I.Историко-стилистический анализ




И 5 номеров

Мессы «Gloria»

Ф.Пуленка

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ …………………………………………..3

 

II.Музыкально-теоретический анализ………………………………………..11

 

III.Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..19

 

IV.Исполнительский план……………………………………………………..26

 

Заключение………………………………………………………………….…28

 

Литература……………………………………………………………………...30

I.Историко-стилистический анализ

Франсис Жан Марсель Пуленк (1899-1963) — французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки».

Ф. Пуленк — один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести». В «Шестерке» — самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, — он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом — самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами — неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное — умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк — это сама музыка», — писал о нем Д. Мийо, — «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».

Композитора называют музыкантом спонтанности. Его яркая творческая личность формируется в годы Первой мировой войны, когда Европа, не смотря на тяготы войны, стремилась к новой эстетике, и Париж являлся центром, где рождались новые идеи. В 1917 г. Пуленк входит в группу молодых композиторов, получившую известность благодаря музыкальному критику Анри Колле под названием "Шестерка". Члены группы объединяют свои поиски в создании нового стиля музыки, используя достижения прошлого и свежесть американского джаза, бразильских танцев и французского водевиля. При значительном влиянии новаторства Эрика Сати и гения Игоря Стравинского Пуленк создал свой индивидуальный художественный стиль, который легко узнаваем своими яркими цветами, ясным и четким ритмом и очень красивой диатонической гармонией. Свои произведения он наполнил мелодией - самая сильная сторона его творчества. Его музыка возможно менее интеллектуальна, чем у Стравинского, но более тонкая и страстная, чем у Сати. В сущности, сочинения Пуленка настолько индивидуальны, что трудно представить, что кто-то может быть его учителем. В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее — в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения — очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох — от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.

Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) — веселая, легкая и фривольная опера-buffа — отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы — в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.

«Диалоги кармелиток» (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. «Человеческий голос» (по драме Ж. Кокто, 1958) — лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос — голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара, Г. Аполлинера. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Многогранность композиторского таланта Франсиса Пуленка способствовала не только расцвету оперной и камерно-вокальной французской музыки, но и позволила обогатить сферу музыки для хора. Хоровая музыка Пуленка составляет одну из наиболее значительных и существенно важных для композитора областей его творчества.

Хоровые жанры в творчестве Пуленка стали примером синтеза хоровых традиций разных эпох. Его хоровое наследие можно условно разделить на две группы: духовные и светские сочинения. Среди духовных опусов выделяются «Литания Чёрной Богоматери» (1936), «Stabat Mater» (1950), «Gloria» (1959), «Семь респонсориев страстной недели» (1952). К светским относятся «Голоса малышей» на стихи М. Лей (1936), кантата для смешанного хора и оркестра на стихи Э. Джеймса «Засуха» (1937), кантата «В снежный вечер» на стихи П. Элюара (1944), кантата для двойного смешанного хора a`cappella на стихи П. Элюара (1943). В этом ряду кантата «Лик Человеческий» (1943) занимает особое место, ибо здесь синтезируются признаки духовного и светского текстов.

Оригинальность творческой манеры Пуленка в области хорового письма проявилась в синтезе хоровых традиций разных эпох и приемов современного хорового письма. Особое внимание к речевой декламации и поиск новых тембровых сочетаний позволили Пуленку расширить тембровую палитру хора, его технические и выразительные возможности.

Если оперные, камерно-вокальные и инструментальные сочинения Пуленка получили освещение в отечественной музыковедческой литературе, то его духовная музыка представляет практически не затронутую вниманием исследователей проблему. Весьма поверхностно она освещается и в учебном курсе истории музыки. А между тем, хоровые произведения композитора являются одним из наиболее притягательных явлений французской музыкальной культуры ХХ столетия.

Духовным хорам Пуленка присущи особая экспрессия, эмоциональная открытость, стилистическое «многоязычие». В них проявляются принципы григорианской монодии, элементы барочной стилистики и гармонического языка ХХ века. Соединяя стилевые принципы музыки разных исторических эпох, композитор в уже, казалось бы, давно известном, открывает новую выразительность. Может быть, отчасти поэтому, его музыка, такая знакомая, близкая и новая одновременно, имеет удивительное свойство быстро находить путь к широкой аудитории.

В поздний период творчества линия светских хоровых произведений не нашла продолжения, в то время как духовная достигла своей кульминации. Впервые выразив религиозные чувства в Литаниях Черной Богоматери (1936) для женского или детского хора и органа, Пуленк далее обратился к жанру мессы (Месса G-dur для смешанного хора a cappella /1937/) и мотета (Четыре покаянных мотета /1938-1939/, Четыре рождественских мотета /1951-1952/ для смешанного хора a cappella). Его перу принадлежат Exultate Deo, Salve Regina



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: