Рекомендации по организации предметно – игровой среды в средней группе.




Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех дошкольных организаций, работающих в рамках любой программы. В нём разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Рекомендовано организовать предметно-развивающую среду группы по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Для того чтобы среда побуждала ребенка к новым открытиям, новым замыслам, т.е. действительно способствовала его дальнейшему развитию, необходимо не только видоизменять пространственную структуру, обновлять игровой материал, но и варьировать позиции педагогов и детей (в сторону увеличения самостоятельности детей в игре).

Игры и игрушки в развивающей среде ДОО занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого- педагогической экспертизе игр и игрушек.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям в ДОО используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатоксные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Содержание предметно-игровой среды должно соответствовать следующим требованиями:

- развивающий характер игр, пособий;

- нестандартность, занимательность игрового материала;

- соответствие индивидуальным возможностям развивающейся личности;

- красочность, оригинальность конструкции;

- информативность, позволяющая каждому ребёнку самосовершенствоваться в освоении игр, проявлять творчество.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

• провоцировать ребенка на агрессивное действие;

• вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;

• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Предметно-игровая среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяло бы детям объединяться подгруппами по общности интересов.

Именно поэтому необходимо обеспечить мобильность игрового пространства, дать детям игровые средства, которые они могут использовать инициативно и творчески. Мобильность игрового пространства и увеличение числа локальных «игровых полей» для игровых объединений детей обеспечивается игровыми крупногабаритными модулями (игровые домики, элементы оборудования, быта и т.д.). Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. Дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, необходимо продумывать их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. В игровой можно оборудовать 1-3 подиума для игр с конструкторами и строительными наборами, предметами игрового обихода, транспортной игрушкой среднего и мелкого размеров, в различных тематических комплектах.

Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т. к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр. Игрушки могут быть скомплектованы по темам («Магазин», «Больница», «Путешествие»). Это помогает детям быстрее развернуть игру. Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей.

Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Все игрушки и игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики.

Для детей среднего дошкольного возраста необходимы куклы, фигурки людей и животных среднего и крупногабаритного размера. Они могут быть простыми, без подвижных деталей и механические, озвученные и не озвученные.

Активизируют игру детей дополнительные атрибуты: наборы одежды, украшения для кукол, постельные принадлежности. Игровая мебель может быть рекомендована как в готовом, так и сборном виде (дерево, фанера, пластмасса), соответствующая размерам кукол и росту детей.

Посуда (из пластмассы, металла, дерева, керамики) нужна разнообразная по тематике (чайная, столовая, кухонная) соразмеренная руке ребёнка, сомасштабная столу или шкафчику для посуды.

Коляски для кукол должны соответствовать росту ребёнка и кукле среднего размера.

Элементы костюмов для игр детей могут быть изготовлены из простых и прореженных тканей. Игрушки могут быть укомплектованы в тематические игровые наборы.

Для детей этого возраста рекомендуются наборы игрушечных овощей и фруктов, силуэты деревьев, кустарников, клумб с цветами, в основном мелкого размера: объёмные и плоскостные из разных материалов.

Для развития режиссёрских игр необходимы тематические комплексы игрушек из различных материалов. Наборы составляются из тематических элементов мелкого и среднего размера.

Для детей должен быть подобран широкий ассортимент игрушек-орудий. Они должны быть удобны, эргономичны, сомасштабны руке и росту ребёнка.

Игрушки, отображающие знакомую бытовую технику (часы, телевизор, кухонная плита) для детей этого возраста могут быть готовыми или сборно-разборными, с выделенными цветом или подчёркнутыми величиной деталями. Они должны быть сомасштабны кукольной или детской мебели.

Транспортные игрушки должны без излишней детализации воспроизводить знакомые детям марки автомобилей, грузовиков, спецмашин (металл, дерево, пластмасса). Это могут быть игрушки среднего и крупного размера: в наборах, отдельными игрушками. Необходимы игрушки с заводными и инерционными механизмами, необходимые по ходу игры. Увеличивается доля игрушек-трансформеров (самолет-автомобиль, робот-ракета), сборно-разборных игрушек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: