Новые ценности языкового образования информационного общества




New Values of the Language Education in the Information Society

Abstract.

The article considers the issue of educational values within the context of language education, in particular in teaching English as a foreign language in the higher educational establishments. The author stipulates that radical changes have taken place in the society under the influence of digital technologies andhypothesizes that the major educational values have followed the suite. In the authors view the values based on new social practices of the information society where digital instruments assist in performing most of the habitual everyday operations are corresponding the changes and confine to the skills required to exist in the information society and to be able to perform occupational tasks by means of digital tools. The author considers the values that have been revised in the context of lifelong learning and suggests a typology of the digital literacies within the context of the EFL education that have become new educational values of language education for the information society.

Key words: information society, digital instruments, social practices, digital literacies, educational values

Копыловская Мария Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»,

Санкт-Петербург, Россия

Новые ценности языкового образования информационного общества

Аннотация.

В статье анализируется вопрос о ценностях языкового образования, в частности обучения английскому языку как иностранному в вузах. Автор статьи утверждает, что под воздействием распространения цифровых технологий в обществе произошли радикальные перемены и высказывает точку зрения о том, что вслед за ними изменилась и система образовательных ценностей. По мнению автора, ценности, основанные на новых социальных практиках информационного общества, в котором цифровые инструменты помогают выполнять привычные повседневные операции, соответствуют произошедшим изменениям. Они преимущественно сводятся к умениям, необходимым для существования в информационном обществе и решать профессиональные задачи при помощи цифровых технологий. В статье анализируются те ценности, которые подверглись пересмотру в контексте концепции непрерывного образования и предлагается типология цифровых компетенций в контексте обучения английскому языку, которые стали новыми ценностями языкового образования в информационном обществе.

Ключевые слова: информационное общество, цифровые инструменты, социальные практики, цифровые компетенции, образовательные ценности

Новые ценности языкового образования информационного общества

 

Понятие «образовательная ценность» представляет собой философский концепт, определяющий смысл обучения для человека. Образовательные ценности определяют мотивацию и сосредоточение когнитивных ресурсов в процессе обучения, при этом категория ценностей актуальна для любой области образования, включая и языковое образование.

На сегодняшний день языковое образование - это одна из наиболее важных областей образования личности, так как язык представляет собой основной инструмент передачи и обмена информацией, которая необходима нам для существования в информационном обществе с его многочисленными нормами и конвенциями.

Разделяя языковое образование на две основные группы – изучение родного и изучение иностранного языка или языков, следует отметить, что под языковым образованием чаще всего понимают иноязычное языковое образование, а чаще всего изучение английского языка как основного языка межкультурной коммуникации.

При этом языковое образования в вузе всегда связано с представлениями человека о перспективах его деятельности в будущем и четким или не очень четким пониманием того, с какими видами деятельности он себя ассоциирует и какие из них считает неприемлемыми для себя.

Именно в этом контексте формируются ценностные ориентиры личности, ее аксиологические или «имплицитные системы», которые не только создают мотив для обучения, но и определяют характер принимаемых решений и задают ориентиры деятельности. Данные психологические образования выступают как субъектные системы толкования реальности, позволяют проникнуть в жизненный мир другого человека, понять основы личностного мировосприятия. По сути, имплицитные системы представляют собой теории, которые «развиваются на протяжении всей жизни, тестируются в реальности и становятся основой для принятия решений, выбора стратегий поведения» [1, С.78].

Поведение личности и ее деятельность формируются под воздействием внешних факторов. Академик Д.И.Фельдштейн утверждает, что под воздействием информационно-коммуникационных технологий структура личности в ее процессе формирования претерпевает существенные изменения и констатирует наличие процессов трансформации личности в современном мире. Фельдштейн полагает, что «причиной ломки привычных процессов мыслительной деятельности» стало новое ощущение пространства и понимание времени, благодаря которым человек за секунды преодолевает географические и политические границы стало [5, С. 11].

В свете новых параметров восприятия пространства и времени изменяются способы выполнения привычных видов деятельности. Более того возникают такие виды деятельности, существование которых прежде было бы трудно себе представить. Иными словами привычные, хорошо знакомые и востребованные прежде умения и навыки, такие как навыки арифметическ141 счета, хранения в памяти телефонных номеров, записывания важной информации в ежедневник и прочие осуществляются посредством веб-сервисов и мобильных приложений, т.е. представляют собой умения пользоваться цифровыми технологиями для существования в информационном обществе.

Следует отметить, что технологическая революция не только привнесла новые ценности, но и привела к ревизии уже существующих. Так, в разработке в тексте образовательных стандартов как основе Рабочих программ отдельных учебных дисциплин (РПУД) всегда присутствовало описание общих образовательных компетенций, которое в основном отражало учебные компетенции, необходимые для обучения в системе высшего образования. В свете концепции непрерывного образования в информационном обществе данные компетенции наполнились новым содержанием. В рамках проекта Сколково и Агентства Стратегических инициатив (ASI)"Атлас новых профессий" был представлен комплекс компетенций, называемый авторами и участниками проекта «надпрофессиональными навыками». Содержание этого комплекса компетенций – универсально, т.е. представляет ценность для специалистов любого профиля [3, C.15].

Суть данного подхода к существующей концепции общих компетенций сводится к тому, что, поскольку обучение происходит в современном обществе на протяжении всей жизни, возникла потребность в обновленном комплексе умений и навыков, т.е. в неких, отличных от общих, универсальных компетенциях. С точки зрения автора данной статьи можно выделить четыре группы данных компетенций: 1) общеобразовательные компетенции, то есть те, которые связаны с ценностью образования в целом; 2) компетенции языкового образования; 3) компетенции бизнес образования и 4) компетенции цифровой грамотности (См. Табл.1).

Таблица 1.Классификация универсальных компетенций на основе концепции «надпрофессиональных навыков» «Атласа новых профессий»

  Название группы компетенций Виды компетенций
  общеобразовательные 1) системное мышление; 2) экологическое мышление; 3) креативность; 4) способность к работе в режиме высокой неопределённости и быстрой смены заданий, а также в режиме многозадачности.
  Компетенции языкового образования 1) мультиязычность и мультикультурность; 2) навыки межотраслевой коммуникации.
  Компетенции бизнес образования 1) клиентоориентированность; 2) умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; 3) бережливое производство
  Цифровые компетенции 1)программирование IT-решений; 2) управление сложными автоматизированными комплексами; 3) работа с искусственным интеллектом

 

Хотя данная классификация является весьма условной и позволяет рассматривать отдельные виды компетенций в составе различных групп, тем не менее, с ее помощью можно определить основные ценностные ориентиры образования, нацеленные на достижение профессионального успеха. Чисто экономический подход к содержанию деятельности в области компьютерных технологий не предоставляет возможности оценить те компетенции, которые актуальны для информационного общества активно использующего данные технологии. С нашей точки зрения и в свете исследуемой темы вопрос о видах и содержании различных цифровых компетенций, требуемых сегодня для профессиональной и личной успешности заслуживает более пристального внимания.

Вопрос о цифровых компетенциях, связан с конкретным этапом развития информационно-коммуникационных технологий - сети Web 2.0, основной чертой которой является интерактивность, а также постепенным отрывом выполняемых действий от непосредственного компьютера и перемещением их в интернет - пространство.

Данная особенность текущего периода развития общества заставляет по новому взглянуть на привычные для нас знания, умения и навыки, формируемые языковым образованием, в частности, компетенции, формируемые на занятиях по иностранному языку.

В силу многоплановости изменений, происходящих в обществе под воздействием цифровых технологий – вопрос типологии цифровых компетенций как новых ценностей языкового образования до сих пор недостаточно глубоко исследован в отечественной лингводидактике. Существующее исследование, проведенное группой психологов под руководством Г.В.Солдатовой, тоже не охватывает важные аспекты существования в обществе, построенном на использовании новых орудий труда цифровых инструментов [4].

