Последовательность и способы выполнения «пробника» в технике гладкого и фактурного ручного ткачества




Векслер А.К.

Рама для ткачества

Для выполнения небольших по размеру тканых произведений необходима простая деревянная рама с набитыми, в определённом порядке гвоздями для натягивания нитей ос- новы (примерный размер гвоздей — 20 мм длиной и диаметром 1,5 мм). Гвозди вбиваются в верхнюю и нижнюю планки рамы по три ряда, расстояние между гвоздями (по горизонтали) — 25мм; расстояние между рядами гвоздей по вертикали — 10 мм; гвозди набиваются со смещением по диагонали — 5 мм. В дальнейшем, когда нити основы будут натянуты на гвозди, между ними образуется расстояние 5 мм. Гвозди на верхней и нижней планках рамы, вбиваются один напротив другого. Подготовка оборудования для ткачества В ручном ткачестве применяется техника «полотняного переплетения». На раме или ткацком станке натягиваются нити «основы» (вертикально), сквозь них прокладываются нити «утка» (горизонтально).

 

. Выполнение «кромочной косички»

Для начала работы над тканым произведением, в данном случае над «пробником» необходимо выполнить «кромочную косичку», которая является опорным и одновременно закрепляющим элементом полотна. После того как основа натянута и закреплена на гвозди нужно воспользоваться дополнительным конструктивным приспособлением — полоской картона, высотой 50 мм и длинной, несколько большей, чем ширина натянутых нитей основы, и расположить её вдоль нижней планки рамы так, чтобы каждая нить основы оказывалась поочерёдно то спереди, то позади картона.

«Косичка» выполняем справа налево, слегка натягивая нить левой рукой. Указательным и большим пальцами правой руки берём нить, идущую от клубка правее первой нити основы, через образовавшуюся полупетлю подхватываем нить «косички» и выводим её между первой и второй нитью основы. Т.о. первая нить основы оказалась в петле. Получив первую петлю, надеваем её на указательный и большой пальцы правой руки.

Через неё вытягиваем нить «косички» в виде петли в следую щий просвет так, чтобы вторая нить основы оказалась также внутри петли. Петлю вокруг каждой нити основы затягиваем, регулируя натяжение пальцами правой и левой руки. Закон-чив «косичку» — пройдя весь ряд, пропускаем клубок уточ ных нитей в последнюю петлю и затягиваем её

 

Гладкое переплетение Полотняное (или репсовое) переплетение. Полотняное переплетение является самым простым и основным видом переплетения в ткачестве, образующееся чередованием «прокидок» (размещение уточных нитей, относительно нитей основы). «Прокидка» утка через основу выполняется таким образом, чтобы каждая нить основы оказывалась поочерёдно, то спереди, то позади уточной нити (получается открытая и закры-тая нить основы).

 

Гладкое переплетение. «Столбики» Для выполнения данного переплетения потребуются две уточные нити (контрастных цветов). По чётным нитям основы выполняем прокидку одним цветом утка, а по нечётным — другим. Горизонтальные прокидки утка «прибиваются» друг к другу, нити основы становятся невидимыми, а на сотканной поверхности образуются вертикальные цветные столбики

 

Гладкое переплетение «Крапотаж простой» Для выполнения данного переплетения также потребуются две уточные нити (контрастных цветов), в отличие от переплетения «столбики» уточные нити меняются в другом порядке, что и позволяет создавать другой «рисунок». Чтобы получить регулярные «крапинки» или «штрихи» одного цвета на поверхности другого выполняем две прокидки (туда и обратно) одним цветом, затем выполняем одну прокидку уточной нитью другого цвета, и т.о. поочерёдно выполняем переплетение

 

Фактурное переплетение Цепочка горизонтальная «Сумах» Этот приём заимствован из кавказского ковроткачества и широко используется в современной таписерии. Горизонтальные или криволинейные фактурные полосы, напоминающие цепочки и косички образуются в результате обвивания утком (полукосичкой) нитей основы сначала вправо, а затем влево. Для выполнения переплетения необходимо взять дополнительный декоративный уток, контрастный по цвету и фактуре основному «рабочему» утку.

Дополнительную уточную нить протягиваем над нитями основы и оборачиваем вокруг одной основной нити через равное расстояние (одну, две, три, четыре и т.д. нити основы)

Выполнив, таким образом, прокидку — «полукосичку» в одну сторону, оставляем дополнительную декоративную уточную нить за работой и выполняем два ряда (туда и обратно) обычным полотняным переплетением «рабочим» утком.

Завершив фактурное переплетение, убираем дополнительный уток и продолжаем ткать «рабочим» утком полотняное переплетение.

Фактурное переплетение Узел «Гиордес» Это переплетение заимствовано из турецкого ковроткачества, и представляет собой декоративный ворс или бахрому. Для его выполнения необходимо использовать дополнительные декоративные уточные нити, небольшой длины. Для того чтобы быстро получить большое количество одинаковых от- резков декоративных уточных нитей, можно воспользоваться несложным приёмом: намотать необходимую нить на картон определённого размера, а затем разрезать получившийся моток с двух сторон. Теперь приступаем к выполнению фактурного узла: берём нить, образующую ворс и огибаем ею две нити основы петлёй наружу, а концы этой нити оборачиваем вокруг каждой основной нити и выводим на лицевую сторону ткачества, рас- полагая их под получившейся петлёй. Для закрепления полученной линии узлов выполняем две прокидки «рабочим» утком полотняным переплетением. Далее повторяем этот порядок узловязания, располагая узлы в шахматном порядке.

Соединение уточных нитей разного цвета, выполнение рисунка Как правило, классические шпалеры и современные таписерии имеют определённый сюжет, художественную ком- позицию произведения, состоящую из деталей и элементов различной конфигурации и цвета. Значит — в ткачестве используется не одна уточная нить, а столько же, сколько и деталей и элементов композиции. Для того чтобы соткать изображение надо научиться грамотно, профессионально соединять эти разноцветные уточные нити, образующие не просто «рисунок», а само полотно.

Самое простое соединение двух цветных нитей выполняется по вертикали, на одной основной нити. Чтобы соткать узор из трёх цветных квадратов берём три разных цветных уточных нити, одинаковых по толщине (для лучшего соединения их в тканом произведении). Одна уточная нить уже есть — «рабочий» уток, концы двух других цветных утков связываем между собой и вставляем между нитями основы (как в полотняном переплетении). Рисунок выполняем полотняным переплетением. Между двумя уточными нитями должна быть одна свободная нить основы, которая является «точкой соединения» утков разного цвета. Первую уточную нить оборачиваем вокруг второй уточной нити и заводим её за свободную нить основы, далее ткём этой первой уточной нитью полотняным переплетением в обратном направлении. Второй уточной нитью ткём в противоположном направлении. При правильном выполнении соединения в одном ряду, независимо от цвета уточной нити, должны чередоваться «закрытые» и «открытые» нити основы. Продолжаем ткать полотняным переплетением, выполняя соединение разных по цвету уточных нитей на одной и той же нити основы.

 

«Саржа»

«Саржа» — фактурное переплетение, представляющее собой диагональные рельефные полосы или зигзаги, разнообразные по ширине и цвету. Для создания такого особого эффекта необходимо использовать две дополнительные декоративные уточные нити, контрастные по цвету и более объёмные, в отличие от «рабочего» утка и ещё одну тонкую уточную нить для потайного прижимного утка. Такое переплетения является достаточно сложным, т.к. один декоративный ряд выполняется четырьмя техническими «прокидками» по определённой схеме: • «прокидка» — берём первую дополнительную уточную нить и привязываем её на вторую основную нить. Этим утком накрываем три нити основы и протягиваем под двумя нитями основы (продолжаем до конца ряда, чередование 3- закрытые: 2-открытые нити);

 

• «прокидка» — берём вторую уточную нить (другого цвета) и привязываем её к первой основной нити. Этим утком накрываем две открытые нити основы и протягиваем под тремя закрытыми нитями основы;

• «прокидка» — берём третью уточную нить — тонкий прижимной уток и привязываем её на первую основную нить, выполняем одну прокидку тонким прижимным утком полотняным переплетением;

• «прокидка» — выполняем одну прокидку тонким прижимным утком полотняным переплетением в обратную сторону;

Таким образом, мы выполнили первый ряд переплетения «Саржа». Теперь работаем первой дополнительной декоративной уточной нитью: накрываем три нити основы и протягиваем под двумя нитями основы, но со смещением вправо на одну основную нить. Далее повторяем всю схему со второй «прокидки».

 

«Листики» – рисунок, выполняемый полотняным переплетение. Такое приём в ткачестве можно назвать «рисующим». «Листики» или «Горки» часто применяются в традиционном народном арабском ткачестве. Относительно простой способ выполнения и условное декоративное «рисование» позволяет создавать интересные и достаточно сложные фигуративные композиции. Для выполнения такого переплетения также необходимы дополнительные цветные уточные нити, но здесь они формируют структуру переплетения, а не только создают дополнительный декоративный элемент композиции. Каждый элемент орнамента ткётся отдельно, следовательно, цветные утки не соединяются в полотне, а сменяют друг друга. Берём рабочую уточную нить и ткём её первую «горку», при этом уток не доводится до края полотна, а возвращается в обратную сторону, сокращая размер «горки» на одну уточную нить, в каждом ряду. Последующие «горки» ткутся также как и первая и так — по всей ширине полотна.

Далее меняем уточную нить на нить другого цвета (связываем концы утков и убираем узел на изнаночную сторону). Теперь ткём полотняным переплетением цветную волнистую полосу, которая должна «накрыть» все сотканные «горки».

Снова меняем уточную нить на нить другого цвета и ткём полотняным переплетением «листики». Также как и «горки» ткём их по отдельности, затем выполняем цветную волнистую полосу

Орнамент почти готов, осталось вновь поменять уточную нить на нить, которой ткали вначале переплетения и завершить работу

Для завершения работы над тканым произведением (пробником или большим «гобеленом») необходимо выполнить закрепляющую «кромочную косичку». Правила её выполнения мы рассматривали в п.3. После выполнения всех изученных переплетений и «косички» убираем картонную полоску (на которую опирается всё полотно) и срезаем натянутые нити основы с гвоздей.

Концы основы необходимо убрать на изнанку, для этого завязываем основные нити определённым способом: нити связываем попарно слева на право — правую нить заводим под левую и пропускаем в получившуюся петлю; В результате — все нити окажутся лежащими на изнанке «го- белена» и остаётся только приметать их иголкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: