Русский рок - рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западно-европейской и американской рок-музыки.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Так что же представляет из себя феномен русского рока? Как всегда, русскому человеку удалось совершить невозможное, сочетать несочетаемое- на звуки гитарных рифов,сдобренных ударными, басами и клавишными –заведомо «тяжелой» музыки- накладывать тексты с глубоким содержанием и философской мыслью. В противовес официальной, а впоследствии и неофициальной, эстрады было создано музыкальное рок- движение снятое как под копирку с «Битлз», «Лед Зепппелин», «Роллинг Стоунз» и других западных рок-групп как бунт против официальщины и примитивизма советской массовой культуры, а затем и целое направление неких философов,размышляющими под качественную музыку, сочиненную, как правило, ими самими, о судьбах мира, места человека во Вселенной, бренности человеческого бытия и связи человека с Вечностью…
В русском роке (как и в любой сфере творческой деятельности), если взглянуть на срез, можно найти множество направлений и способов подачи мысли слушателю. Ведь можно по-разному подать информацию человеку: сказать напрямую, что называется «в лоб», или преподнести так чтобы слушатель сам разгадал смысл текста или определенной фразы - в этом случае слушатель должен обладать какими –то знаниями, или же донести свой посыл в своеобразных притчах, на жизненных примерах, опять же при помощи множества литературных приемов-метафор, гипербол, гротеска и т.д. или символов -здесь рок-поэтика сравнима с поэзией символизма и гротескностью Салтыкова-Щедрина или Свифта. К слову сказать, все Евангелие построено на притчах и сравнениях.
|
Вообще, русский рок-это неисчерпаемый кладезь смыслов и поисков, аллегорий и метких выражений, символов,игры слов, тонких граней и чувствительности. Вполне уместно сказать что русский рок вобрал в себя лучшее что было сочинено и написано во все времена: прекрасные глубокие тексты наложенные на качественную музыку, и, соответственно, постоянный поиск ответов на «неудобные вопросы».
Есть, конечно, много противников рок-музыки, и самое печальное, что очень много таковых среди людей православных, воцерковленных,которые считают что рок–признак бесовщины, все рокеры сатанисты, язычники и т.д,и т.д.,и т.д.(оговорюсь сразу что я встречал много нелестных эпитетов в адрес рок-музыкантов от людей, размышляющих по принципу –«не читал, но осуждаю»).Вообще, это бич нашего времени: не вникая, не анализируя, а иногда даже просто-напросто не ознакомившись с каким-либо произведением или текстом априори считать это бесовщиной, рассуждать «нога на ногу» о тонких материях,совершенно ничего в этом не понимая и даже не попытавшись вникнуть. Таково уж нынешнее время, время дилетантов, всерьез рассуждающих о «высоких материях».
Русский рок никогда не отождествлялся с насилием или жестокостью, напротив, был и,надеюсь, будет антитезой лжи, несправедливости и других пороков человеческого общества. С одной стороны, не всякий человек, исполняющий какой-либо текст под звуки гитары может считаться рок-музыкантом, а с другой -если это дело происходит в России- исполнение под гитару уже накладывает на исполнителя некий отпечаток интеллектуальности и ответственность за качество исполняемой музыки. На Западе творить глупые вещи с гитарой в руках является нормой, в России, скорее, исключение из правил,коим,например, является шансон или дворовые песни. Отсюда авторская песня с хорошими текстами и простой гитарной музыкой,и, как более высокий уровень, рок-музыка с качественным исполнением и глубокими текстами.
|
Само понятие русского рока неотделимо от религиозности: так же как и в религии, в поэтике рока человек ищет ответ на вечные вопросы, ищет смысл жизни, справедливость, Истину, ищет Бога и в большинстве случаев находит Его. Поэтому русский рок-это культура, скорее, элитарная, а не массовая, для людей думающих и ищущих. Отсюда и всплески агрессии со стороны большинства, тех, кто привык получать поверхностную, разжеванную информацию лежа на диване с пивом и чипсами или в кинотеатре с колой и попкорном в руках: мол, что ваш рок? -ничего не понятно, слова странные, музыка тяжелая (хотя, по правде сказать, не всегда она и тяжелая),все рокеры наркоманы(это «железный» довод в любом споре, аналогичный «попам-пьяницам на «Мерседесах») и вообще- зачем над чем-то думать: живи как живешь, в дебри не лезь, бери от жизни все (опять-таки спорный тезис).
Уместно сравнить, и я не побоюсь этого сравнения, поэтику русского рока с христианством: неприятие, непринятие, а в некоторые, не совсем далекие времена, гонения на рок-культуру. Учитывая то, что настоящие рок-поэты никогда не выражают свои мысли в песнях прямо, а иносказательно, в неких притчах или в гиперболических сравнениях, как и Господь наш Иисус Христос во время своего земного служения, можно с полной ответственностью заключить что русская (а в некоторых случаях и западная) рок-музыка и христианство,если не по смыслу, то по духу уж точно сопоставимо.
|
Такими поэтами, несомненно, являлись и являются Б.Гребенщиков, А.Башлачев, Е.Летов, В.Цой, Ю.Шевчук, К.Кинчев, В.Шахрин и множество других. Мне думается, они обязательно войдут в историю отечественной и, не побоюсь громких эпитетов, мировой поэзии как поэты-философы, поэты-символисты новой России.
В таком ключе мне хотелось рассказать о связи рок-поэтики и христианства на примере творчества творческого коллектива «Пикник»(коим почитатателем я являюсь достаточно давно и серьезно изучал тексты Э.М.Шклярского, бессменного на протяжении вот уже 35-и лет лидера группы, основного автора текстов и музыки, человека, безусловно, талантливого и творческого).
"Мы не играем в сложности «из принципа». Но мы стараемся в песенную форму залить соответствующие текстам настроения, необычные гармонии, мелодические фигуры. Поток музыки похож на большие конические строения. К вершине их звук становится полновесным. Одна нота, как говорил парень из «Пинк Флойда», это уже много. Мы играем в эти пирамиды..."
Э.Шклярский.
Не так давно в одной из пабликов «В контакте», в группе посвященной творчеству «Пикника»,один из почитателей таланта этого коллектива,отрок 12 лет от роду, сетовал на то, что его папа, якобы воцерковленный православный христианин, запрещает ему слушать группу «Пикник» из-за того что, мол,у них сатанинские тексты: вампиры, шаманы и прочая бесовщина. Я попросил этого отрока что бы его папа написал мне и тогда бы я смог объяснить на примерах что абсолютно ничего сатанинского и ужасного в музыке и текстах «Пикника» уж точно нет. К слову сказать, такого уж откровенного гитарного «тяжеляка» у «Пикников» вообще нет, музыка довольно спокойная, вкрапление некоторых интересных инструментов, таких как укулеле, терменвокс, ну и совсем экзотические- «новоегипетский инструмент», «поющая циркулярка» и т.д.- но это в-основном на концертах.
Папа, к сожалению, мне не написал …
Что бы я мог сказать такому православному папе? В целом то, что творчество «Пикника» лично у меня никак не поворачивается язык назвать сатанинской музыкой или бесовщиной. Но тут нужна конкретика: все-таки рок-это музыка символов и аллегорий, отсылочных фраз и контекстов. Опять-таки нельзя забывать что рок-культура элитарна (кстати говоря, как и православная культура) и сравнивать творчество одного рок-музыканта или коллектива с другим было бы не совсем корректно. То, что один поэт понимает под определенным символом или выражением нельзя переносить на поэтику другого автора. И, говоря опять же о контексте, каждое серьезное произведение представляет собой цельную мысль автора только в своем полном объеме, т.е. нельзя вырвать отдельную фразу или даже часть, куплет и полноценно оценит данное произведение.
Привлекает в творчестве Э.Шклярского то, что практически в каждой песне автор оставляет некие «закладки», царские ассигнации, вложенные в Евангелие станционного смотрителя. Например, в песне «Лишь влюбленному вампиру» есть такая фраза: «….лихорадочный румянец водит танцы на щеках…» (очень интересная, кстати говоря, фраза: здесь и игра слов: лихорадочный, скорее всего, не в смысле болезни, а в смысле лихорадочности своего танца, и достаточно уникальный речевой оборот и т.д.). Открываем роман Тургенева «Фауст» и читаем: «…Вера лежала на постели с закрытыми глазами, худая, маленькая, с лихорадочным румянцем на щеках».Что это - посыл автора интеллектуальному слушателю, некое «подмигивание» или все-таки он испытывал нечто схожее в своих чувствах с Тургеневым (к слову сказать, роман «Фауст» автобиографичен)?
Скорее всего, мы никогда не узнаем что автор испытывает при сочинении стихов или песен, какие мысли и чувства им движут, не сможем сопереживать ему в полной мере, так как он переживал и чувствовал на момент написания стихов, как проносил сквозь сердце и разум мысль, посыл потенциальному слушателю. Так пишутся серьезные произведения, как некая исповедь, как боль исходящая из глубин души….В этом-то, наверное, и смысл поэзии, в том числе, поэтики русского рока: дать читателю или слушателю своего рода толчок, развить поток мысли и подтолкнуть его к расшифровке и анализу того что пытается автор до него донести. А наградой за это является то что читатель-слушатель понял, какие выводы сделал,что у него отложилось в сердце. Поэтому поэты никогда не раскрывают смысла заложенного в их произведениях, поэтому и знают рок-музыканты что их творчество не для посредственного обывателя, а для думающего, рассудительного слушателя. В этом еще одно немаловажное сходство рок-культуры и христианства. По меткому выражению Рейнхарда Бонке «…христианство не плодит дураков, оно прогрессивный и цивилизованный оплот среди навязчивых идей, царящих в этом мире…»-идеальное сходство с рок-культурой, лучше и не скажешь.
«Навязчивых идей, царящих в этом мире». Наверное, об этом песня «Пикника» «Деньги»- «…а настойчивый голос чей-то день и ночь мне твердит в ответ: «-У него есть большие деньги, у тебя таких денег нет!»»-своеобразный ответ «Пинк Флойду» на их песню «Money». Если у «Пинк Флойда» посыл такой что деньги- зло, а большие деньги- большое зло, но без них никуда, то в песне «Пикника», написанной, кстати, в 1982 году (в то время, конечно, отношение к деньгам было совершенно иное) Алексеем Добычиным, первым фронтменом и одним из отцов- основателей «Пикника», посыл абсолютно иной – нельзя подстраиваться под мнение толпы и жить только ради того чтобы постоянно потреблять,есть все-таки какие-то другие вещи, которые нельзя купить за деньги. Эта песня является своеобразным отпором мещанству, особо возросшего в эпоху застоя при относительном отсутствии дефицита. Не хлебом единым жив человек….
О нашей привязанности к земному и о навязывании человеку греха песня «Мракобесие и джаз»: «Ты греми, труха, что истлел насквозь, мог подняться вверх, да в ботинке гвоздь…». Кто найдет в этих строках бесовщину или что-то антихристианское, пусть первым бросит в меня камень!
Позволю себе немного переиначить начало этой фразы: «Ты грехми, труха, весь истлел насквозь», это более точно отражает состояние нашей греховности, но нужно отдать должное Эдмунду Мечиславовичу, изначальная фраза более тонкая, она как бы говорит о том, что у нас стерлась грань вседозволенности, мы со спокойным сердцем и душой хвалимся своей греховностью, смакуем свою неправедность, а иногда и гордимся ею. «Продавал себя, богател тотчас, менял злость на злость, менял глаз на глаз…»- что еще можно добавить о состоянии современного общества, да и вообще чем отличается это общество от средневекового-то же мракобесие …и джаз.
Нельзя обойти стороной и «Много дивного на свете».Основной тезис этой песни: «…все мы гости в этом мире, пора домой!».Песня о старце, мудреце, который стоит на пороге смерти и отвечает пришедшим к нему «детям» на просьбу дать совет - как же все-таки жить на этом свете (то есть фактически вопрос о смысле жизни)- некоей притчей об «играющих в любовь»: «…были тут двое,горячая кровь…». Фактически он говорит о том,что существует Истина, все остальное-«игра в любовь»- заканчивается тем что и «следов их никак не найти».Старик обрел Истину и понял главное- что в этом мире мы в гостях, по слову апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем…». В этом для него основной смысл жизни, от этого нужно и отталкиваться нам, «детям», в своих поступках и жизненных ситуациях. Христианская и очень смысловая композиция.
Еще одной несомненно шедевральной песней, по моему мнению, является «Говорит и показывает». В ней обличается советская официальщина эпохи застоя и распада (именно в это время было написано сие произведение),и абсолютно не потеряна актуальность песни на сегодняшний день: то что льется грязевым потоком с экранов телевизора в наши дома и головы, наверное, в сотни раз противней той, советской, официальщины и пропаганды. «Растворись, пропади совсем, только свет не указывай!»- вопль человека разумного о том какое влияние оказывает телевидение на неокрепшие умы молодого поколения и простых обывателей. Ничего антихристианского в этой песне мы тоже найти не сможем, скорее, наоборот, попытка отвлечь современного человека от «зомбоящика» сродни попытки Православной Церкви привести человека ко Христу через чтение Священного Писания, святых Отцов Церкви, размышлению и поиску Истины, потому что тот «свет» что несет нам телевидение в большей своей массе, признаемся честно, является тьмой и направлено на разрушение и деградацию человеческой личности. Несомненно, Э.Шклярского, как человека интеллигентного и думающего это тоже волнует и,таким образом, через стихи,как истинный поэт, он выражает культурный протест против этого явления.
К слову сказать, концерты коллектива под названием «Пикник»- это некое театрализованное представление, где практически на каждой песне на сцене появляется персонаж или музыкальный инструмент, в аллегоричной форме выражающий смысл или подтекст соответствующей песни. В случае с «Говорит и показывает»- это Телеголовый - некое существо с телевизором вместо головы, символизирующий человека эпохи потребления, у которого напрочь атрофировано критическое мышление и тяга к высокому, который рассуждает штампами и доверчиво внимает каждому звуку, исходящему из глубин телеящика.
Кстати говоря, теме телевидения и телевизионной зависимости посвящена также песня «Азбука Морзе» - «..Ты сиди и не ерзай, и азбукой Морзе подмигивай мне. Мы сделаем вид что мир нам открыт вполне…».Иллюзия открытости мира-вот главный тренд современного телевидения.
Есть у маэстро Шклярского и композиции о необъятной нашей Родине, об ее извечных проблемах и неурядицах, нашем менталитете, разобщенности и взаимовыручке, выживании в экстремальных условиях..Это песни «От Кореи до Карелии» и «Колдыри и колдобины». Про нас, хилых и хитрых, подрубленных под корень, уподобленных странникам (опять-таки тезис о том что мы странники, гости в этом мире), разбивающих друг другу лбы – «только это не со зла», умеющих среди колдобин и раздробленных улиц творить чудеса. «Сами будто загублены, а на лицах их свет…». Ну как еще лучше сказать про русский характер!?
Нельзя не упомянуть и не проанализировать такую серьезную песню как «А может быть и не было меня».Здесь тоже полный набор подтекстов, смыслов и загадок. «И рвутся струны сами собой,как будто разрывается свет…»-проходит рефреном через всю композицию.Лишь в тоске, печали и скорби поет душа художника, рвутся те самые струны души, когда не видно света даже в конце пресловутого тоннеля,когда пишутся и сочиняются самые сильные произведения, которые впоследствии становятся шедеврами и ими восхищается не одно поколение ценителей искусства. А вообще,по моему мнению, сия композиция опять –таки о кратковременности нашей земной жизни-как будто бы и не жил человек на земле-так все скоротечно, но те эмоции,те переживания которые он испытывал в своей кратковременной жизни, на долгие годы остаются в сердцах людей через стихи и музыку этого человека.
С вышеуказанными песнями все более-менее понятно: здесь есть смысл,не противоречащий христианству и даже безобидные названия. Зададимся вопросом: а что же христианского в песне «У шамана три руки» или «Иероглиф», «Железные мантры», «Из коры себе подругу выстругал»?
«Из коры себе подругу выстругал», по моему мнению, это некий автопортрет маэстро Шклярского. Таким он, мне кажется, видит себя со стороны. По мнению многих критиков и почитателей «Пикника» здесь речь идет о некоем человеке, который выстругал себе дудочку и с этой «подругой» идет себе по свету, насвистывая незамысловатые мелодии. Я думаю, что здесь речь скорее о гитаре, также выструганной из коры, а насвистывание - как у птиц- символ речи, т.е. песни под эту самую гитару. Но это уже не столь важно, важнее то каким автор видит себя, какой посыл несет в своем творчестве и насколько оно полезно. «Всем прохожим твердил, что по небу ходил, что по небу ходил да ангелов видел»: скорее всего это о том, что написание музыки –это акт, требующий не только напряжения всех своих внутренних ресурсов, а в первую очередь, это то что дано свыше, то что мы называем вдохновением. Сам Э.М. Шклярский говорил много раз что он специально не выдумывает какие-то символы и подтексты в своих песнях, а все само получается, само складывается в мозаику из каких-то образов и символов где-то услышанных, увиденных или прочитанных. В этих словах, конечно, есть доля лукавства: нельзя отрицать талант поэта и вдохновение, и то, что бы собрать из кучи материала довольно-таки качественную песню нужно обладать и тем, и другим, чем Господь щедро одаряет Эдмунда Мечиславовича.
«Железные мантры»- песня о современном молодом поколении. Непонятные слова, сленг, в более низменных слоях молодежной культуры-уголовный жаргон, ну и,конечно же, мат, ставший нормой речи современного человека: «…лишнее отбрасывая,за слова пластмассовые разбивают лбы».
«Иероглиф»- песня написанная Шклярским еще в школьные годы. Стремление к свободе, ограниченной тисками советской плановости и цензуры-вот что волновало человека в эти годы, а в особенности,человека молодого, начинающего свой творческий путь. Эта песня о том что в любом состоянии, в любом месте человек может чувствовать себя свободным, если будет таковым в душе-свободным от страстей,от внешних запретов,от вызовов грешного мира, а также о том что у человека должно быть свое мнение, свои взгляды на жизнь,видение этого мира, ну и, конечно же, голубая мечта- «…на море асфальта, я вижу свой берег, свою голубую россыпь».Очень светлая,детская песня и,как показало время, задавшая вектор для всего последующего творчества Э.Шклярского.
Творчество Шклярского нельзя назвать бунтом против негативных устоев общества, скорее, это боль и переживания человека, человека творческого, думающего, сталкивающегося с проблемами общества как с некими препятствиями, которые нужно преодолевать и о которых,конечно же, нельзя молчать. Поэтому так непросто обывателю понять смысл песен «Пикника»,в них нет ничего поверхностного, над ними нужно думать, размышлять, анализировать. И для человека, который сопереживает в этом плане, который не хочет быть с толпой, плыть по течению - эти песни вполне понятны, даже на уровне подсознания, на уровне единомыслия поэта и слушателя. Здесь опять-таки нельзя упомянуть о связи христианской мысли и поэтики русского рока, в частности, поэтики Э.Шклярского – в христианстве все давно уже сказано самим Господом нашим Иисусом Христом, сказано в притчах, иносказательно, и не обязательно нужно бунтовать против общества, проблемы в различных обществах были всегда, у христианства цель совсем другая, но о пороках общества говорить стоит, не бунтовать, но обличать. И, конечно же, неравнодушного человека всегда будут волновать процессы, происходящие в обществе, какие-то способы сделать этот мир чуточку лучше…
Творчество «Пикника» настолько разнообразно, что здесь есть и песни с глубоким философским смыслом –«А, может быть, и не было меня», «Нигредо», «Существо» и т.д., есть и вполне лирические, песни о любви, о красоте Божественного мира, такие как «Романс «, «Великан», «Вдалеке от городов», «Осень», «Отучи же меня говорить» -о простых и светлых человеческих отношениях, есть и ритмичные (ничто человеческое им не чуждо)–«Праздник», «Телефон», «Самый звонкий крик-тишина»- не лишенные, к слову сказать, также глубокого смысла. Все они пронизаны, конечно же,поиском личности в этом мире, поиском Бога, связи человека с Богом и смысле земного бытия и препятствиях, встающих у человека на этом пути. Названия песен, витиеватые фразы, символы и аллегории- все это отталкивает людей, поверхностно воспринимающих жизнь и то что происходит в этой жизни, не умеющих анализировать и искать смысл, критически мыслить,- и это,как мне кажется, неспроста задумано автором этих текстов как некий посыл, некий маячок в море тьмы и похабщины современного искусства. Впрочем, как и в христианстве- большинство знает о нем очень поверхностно, на уровне обрядов и каких-то суеверий часто не пытаясь ни вникнуть, ни изучить, ни проанализировать…
Нельзя не сказать о том, что в произведениях группы «Пикник» присутствуют и заимствования из язычества, философии Ницше, зороастризма, индуизма и других философских течений и культов. Но, справедливости ради нужно отметить,что здесь нет поклонения этим культам, а заимствования лишь напоминают о том что автор некогда был под впечатлением от изучения этих направлений и, скорее всего, разочаровался в них потому что широкого распространения в его творчестве они не нашли, а лишь присутствуют в некоторых произведениях. Как говорится-из песни слов не выкинешь, поэтому и эти произведения имеют право на существование, хотя бы за интересные тексты и качественную музыку. В текстах этих произведений, повторюсь, нет поклонения культам, а взята лишь внешняя форма, философское содержание, нравственное начало, которое сходно практически во всех религиях и не подразумевает под собой обрядовости или поклонения тем или иным культам. К слову сказать, многие вменяют в претензию то, что на концертах коллектива на песне «У шамана три руки» выходит артист в образе шамана и исполняет некий танец (абсолютно не похожий на шаманское камлание) с бубном. По моему (и не только моему) глубокому мнению, это как раз и говорит о том что автор не поклоняется данному культу, а, скорее, наоборот видит в нем всю его примитивность. Получается то, что он облекает эту песню в некую сатирическую форму, посмеиваясь над примитивизмом шаманизма. Было бы намного претензиционнее, если бы на сцену выходил священник с кадилом и приплясывал при этом….
Ну, и последний довод для православного папы юного отрока – в 2009 году Эдмунд Шклярский был награжден митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром Свидетельством и Почетным Знаком Святой Татьяны за особый вклад в духовно-нравственное просвещение и активное участие в социальной жизни общества. Церковные награды просто так и всем подряд не раздают…
Ну, а насчет «вампирности» в некоторых произведениях группы «Пикник» сам автор отвечает так: «Вампиры как литературные и кинематографические единицы многогранны. Мы используем их образы в песнях, чтобы усилить, показать, в том числе, состояние зависимости одного живого существа от другого, показать невозможность существования друг без друга».
P.S. В то время когда писалась данная статья, у «Пикников» вышел очередной альбом. Маэстро Шклярский сотоварищи, как всегда, порадовал почитателей своего таланта: во-первых, как и предполагалось, название альбома «Искры и канкан» - это совсем не про кабаре, фуршеты и шампанское, это совсем о другом; во-вторых - обозначилось новое звучание некоторых инструментов, появилось некое разнообразие музыкального плана; ну и, в-третьих, конечно же, новые тексты, «сильные», с глубоким смыслом, с шифрами и загадками, с витиеватостью и разнообразием сюжетов. А значит- новая пища для анализа, новые открытия, новые горизонты. Но это уже совсем другая история…