Поэтому в нашей типологии новых ценностей языкового образования информационного общества мы будем опираться на исследования группы британских ученых Н.Хокли и Г.Дьюдени совместно с австралийским исследователем М.Пегрумом, основные положения которого были изложены в монографии «Цифровые компетенции» (Digital Literacies) [6](См. Табл.2)

Таблица 2. Типология цифровых компетенций на основе подхода Хокли-Дьюдени-Пегрума

  Группа цифровых компетенций   Виды цифровых компетенций
  Лингвистические цифровые компетенции (language) Умение работать с текстом (print literacy), знание языка мгновенных сообщений и умение им пользоваться(texting literacy), умения и навыки работы с гипертекстом и знание его основных особенностей(hypertext literacy), умение ориентироваться в игровой среде и достигать поставленных целей во взаимодействии с участниками игрового пространства(gaming literacy), осознание пространственно-временных условий обучения(mobile literacy), знание основ языков программирования для усовершенствования программного обеспечения для личного пользования и создание новых медиа(code literacy)[5, pp. 8-17]
  Информационные цифровые компетенции (information) Способность пользоваться и создавать самостоятельно разметку информации (фольксономии) (tagging literacy), способность эффективно находить требуемую информацию(search literacy), способность критически оценивать качество информации на основе знания ее основных характеристик(information literacy), отборочная компетенция(filtering literacy)[5, pp. 19- 25]
  Компетенции сетевого поведения (connections) Виртуально-личностная компетенция(personal literacy), сетевая компетенция(network literacy) компетенция виртуального сотрудничества(participatory literacy), межкультурная сетевая компетенция(intercultural literacy)[5, pp.27-35]
  Компетенции в области цифровой художественной культуры (redesign) Способность создавать новые смыслы на основе прежде существовавших(remix literacy)[5, p.37]компетенция в области авторского права

Рассмотрим информацию, изложенную в Таблице 2 более детально и определим, что изменилось в системе ценностей тех, кто изучает сегодня английский язык как основной язык межкультурной коммуникации.

Во-первых, так как изменяются способы передачи информации с помощью языка, изменяется и сам изучаемый английский язык. К прежде несуществующим способам коммуникации информации, а, следовательно, и функциям английского языка, следует отнести: английский язык для СМС-сообщений (texting literacy), использование мобильных устройств от смартфонов до планшетов для передачи информации на английском языке (mobile literacy). При этом доминирующей компетенцией в группе лингвистических цифровых компетенций, по-прежнему, остается умение работать с печатным текстом (print literacy) с его цифровым воплощением в виде гипертекста (hypertext literacy). Особое место в группе лингвистических цифровых компетенций занимает группа умений и навыков, необходимых для существования в среде компьютерных игр (gaming literacy). Последняя вызывает горячие споры в обществе и заслуживает более детального анализа и отдельного исследования. Равным образом спорной многим представляется необходимость знаний и умений программирования (code literacy), тем не менее, включение авторами монографии "Digital Literacies"данного вида умений в классификацию намечает значимую тенденцию дальнейшего развития личности в цифровой культуре.

Во-вторых, те компетенции, которые связаны непосредственно с представлениями о работе с информацией, становятся наиболее востребованными и приобретают новую актуальность при изучении иностранного в первую очередь английского языка. К этим компетенциям относятся информационная компетенция(information competence) поисковая компетенция(search competence) и отборочная компетенция(filtering competence). Информационная компетенция(information literacy) сама по себе представляет собой знание общих характеристик информации, таких как ее полнота, широта, достоверность и прочее [2]. Поисковая компетенция(search literacy) преимущественно сводится к умениям пользоваться поисковиками, хэштэгами, QR-кодами для поиска информации, т.е. к наличию представлений о различных способах поиска информации и его инструментах, умении правильно составить поисковый запрос и умении оценить результаты поиска. При анализе данных умений с одной стороны становится очевидным их актуальность для многих областей образования, с другой стороны, очевидно, что в контексте изучения английского языка эта компетенция наполняется специфическим содержанием. Например, для составления эффективного поискового запроса, обучаемому потребуется не только знание технологических основ выполнения этой операции, но и высокий уровень лексической компетенции и идиоматичность письменного высказывания, разумеется, если поиск происходит в англоязычных базах данных

На этом этапе возникает потребность в комплексе умений нацеленных на отбор релевантной и нерелевантной информации, владение способами проверки достоверности информации, включающие знание о характеристиках достоверности источников и знание критериев оценки языкового материал на предмет его соответствия целям и задачам информационного поиска(filtering literacy).

В современном обществе особую ценность начинает приобретать понимание роли личности в сети, т.е. осознание того, что сетевое общение агрегирует возможности отдельно взятой личности как источника информации, т.е. распространение информации под эмоциональным воздействием чревато созданием информационного повода. Иными словами, утверждение о том, что язык представляет собой мощное оружие в информационных войнах, начинает наполняться актуальным содержанием в условиях стремительной скорости распространения информации. При этом мы понимаем, что англоязычный языковой материал обеспечивает б о льшую степень распространения информации.

Высокие индексы интерактивности выполнения действий в сети влекут за собой еще одну группу ценностей - компетенции, связанные с виртуальным существованием личности в сети, по сути, в параллельном мире. Результатом языкового образования в данной области явно должно стать не только умение представить свое реальное «Я» на английском языке, но также и умение создать свой иноязычный виртуальный образ или образ на родном языке, Языковой личности цифрового сообщества следует определить для себя необходимую и достаточную степень открытости информации о себе, решить вопрос о том, каким будет аватар собственного «Я» в виртуальном мире, оценить многообразие и социальные уровни контактов при существовании в социальной или профессионально-ориентированной сети (personal competence, networking competence).

Следующая группа ценностей обусловлена новыми особенностями цифровой художественной культуры. Новые возможности работы с мультимедиа цифровыми фотографиями, видео, аудио, с одной стороны, позволяют личности сосредоточить свои усилия на креативном создании новых смыслов (пока еще не доступном веб-сервисам и мобильным приложениям), а с другой, заставляют задуматься о вопросах авторского права. Большую роль для современного языкового образования начинают играть знания об ограничениях, связанных с использованием авторских видео, аудио и изображений, т.е. понимание пределов прав использования данных продуктов на основе свободных и несвободных публичных лицензий Сreative Сommons в ситуациях публикации новых remix-произведений. Таким образом, формирование креативности личности с использованием цифровых продуктов и инструментов обусловливает не только актуальную и прежде необходимость культурного знания в самом широком смысле слова, но и осознание специфики культуры remix. Для данного исследования важно то, что именно культура remix определяет содержание компетенций в области цифровой художественной культуры, которые охватывают комплекс знаний, умений и навыков, требуемых для создания артефактов и артобъектов на основе существующих смыслов, путем их смешения и создания новых на основе данной компиляции. Этот же комплекс знаний влечет за собой необходимость компетенции в области авторского права, так как простота создания нового произведения с использованием или на основе чужих произведений имеет свои правовые ограничения[5, с.37].

Таким образом, в информационном обществе, активно использующем цифровые инструменты для решения повседневных задач, складывается новая культура. Данная цифровая культура задает новое направление в определении ценностей современного языкового образования, в котором его основная цель формирование коммуникативной компетенции приобретает новые черты, которые обусловлены радикальным изменением содержания и способов коммуникации информации и новыми видами деятельности с использованием цифровых технологий.

Литература:

1. Горбунова В.В. Ценностная ориентация как фактор командного взаимодействия: структурно-содержательная типология»// Вопросы психологии, 2017 № 5, с.77-87.

2. Копыловская М. Ю. О структуре информационной компетенции студентов-международников в эпоху цифровых технологий //Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников. – 2013. – Т. 4. – С. 131

3. Солдатова Г. У. и др. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования //М.: Фонд Развития Интернет. – 2013. – С. 144.

4. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития //Проблемы современного образования. – 2010. – №. 2.

5. Dudeney G., Hockly N., Pegrum M. Digital literacies: Research and resources in language teaching. – Pearson, 2013

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: