левом нижнем углу коричневого цвета (затеки лака).

 

Паволока:

Паволока отсутствует.

 

Грунт:

 

Грунт имеет слегка желтоватый оттенок, в местах утрат практически полностью отсутствует.

Грунт рыхлый, имеет плохую связь с красочным слоем и основой.

Имеются утраты грунта о основы:

1. В левом нижнем углу 7х7.7 см

2. В правом нижнем углу 2.5х8.7 см

3. В левом верхнем углу 3.4х7 см

4. В правом верхнем углу 5х2.6 см

5. В левом верхнем углу от верхнего края и вниз утрата 1.2х5.5 см

6. Утрата на изображении лика и нимба левой фигуры 1.3х1.8 см

7. Утрата на изображении рук левой фигуры 1.3х2.9 см

8. Вертикальная утрата в левой части на изображении поля с фрагментарно вклеенным красочным слоем

9. Утрата до основы в левой верхней части иконы 1х0.5 см

 

В нижней части присутствует горизонтальный кракелюр на изображении полей, в верхней части мелкосетчатый кракелюр.

Отставания грунта от основы в нижней части на изображение поля по краям утрат. В утратах грунта до основы видны остатки потемневшей папиросной бумаги.

 

Красочный слой:

Связь красочного слоя с грунтом плохая.

В нижней части иконы на изображении поля поздняя вставка красочного слоя 1.6х2 см. (фрагмент)

По всей поверхности изображения присутствует мелкосетчатый кракелюр. Крупные утраты красочного слоя совпадают с утратами грунта.

Основные цвета живописи:

Живопись выполнена яичной темперой. Тонкослойная манера живописи. Двойная опушь: внешняя – красного цвета, внутренняя - темно- зеленая. Цвет полей – охристо- коричневый. Фон имеет темный, охристо- зеленый цвет. Одежда фигур двух цветов – темно- зеленая и охра.

Фон на богоявлении выполнен в технике золочения также, как и нимбы фигур. Цвет санкиря – темно- умбристого цвета. Цвет вохрения, разделок на одеждах и волос (лессировочный, почти отсутствует) – светло- охристый. Надписи на иконе выполнены черным цветом.

 

Покрывной лак:

Лаковая пленка тонкая, потемневшая. Сгрибленности лакового слоя, в основном, располагаются в правом верхнем углу, ближе к внешнему краю. В левой части прожухание лакового слоя по всей длине иконы. По всей поверхности присутствуют пылевые загрязнения. Следы предшевствовавшей реставрации на иконе. Была проведена консервация.

 

б) по данным лабораторных исследований:

 

№№п/п Цель и вид исследования Описание и результат исследования Место хранения. № и дата заключения Исполнитель, должность (ф., и., о.)
1.   2. Исследование на состав грунта. Для анализа использовались микроскоп МС2- Zoom и раствор соляной кислоты (HCI)     Исследование проб взятых с разных частей иконы с помощью РФA (ренгенолуоресцентный аппарат) Artax 400 фирмы Bruker.   На фрагмент грунта, помещенного на предметное стекло, воздействовали раствором соляной кислоты (HCI). Отсутствие реакции в виде выделения газа, показало, что грунт имеет в своем составе гипс.   Результаты в приложении 2   20.02.2019     15.05.2019 Сорокина А.Д. студентка 1 курса кафедры «Живопись и реставрации» СПГХПА им. А. Л. Штиглица.     Прокуратов Д. С. Научноисследовательский отдел государственного Эрмитажа

 

в) общее заключение о состоянии памятника

 

Многочисленные утраты грунта с красочным слоем, отставания грунта от основы потемневшее лаковое покрытие. Икона нуждается в полном комплексе реставрационных мероприятий.

 

Дата «... »..... 2019 г. Сорокина А.Д. (студентка 1 ого курса РЖ-11)

Программа проведения работ и её обоснование

 

Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого от февраля 2019 г. Реставрационным советом Санкт-Петербургской Академии имени А.Л. Штиглица.

 

______________________________________________________________________

наименование коллегиального органа, № протокола и дата

 

а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

 

Лицевая сторона

1. Укрепить красочный слой с грунтом по всей поверхности.

2. Восполнить утраты основы.

3. Удалить все поверхностные загрязнения.

4. Восполнить утраты авторского грунта.

5. Утоньшить и выровнять покрывной лак по всей поверхности.

6. Восполнить утраты красочного слоя.

7. Покрыть икону реставрационным лаком.

 

Тыльная сторона

1.Очистить от стойких поверхностных загрязнеий.

 

б) Особые условия:

 

Программа утверждена __________________________________________________

 

«27» февраля 2019 г. ____________________________________________________

фамилия, имя, отчество, должность, подпись

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: