Беседа «История создания Уральской Горнозаводской железной дороги»




 

Добрый день, ребята!

Наша беседа посвящается 140-летию Уральской Горнозаводской железной дороги (УГЖД). 140 лет назад, а именно 14 октября 1878 года, открылось регулярное (правильное, как тогда называли) движение поездов по Уральской горнозаводской железной дороге.

Как вы думаете, какой был маршрут? Вот название станций. Догадайтесь, как проходил маршрут. Пермь – Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург. Правильно!

А как сейчас называется УГЖД? Сейчас эта дорога называется Свердловская железная дорога.

 

Ребята, а вы знаете, когда появились первые железные дороги в России? (НЕТ) Но наверняка, вы догадываетесь, УГЖД была не первой железной дорогой в России.

 

Предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Вот наш билет. Но в какой год нам отправиться? Нужно решить головоломку, и тогда мы узнаем.

 

Головоломка. 1764 год.

 

Оказывается, первые железные дороги в России начали появляться ещё в XVIII веке. Произошло это на Алтае. Там жил и работал русский техник Козьма Фролов. Козьма соорудил рельсовые пути при заводах, по которым перевозились грузы по территории завода. Вагонетки приводились в движение с помощью канатной тяги. А что приводило в движение вагоны? Откуда добывали энергию? В качестве источника энергии использовали воду. Был построен специальный водяной насос. Однако, ребята, такая система использовалась недолго. Из-за маловодия канатную тягу заменили на лошадей. Изобретение Козьмы Фролова получило высокую оценку со стороны управляющего и приказчиков.

Спустя 42 года (т.е. 1806г.) сын Козьмы Дмитриевича – Пётр Козьмич Фролов – приступил к строительству «чугунной рельсовой дороги на конной тяге», которая соединяла завод и Змеиногорский рудник. В 1809 году эта дорога длиной 1867 метров вошла в строй. Это уже была вполне современная (на то время) железная дорога. Она имела многие признаки современных железных дорог: мосты, насыпи, выемки, разъезды. И, кроме того, при её строительстве использовались рельсы выпуклого профиля…

В первой половине XIX столетия, железнодорожные пути на конной тяге строились на некоторых частных заводах Нижегородчины, Подмосковья, Предуралья, Урала и Сибири.

 

Какой следующий этап развития железной дороги? Наш билет снова указывает нам путь. Вот только, чтобы понять, куда оправляться дальше, надо решить ребус. Ответ: пар.

 

В конце 20-х годов XIX века на ряде предприятий начинаются эксперименты с паром, который крепостные механики стремились заставить работать на заводских железных дорогах.

Наибольшего успеха в этом деле удалось достичь – ГДЕ? – на Нижнетагильском заводе, где в 1833 году механиками Выйского механического заведения были построены и первый российский паровоз, и действующая железная дорога протяжённостью более трёх вёрст.

Такое событие привлекло внимание каждого жителя России. Итак, в октябре 1837 года было открыто движение по первой российской железной дороге. Эта дорога была общего пользования и проходила по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село. За год по этой дороге было перевезено чуть более 600 тысяч пассажиров. Тогда вопросами железнодорожного сообщения вплотную заинтересовался император Александр Николаевич. Он разрабатывает план железнодорожных путей. По этому плану железнодорожное сообщение должно было охватить всю Россию: от Петербурга до Петропавловска. Одним из главных направлений в царском плане было строительство железных дорог, которые соединили бы Москву и Петербург с Уралом и Западной Сибирью.

Конечно, для реализации этого плана нужны были финансы. В казне не было необходимых средств, поэтому строительство железных дорог затянулось. На помощь, как в те времена часто случалось, пришли инициативы «снизу». Промышленники и российское купечество были заинтересованы в развитии железнодорожного сообщения, поэтому часть растрат взяли на себя. Начиная со второй половины XIX века, в Министерство путей сообщения стали поступать проекты строительства железных дорог от частных лиц…

 

Наш билетик подсказывает нам, что надо двигаться дальше. Игра. Ответ: 1861.

 

В 1861 году появился первый проект уральской железной дороги. Его автором был не кто иной, как управляющий нижнетагильскими заводами Демидова Владимир Карлович Рашет. Это очень интересный человек.

Владимир Карлович Рашет родился 7 ноября 1812 года в Санкт-Петербурге в семье чиновника. Воспитывался на казённом содержании в Горном кадетском корпусе, который закончил в 1833 году с малой золотой медалью. Обучение продолжил в Швеции, в Фалунской школе, где изучал горное и металлургическое производства.

В 1836 году Рашет, окончив учебу, возвращается в Россию. Владимир Карлович, работая на заводах, внедрял шведскую технологию производства железа, при его участии были построены паровозы «Максимилиан» и «Лейхтенберг», которые долгое время работали на Царскосельской железной дороге.

В 1858 году Рашет поступает на службу к Демидовым и до 1861 года занимает должность управляющего Нижнетагильским горным округом. В течении трёх лет Владимир Карлович Рашет занимался улучшением доменного производства, изобрёл доменные печи новой системы, носящие его имя, а также шахтную печь для выплавки меди, свинца и серебра. Ещё одним большим делом на службе у Демидовых стала работа над проектом уральской железной дороги, которая должна была пройти от Волги до Оби, и при этом соединить все демидовские заводы. Проект был хорош во всём. Однако нашлись активные противники этого проекта.

Рассмотрение проекта Рашета затянулось на несколько лет.

 

Но что это за встречный поезд? Он мешает нашему пути. Надо разгадать головоломку, и тогда мы можем двигаться дальше и узнать, как завершилась история с проектом Уральской железной дороги.

 

Итак, отправляемся дальше в 1863 год. Осенью 1868 года пермский купец, промышленник и пароходовладелец Иван Иванович Любимов предложил иной вариант дороги – от Перми к Тоболу, через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск.

Иван Иванович Любимов был настоящим бизнесменом. Унаследовав пять доходных домов и канатную фабрику в Перми, более десятка лавок и складов, а также пароходную компанию, он за 20 лет не только преумножил фамильный капитал в несколько раз, но также открыл несколько новых предприятий, в том числе пароходостроительную фабрику и несколько других предприятий. Интересно, что Иван Иванович не раз бывал на Нижнетагильском и Выйском заводах, и подробно интересовался изобретениями местных механиков.

Любимов не только сам обязался за свой счёт произвести работы на всём протяжении будущей трассы, но привлек других предпринимателей. Предложение Любимова понравилось министру путей сообщения, получило поддержку со стороны императора, и вскоре Ивану Ивановичу было дано разрешение на проведение работ по предложенному им маршруту.

Как вы думаете, с чего началась работа? Правильно, сначала нужно было исследовать местность.

Для начала Любимов пригласил инженера Соболевского, который произвел топографическое изучение местности. В то же время, учёные Казанского университета, также по приглашению Любимова, исследовали каменноугольные залежи Среднего Урала. После этого был составлен детальный проект будущей железной дороги, по которому к данному направлению была добавлена ещё и Горнозаводская ветка: от Екатеринбурга через Нижний Тагил до Кушвинского завода.

В феврале 1870 года Комитет железных дорог постановил признать Уральскую железную дорогу «…совершенно необходимой, и включить её в число дорог самонужнейших».

В мае того же 1870 года государственная комиссия в составе горных инженеров и инженеров путей сообщения во главе с Соболевским отправилась на Урал, чтобы окончательно определиться с маршрутом. Дорога должна была соединить уральские заводы с месторождениями угля и руды, и обеспечить вывоз их продукции на Каму.

 

Наш билетик опять задает нам задачку. Решите ребус. Ответ: тоннель.

 

Демидовы тоже приняли участие в реализации этого проекта. Они финансировали строительство Луньевской ветки. Здесь был сооружен один из первых в Европе железнодорожных тоннелей длиной 65 сажен. Кроме того, по инициативе и на средства Демидовых вся дорога была оснащена телеграфной связью.

Строительство дороги продолжалось шесть лет. В 1878 году была открыта для движения поездов главная линия, а в сентябре следующего года была сдана и Луньевская ветка.

Дорога получила название Уральской Горнозаводской. Вот герб УГЖД. Ребята, посмотрите внимательно: на нем есть изображение гербов двух уральских городов. Каких? (Пермь и Екатеринбург)

В 1879 году по УГЖД от Перми до Екатеринбурга в одном из вагонов отправились фотографы мастерской Его Императорского Величества. За время поездки они сделали около 180 снимков на всём протяжении магистрали. Снимали станции, перегоны, подъёмы, мосты, выемки. Снимали и населённые пункты, через которые проходила дорога. Позднее, эти снимки вошли в красочный альбом «Участок Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга и Луньевская ветвь. Постройка 1874–1879 годов» (фотоателье Е. И. В. «Шерер, Набгольц и Кº», г. Москва). Вот некоторые из этих фото.

Четыре года спустя, в 1883 году, началось строительство железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени, которое продлилось два года.

Впрочем, это уже другая история, и почти не тагильская…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: