Повесть «Гробовщик» в контексте цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина». Рамочный текст и его функция




Понятия: литературное произведение, текст, рама текста компоненты рамочного текста), цикл, контекст цикла, тема.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия "цикл", назовите возможные принципы циклизации и обязательные признаки авторских циклов.

2. Что такое рама произведения? Каковы функции рамочного текста?

3. Какие компоненты являются рамочными в «Повестях Белкина»?

4. Является ли рамочным компонентом предисловие «От издателя»?

5. Из каких произведений взяты эпиграфы к повестям, входящим в цикл, и к произведению в целом? Какую функцию они выполняют?

6. Что такое «сильная позиция» текста? Какие компоненты являются «сильными позициями»?

7. Какова функция заглавия? Какова функция эпиграфа? Как они соотносятся с основным текстом?

8. Проанализируйте заголовочный комплекс и начало текста повести «Гробовщик». Как они соотносятся между собой?

 

Литература:

1. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. (Раздел "Произведение как целое") – С. 82 – 133.

2. Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. – Новосибирск, 2001. (Гл.1. Циклизация литературных произведений: к проблеме понимания) – С.14 – 35. Или: Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. – Красноярск, 1988. (Гл. 1. К истории понятия "лирический цикл" и проблеме его литературоведческого истолкования) – С. 6 – 24.

3. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. М., 2003. С. 46, 168-176.

4. Пушкин А.С. "Гробовщик" (Любое издание).

 

Материалы к занятию:

Г. Р. Державин

Водопад (фрагмент)

 


Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.

 

Шумит, и средь густого бора

Теряется в глуши потом;

Луч чрез поток сверкает скоро;

Под зыбким сводом древ, как сном

Покрыты, волны тихо льются,

Рекою млечною влекутся.

 

Седая пена по брегам

Лежит буграми в дебрях темных;

Стук слышен млатов по ветрам,

Визг пил и стон мехов подъемных:

О водопад! в твоем жерле

Всё утопает в бездне, в мгле!

 

Ветрами ль сосны пораженны? —

Ломаются в тебе в куски;

Громами ль камни отторженны? —

Стираются тобой в пески;

Сковать ли воду льды дерзают? —

Как пыль стекляна ниспадают.

 

Волк рыщет вкруг тебя и, страх

В ничто вменяя, становится;

Огонь горит в его глазах,

И шерсть на нем щетиной зрится;

Рожденный на кровавый бой,

Он воет, согласясь с тобой.

 

Лань идет робко, чуть ступает,

Вняв вод твоих падущих рев,

Рога на спину приклоняет

И быстро мчится меж дерев;

Ее страшит вкруг шум, бурь свист

И хрупкий под ногами лист.

 

Ретивый конь, осанку горду

Храня, к тебе порой идет;

Крутую гриву, жарку морду

Подняв, храпит, ушми прядет,

И, подстрекаем быв, бодрится,

Отважно в хлябь твою стремится.

 

Под наклоненным кедром вниз,

При страшной сей красе Природы,

На утлом пне, который свис

С утеса гор на яры воды,

Я вижу, некий муж седой

Склонился на руку главой.

 

Копье и меч, и щит великой,

Стена отечества всего,

И шлем, обвитый повиликой,

Лежат во мху у ног его.

В броне блистая златордяной,

Как вечер во заре румяной,

 

Сидит — и, взор вперя к водам,

В глубокой думе рассуждает:

«Не жизнь ли человеков нам

Сей водопад изображает? —

Он так же блеском струй своих

Поит надменных, кротких, злых.

 

Не так ли с неба время льется,

Кипит стремление страстей,

Честь блещет, слава раздается,

Мелькает счастье наших дней,

Которых красоту и радость

Мрачат печали, скорби, старость?

 

Не зрим ли всякой день гробов,

Седин дряхлеющей вселенной?

Не слышим ли в бою часов

Глас смерти, двери скрып подземной?

Не упадает ли в сей зев

С престола царь и друг царев?

 

Падут, — и вождь непобедимый,

В Сенате Цезарь средь похвал,

В тот миг, желал как диадимы,

Закрыв лице плащом, упал;

Исчезли замыслы, надежды,

Сомкнулись алчны к трону вежды.

 

Падут, — и несравненный муж

Торжеств несметных с колесницы,

Пример великих в свете душ,

Презревший прелесть багряницы.

Пленивший Велизар царей

В темнице пал, лишен очей.

 

Падут. — И не мечты прельщали,

Когда меня, в цветущий век,

Давно ли города встречали,

Как в лаврах я, в оливах тек?

Давно ль? — Но, ах! теперь во брани

Мои не мещут молний длани!

 

Ослабли силы, буря вдруг

Копье из рук моих схватила;

Хотя и бодр еще мой дух,

Судьба побед меня лишила».

Он рек — и тихим позабылся сном,

Морфей покрыл его крылом.

 


 

Комментарий В.А. Западова, исследователя русской литературы XVIII века

5 октября 1791 г. умер выдающийся государственный деятель, полководец и фаворит Екатерины II князь Г. А. Потемкин. Вскоре после этого и было начато стихотворение. Завершение окончательной редакции «Водопада» относится к концу 1794 г. Ода Державина написана под значительным влиянием так называемой поэзии Оссиана. В 1760 г. английский писатель Джемс Макферсон издал книгу, которая якобы содержала песни легендарного ирландского барда Оссиана, Книга Макферсона получила широчайшую популярность и явилась одним из первых проявлений предромантизма в европейских литературах. В 1792 г. в Москве вышел перевод этой книги, выполненный Е. И. Костровым.

 

«Водопад» - философская ода. Первым образцом такого жанра в творчестве Г.Р. Державина была ода «На смерть князя Мещерского» (1779). Тема произведения – традиционно элегическая тема смерти и утраты.

 

Из учебника О.Б. Лебедевой «История русской литературы XVIII века»:

 

«…Державин на традиционно элегическую тему написал глубоко эмоциональную философскую оду.

«На смерть князя Мещерского» – всестороннее воплощение контрастности державинского поэтического мышления, в принципе не способного воспринимать мир однотонно, одноцветно, однозначно. Первый уровень контрастности, который прежде всего бросается в глаза, – это контрастность понятийная. Все стихотворение Державина выстроено на понятийных и тематических антитезах: «Едва увидел я сей свет, // Уже зубами смерть скрежещет», «Монарх и узник – снедь червей»; «Приемлем с жизнью смерть свою, // На то, чтоб умереть, родимся»; «Где стол был яств, там гроб стоит»; «Сегодня бог, а завтра прах»…»

 

«Тема смерти и утраты – традиционно элегическая, и в творчестве самого Державина последующих лет она будет находить как вполне адекватное (традиционное – О.Б.) жанровое воплощение (проникновенная элегия на смерть первой жены Державина, Екатерины Яковлевны, написанная в 1794 г.), так и травестированное: тема смерти, при всем своем трагизме, всегда осознавалась и воплощалась Державиным контрастно. Так, может быть, одно из самых характерных для державинского стиля поэтического мышления стихотворений, сжато демонстрирующее в четырех стихах неповторимость его поэтической манеры, тоже написано на смерть: «На смерть собачки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и убилась до смерти» (1793):

 

Увы! Сей день с колен Милушка

И с трона Людвиг пал. – Смотри,

О смертный! не все ль судьб игрушка –

Собачки и цари?

 

Равноправие всех фактов жизни в эстетическом сознании Державина делает для него возможным немыслимое – объединение абсолютно исторического происшествия, значимого для судеб человечества в целом (казнь Людовика XVI во время Великой французской революции) и факта абсолютно частной жизни (горестная участь комнатной собачки) в одной картине мира, где все живое и живущее неумолимо подвержено общей судьбе: жить и умереть. Так поэтический экспромт, воспринимаемый как озорная шутка, оказывается чреват глубоким философским смыслом…»[9]

 

ТРАВЕСТИ́, нескл., ср. (франц. travesti, букв. переодетый).

1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преим. Роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть травести. В этой пьесе есть одно травести.

2. Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). "Энеида" Виргилия породила много травести (напр. Скаррона, Котляревского).

(Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка)

Домашнее задание:

Проанализируйте заголовочный комплекс повести «Метель», опираясь на следующие пункты и вопросы.

- Сформулируйте первичное (до прочтения) восприятие названия произведения.

- Как оно конкретизируется эпиграфом (из какого произведения (название, жанр) взят эпиграф? С каким литературным направлением связано имя В.А. Жуковского и жанр произведения? Как конкретизируется название эпиграфом?)

- Как реализуется эпиграф в повести (какие мотивы произведения Жуковского, заданные эпиграфом, появляются в повести? В чем сходство и отличие в их реализации в произведениях Жуковского и Пушкина?

- Как изменяется (расширяется) смысл заглавия после прочтения текста и соотнесения его с текстом-источником эпиграфа?

 

 

План практического занятия 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: