Нормативно-правовое обеспечение права на образование Конституция Российской Федерации (статья 43)




· Закон Российской Федерации "Об образовании"

· Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

· Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

· Типовые положения об образовательных учреждениях (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении)

· Законы субъектов Российской Федерации об Образовании

· Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.)

· Нормативно-правовые акты органов управления образованием субъектов Российской Федерации (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.

· Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (программы развития, приказы и иные документы муниципальных органов управления образованием)

2. Толерантное сознание формируется там, где школа, учителя целенаправленно работают и с семьями учащихся, и в социуме в целом, его секторах. Дети и молодежь приносят ксенофобию и экстремизм из социально-этнического пространства, менее доступного влиянию школы, но нередко оказывающиеся весьма действенными. Важно помнить, что формирование толерантного сознания происходит в той же среде, в которой возникают и существуют межнациональные связи и конфликты. Она может и затруднять такое формирование, даже сводить на нет усилия его субъектов-организаторов, но в ней есть и мобилизующий потенциал. Без факторов этой среды сама идея формирования толерантного сознания осталась бы благим пожеланием, напрасной активностью. Такое сознание сколько-нибудь эффективно складывается не в лозунгах или увещеваниях, апелляцией к чьим-то примерам, но только в реалиях живой жизни, в практическом утверждении ее гуманистических идеалов. Толерантное отношение к другим предполагает:

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества,

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств,

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленным в данном полиэтническом обществе,

- признание свободы вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества.

В толерантных сообществах граждане, независимо от их национальности, возраста и пола, проявляют сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, используя позитивную лексику в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых взаимодействий, в отношении между полами.

Вопросы толерантности и формирования толерантного сознания на международном уровне рассматриваются в «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией № 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. В преамбуле Декларации напоминается, что «во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26)».

Учитывая четкие определения толерантности (ст.1), роль государства в формировании толерантного сознания его граждан (ст.2) и характер воспитания в толерантности (ст.3), представленные в «Декларации принципов толерантности», можно прийти к ясному пониманию, что основной механизм формирования толерантного сознания обусловлен прежде всего знанием и уважением прав и свобод человека.

Разумеется, без высокого уровня благосостояния общества и его всех слоев населения признавать права других труднее. В социальной психологии существует закономерность, что только «самодостаточный человек с нормальным позитивным проявлением самоидентичности способен к толерантному отношению к другим людям». Это же можно отнести и к группе людей, и к народностям, и к нациям, считающим своей основной задачей - сохранение самобытной культуры и чувства собственного достоинства.

Следовательно, одним из значимых аспектов формирования толерантного сознания можно рассматривать правовой аспект, включающий такие социальные условия воспитания толерантности, как:

- построение правового государства,

- возможность регуляции межэтнических и прочих конфликтов на правовой основе,

- соблюдение прав человека,

- создание гражданского общества, поскольку толерантность может быть только в обществе социального доверия.

Уважение прав и свобод человека, в целом, признание этих прав и свобод за другими, а также знание действующих законов своей страны или страны проживания, вне всяких сомнений, являются превентивными мерами ликвидации причин и случаев терроризма, приводящих к росту межэтнической, межконфессиональной вражды.

Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества. Наше видение толерантности, ее ценностной значимости заключается:

• в уважении к разнообразию различных мировых культур;

• устойчивой гармонии между различными этническими группами, религиозными конфессиями;

• Правильном понимании самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Толерантное сознание – один из стержней культуры межнациональных отношений. Но в реальности народы пока еще далеки от него: к сожалению, мы часто еще сталкиваемся с явлениями интолерантности, национализма, взаимной ненависти. Как решить эту сложную задачу, изжить эти явления или хотя бы двинуться в сторону их изживания? Бесспорно, движение к толерантности – задача всего человечества; придти к ней можно только через человеческие практики. И надеяться на то, что человечество сразу, одновременно, дружно «раздоры позабыв, в семью единую соединится», было бы наивным. В этом движении есть авангард, зачинатели, есть и те, кто еще не освободился от пережитков интолерантности, а есть и те, кто упорно и активно их практикуют. Общечеловеческое толерантное сознание скрывает многоплановое и многозначное содержание. Оно проявляется в формах социального поведения и в итогах жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: