В наше время нередко люди ощущают внутреннюю необъяснимую тяжесть, безысходность, рутину, затянувшийся кризис, из которого не знают, как выйти. Друзья советуют развеяться, куда-нибудь съездить, освоить новое дело или хобби… Да, это помогает на первых порах, но через какой-то период всё возвращается на круги своя, и душа снова погружается в состояние некой неразрешимости, бессмысленности происходящего. Что же делать и как обрести мир и гармонию с самим собой?
В 2005 году на Соловьиной горе, недалеко от древнего Эфеса, Богоматерь дала пророку блаженному Иоанну Богомилу удивительное откровение (книга «Роза серафитов»), в котором, в частности, раскрыла тайну Божества и человека, п р е в о с х о д я щ и х самих себя.
Божия Матерь сказала отцу Иоанну:
‘Никто даже из ревностных учеников не мог угнаться за Христом, поскольку Он был б о л ь ш е С а м о г о С е б я. Его запечатали смертью-воскресением. А Он больше Самого Себя. Его схематизировали и положили в гробницы догматов, чтобы не воскрес никогда. А Он больше Самого Себя, через что не умирал и не воскресал, а непрестанно п р е с у щ е с т в л я л с я …
О чем Я, дитя Мое? Запечатли первое имя Всевышнего в свитках III тысячелетия – ‘Я есть Тот, Который больше Самого Себя’. И в этом пространстве непрестанно-Себя-превосходящего и обрети покой и лоно свое. Пока ты ищешь его в рамках ‘в себе фиксированного’, обрести его невозможно. Неизбежны метания и отсутствие мира в душе. Как только ты постигаешь Его неизреченную бесконечность и жаждешь полета к недостижимым высотам, Больший-Самого-Себя дарит тебе несказанный и ни с чем не сравнимый мир...’
В этом Слове Богоматери поражает удивительная новизна образа Божества, который, оказывается, не заключен в рамки истории, богословия, каких-то сложившихся представлений о Нем в разных религиозных традициях, а постоянно превосходит Самого Себя. И каждое Его последующее проявление – большее, чем было до этого.
|
И далее – оказывается и человек, постигая неизреченную бесконечность Божества, в т а и н с т в е этого осознания становится большим себя самого, выходит за рамки ‘себя фиксированного’!
Богоматерь говорит далее блаженному Иоанну:
‘Человек больше себя самого, мир этот больше себя самого – вот взгляд мелхиседека. Некогда Я просила тебя смотреть, источая сладчайший свет из светильничьих очей. Сегодня взгляни на мир новыми очами. Наступление мессианастической эры возвестится одним этим: ближний больше самого себя. Держа в руках ложечку со Святыми Дарами, питай в причастнике того, кто больше самого себя. На семинарах обращайся не к тем, кто сидит перед тобой, внемлет и участвует в беседе, а к большему самого себя: Иосифу больше-самого-себя, Анне, Серафиме.
Видение человека каков-он-есть лишает вечной перспективы. И напротив: ближний в измерении вечности переходит в пакибытие и высвобождает божественный потенциал…
Кто больше самого себя, не подлежит ни смерти, ни тлению. Можно разложить его оболочку, можно искушать бедное ограниченное родовыми и пространственными рамками ‘я’. Но что больше его самого, не принадлежит человеку, принадлежит Всевышнему.
Я именую это неизреченным кладом во внутреннем. И Я сделала т а к, чтобы лукавый не смог проникнуть в чудесное хранилище…
|
Трепещи, дитя Мое, перед двумя тайнами: Творца и Его творения! Не воспринимай человека в ограниченности его настоящего. Подобный взгляд и подаст тебе безумство любви, общения, Брачного чертога...’
Через несколько лет блаженный Иоанн развил эту тему – человека-большего-себя-самого – в учении об экстасисе. Греческое слово ‘stasis’ означает – остановка, застой, место стояния. Противоположное ему - экстасис (экс – ‘из’) – выход из состояния статичности, трансцендентальный полет.
‘Экстасис – утверждает блаженный Иоанн - особая радость или выход из тела (экстаз). Он онтологически присущ человеку. Душа должна быть круглосуточно в экстазе, искать выход из статической ловушки, в которую улавливает князь мира сего. ‘Стасис’ – условие, при котором Люцифер наводит гипнотический сон и гипноз. ‘Экстасис’ – выход из статичности, преосенение, окрыленный полет, разрыв с князем мира сего.
Отцы наши и матери, белые старцы и старицы говорили:
– Не будьте в состоянии статичности и обывательства, когда вас улавливают в ловушки и западни похоти, мамоны, узурпации и страхов. Экс-статическая установка, постоянный трансцендентальный выход из порядка мира сего гарантирует вам независимость от князя мира, духовную радость, состояние экстатического полета и вечную жизнь, к которой стремится человек.’
Князь мира сего предлагает душам свои кривозеркальные способы экстасиса – алкоголь, наркотики, похоть, азартные игры, фанатизм, экстремальные виды спорта, преступления… Здесь человек, казалось бы, также совершает выход из самого себя, также ощущает некую большесть себя обыденного, будничного. Но всё это – всего лишь окрадывание потенциала человека к его истинному раскрытию в добром промысле Премудрости.
|
Когда же достигается оригинальный экстасис, о котором говорит блаженный Иоанн?
Прежде всего, на м о л и т в е, и особенно ночной, предваряемой глубоким постом и очищениями-катарсисами. Молитва способна ввести душу в состояние экстасиса, чудесного полета. Этой практикой сегодня владеют богомилы.
Другой пример – о б о ж а н и е ближнего. Обожание – больше чем подростковая влюбленность или семейная любовь. Оно возможно когда душа выходит из статичного состояния сердца, ума, привычного видения… Лишь войдя в состояние экстасиса, человек сознает ближнего большим самого себя, и увидев его таким – обожает.
В книге ‘Новое евангелие Марии Магдалины’ блаженный Иоанн пишет:
‘Чего ищет человек? Любви – только её он обычно и запоминает. Ищет романтической горячей верной сумасшедшей любви и ради нее готов отдать жизнь. Обожание превосходит любую земную любовь. Даже когда в сознании человека проявляются всего лишь ее крупицы, он начинает летать, как серафит. Чувствует себя счастливейшим из влюбленных.
Вот что несёт Великая церковь. Вот почему шли за Марией Магдалиной. Обожание давало музыкально-танцевальный ритм круглосуточного восторга. А ступени очищения (Евфросиньина купель) – для начинающих, чтобы обожание было беспримесным и чистым. Нельзя обожать, оставаясь смешанным, ибо тотчас начнётся идолопоклонство и похотные приражения.’
И третье таинство, о котором учит блаженный Иоанн – п р е с у щ е с т в л е н и е в ближнего:
‘Христос пресуществляется в чаше, чтобы научить причастников пресуществляться в Отца, в Мать, в Духа Святого, в Великую Церковь любви в богочеловечестве.
Речь идет не о ритуальном пресуществлении, как его понимают в литургии Иоанна Златоуста или Латеранской мессе, а о пресуществлении как законе Универсума – непрестанной круговерти форм жизни, которая никогда не находится в статическом состоянии, а всегда в экстатическом (выходящем из оцепенелого сна). Цель евхаристии, как она понимается в Граале – не насыщение и даже не блаженство, а вхождение в порядок пресуществления.
В измерениях Святого Грааля пресуществление характеризуется тремя чертами: непрерывное, безостановочное, нескончаемое.
Само слово ‘пресуществление’ – калька с римского транссубстанциация, т.е. изменение с у б с т а н ц и и, переход из одного качества в другое. Закон мироздания – пресуществление согласно науке и премудрости Святого Грааля. Человек выходит из состояния статики в экстасис, через кризис и пустыню достигает соединения со своей божественной сущностью (покоящейся на небесах) и Божеством.
Пресуществление – величайший закон. Жизнь на небесах пресуществляется в жизнь на земле. Жизнь на земле через прохождение смертными вратами вновь пресуществляется в жизнь на небесах. Божество пресуществляется в человечество во Христе. Человечество пресуществляется в Божество в Брачном чертоге, в Богоцивилизации. Человек не умирает, а пресуществляется своим божественным существом при раскрытии внутреннего потенциала.’
‘Человек – говорит Богоматерь блаженному Иоанну на Соловьиной горе – пресуществляющееся существо, неоднозначное и многомерное.’ В осознании этой великой тайны, открываемой сегодня Царицей Небесной, и заключается истинный выход человека из затянувшегося кризиса, застоя и тупика. Лишь на путях экстасиса, на путях постижения большести-себя-самого в божественной перспективе, и обретает душа свою подлинную самоидентификацию, мир, гармонию и счастье.
Статья подготовлена по материалам книг блаженного Иоанна и откровению Божией Матери от 22 декабря 2005 г.