1. В финансовом плане предприниматель должен определить количество денег, необходимых ему на начальном этапе, пока предприятие не выйдет на уровень самоокупаемости. Другими словами, ему надо рассчитать размер стартового капитала.
В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. На начальном этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытноконструкторские разработки, оплату услуг консультантов, закупку сырья и материалов и на другие нужды.
Доходы от продаж в первые месяцы незначительны и не позволят покрыть все перечисленные выше расходы, поскольку предприятие только разворачивает производство продукции. Успех малого бизнеса, его расширение во многом зависят от возможности финансирования.
В связи с указанными трудностями начального этапа предпринимателю предстоит выяснить:
- сколько средств нужно на начальном этапе,
- где взять эти средства.
Специалисты обычно рекомендуют начинать дело, имея запас капитала хотя бы на первые три месяца существования предприятия. Но такая рекомендация может оказаться полезной только при условии, что за это время предприятие способно выйти на самоокупаемость. Если такой уверенности нет, то запас нужен на более длительный период. Информацию о размере стартового капитала можно получить из плана доходов и расходов, внимательно изучив статьи расходов первых месяцев.
2. Определившись с размером стартового капитала, предприниматель должен определиться и с источниками финансирования своего бизнеса. Существует два основных источника финансирования: внутренний и внешний. Наиболее предпочтительны внутренние источники финансирования. Они помогают предпринимателю сохранить его финансовую независимость и освобождают его от обязанности выплачивать проценты по займам.
|
Источники финансирования предпринимательства. | |
Внутренние | Внешние |
личные средства | банковский кредит |
прибыль | торговый кредит (это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия) |
продажа акций | |
объединение с другими предприятиями (ф ирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения) | |
государственные субсидии - частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать (полезно для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно | |
государственный заказ - государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. есть у самого предприятия.Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров. Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы |
|
Предпринимателю нужно выбрать, тщательно взвесив все возможные источники финансирования, наименее дорогостоящие из них.
Банк – это учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций, отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчётов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.
Основными функциями банков являются ведение текущих счетов клиентов (предприятий, частных лиц) и предоставление кредитов.
Кредит – ссуда целевого назначения в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и с уплатой процента.
Кредитор – один из участников кредитных отношений, выступающий как субъект, предоставляющий ссуду.
Источник кредита – временно свободные денежные средства государственных, кооперативных и иных предприятий, накопления государства, сбережения населения.
На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях.