Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих специалистов




 

 

Выполнил: Аюева Д.К.,

преподаватель спецдисциплин

 

 

Заслушан на методическом семинаре 15.11. 2018 г

 

 

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут

открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им

раскрыться, развить собственные идеи.

И. Песталоцци

 

 

В современных условиях динамично меняющегося рынка труда все большую значимость приобретает непрерывное профессиональное образование. Сегодня подготовка квалифицированных кадров и специалистов среднего звена нацелена на выпускников, способных к самообразованию, саморазвитию, что становится в условиях информационного общества главным фактором его эффективной профессионализации, делового успеха, а также карьерного роста.

Анализ содержания среднего профессионального образования, которое определяется на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, свидетельствует о смещении акцента в обучении с преподавания на учение, более того, все большее значение приобретает вопрос относительно организации самостоятельной работы студентов, которая является составным элементом основных профессиональных образовательных программ в среднем профессиональном образовании и предусматривает развитие способности студентов к самообразованию, саморазвитию, что напрямую связано с формированием общих (ключевых) компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций.

Следует отметить, что с введением Федеральных государственных образовательных стандартов значение самостоятельной работы существенно возрастает, поскольку необходимым условием формирования компетенций выступает включение обучающихся/студентов в профессиональную (квазипрофессиональную) деятельность. В таких ситуациях обучающийся должен реализовать целостный цикл самоуправления деятельностью: от постановки (или принятия) цели на основе анализа ситуации до выбора способов осуществления деятельности и оценки результатов. Субъектная позиция обучающегося в обучении является главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения компетенциями. Таким образом, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов становится не просто важной формой организации образовательного процесса, а его основой.

В первую очередь, необходимо определить, что же такое самостоятельная работа студентов. Ввиду многообразия в педагогической литературе вариантов определения самостоятельной работы целесообразно придерживаться следующего определения: самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Соответственно, целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой и исследовательской деятельности, а также формирование профессиональных и общих компетенций, как новых образовательных результатов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Задачами организации самостоятельной работы студентов являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Значение СРС состоит в том, что она позволяет:

· мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

· повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

· способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

· создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;

- приобретать устойчивые профессиональные умения и навыки;

- развивать у студентов творческое мышление;

Эффективность самостоятельной работы зависит, прежде всего, от понимания ее сущности и определения места среди других форм учебной работы.

Самостоятельную работу можно считать формой обучения, но поскольку она позволяет формировать необходимые студенту учебные умения и навыки, ее можно рассматривать и как средство обучения.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать и как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Она завершает задачи всех других видов учебного процесса и может осуществляться на лекциях, семинарах, практикумах, лабораторных занятиях, консультациях. В данном случае она выступает как метод обучения.

При выполнении самостоятельных заданий большое значение имеют такие два фактора, как наличие у студентов элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки «вынужденной самостоятельности». Такие навыки формируются в ходе лекций, практических занятий, внеаудиторной работы, когда преподаватель дает специальные задания.

В педагогической литературе выделяют четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся:

1) копирующие действия;

2) репродуктивная деятельность;

3) продуктивная деятельность;

4) самостоятельная деятельность.

В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности студентов обычно выделяются и четыре типа самостоятельной работы:

1) воспроизводящие по образцу;

2) реконструктивные самостоятельные работы (учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию);

3) вариативные - формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца;

4) творческие, являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студента.

Успех в ведении СРС во многом зависит от ее организации.

Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы.

Для этого необходимо наличие определенных условий, а именно:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотивация получения знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационная помощь преподавателя.

Реализация требований организации труда студентов направляется на достижение трех целей:

1) максимальная экономия и эффективное распределение времени, отводимого на СРС;

2) создание и умелое использование благоприятных условий труда и отдыха;

3) всемерная забота о здоровье и всестороннем развитии личности.

В организационно-педагогическом отношении эффективность управления качеством СРС определяется рядом условий:

– увеличение доли самостоятельной работы за счет уменьшения аудиторных занятий;

– разработка достаточного учебно-методического обеспечения, повышение роли так называемого задачного подхода;

– целенаправленная работа по реализации метода проектов;

– введение системы зачетных единиц;

– вооружение студентов умениями и навыками самостоятельной работы (формирование учебных, исследовательских и информационных компетенций);

– последовательное применение средств мотивации к активной самостоятельной работе;

– организация СРС в контексте будущей профессиональной деятельности.

Проводимые исследования в области организации самостоятельной работы показывают, что для значительной части студентов одним из основных побуждающих мотивов в учебе является стремление оправдать надежды и доверие родителей. Другой мотив - личная требовательность к себе. Немалая часть студентов (27% опрошенных) считает, что в основе недостаточно высоких результатов в учебе лежит их незнание, как организовать свою учебную деятельность. Помочь студенту овладеть умениями самостоятельно добывать знания - важнейшая задача преподавательского коллектива.

Активная СРС во всех ее видах возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации; в противном случае будет имитация активности, уход от самостоятельности действий. Наиболее, эффективна дальняя мотивация, обусловленная перспективами дальнейшей профессиональной деятельности.

Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы:

1) комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы;

2) сочетание всех уровней (типов) СРС;

3) обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).

Возникает вопрос, как сами студенты относятся к подобной форме обучения? Какие цели они ставят передсобой при выполнении конкретного вида задания? Хочется привести данные проведенного среди студентов опроса по выявлению отношения студентов к организации самостоятельной работы в учебном процессе. Студентам было предложено ответить на 11 вопросов.

1. Зависит ли самообразование от особенностей личности и жизненных установок?

2. Уделяете ли Вы внимание своему самообразованию?

3. Вы согласны с утверждением, что роль преподавателя является лучшим мотивационным фактором в организации самообразования?

4. Считаете ли Вы, что научно-исследовательская работа является одним из видов самостоятельной деятельности студентов?

5.Умеете ли Вы планировать свою самостоятельную работу?

6. Занимаетесь ли вы каким-либо видом научной деятельности?

7. Выступали ли Вы с результатами своей научно-исследовательской деятельности на научно-практических конференциях?

8. Довольны ли Вы организацией самостоятельной работы на занятиях и вне аудитории?

9. Вы согласны с тем, что на старших курсах ведущую роль должны играть самообразование и самостоятельная деятельность?

10. Согласны ли Вы с тем, что самообразование способствует карьерному росту?

11. Считаете ли вы правильным увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов в учебном процессе техникума?

Был проведен опрос среди студентов 3 и 2 курсов (гр 316, 346, 347, 247, 217 спец-ти ЭБУ И БД).

На первый вопрос о том, зависит ли самообразование от особенностей личности и жизненных установок? 90 % студентов 2 курса ответили утвердительно, на 3 курсе этот процент составляет 81%. Но уже 92 % третьекурсников уделяют свое внимание самообразованию, тогда как на 2 курсе таких чуть меньше – 80%. Всего 35 % студентов 3 курса считают, что мотивационная роль преподавателя в организации СРС является основной, а второкурсники больше ориентируются на преподавателей -70%. Большинство студентов считают, что научно-исследовательская работа является одним из основных видов СРС, при этом только 10% студентов 2 курса и уже 46% третьего занимаются такой работой, но только половина из них выступали с докладами на научно-практических конференциях. ДОВОЛЬНЫОРГАНИЗАЦИЕЙ СРС В ТЕХНИКУМЕ ПРИМЕРНО ПОРОВНУ – ПО 60% ВСЕХ СТУДЕНТОВ. Второкурсники более оптимистично настроены и 100% из них согласны с тем, что стремление к самообразованию способствует карьерному росту (на 3 курсе таковых уже меньше – 92 %). Также 85 % второкурсников считают, что на старших курсах самообразования и самоподготовки должно стать больше, а третьекурсники выражают согласие с этим только в 65% ответов. Соответственно они не желают увеличения часов СРС в учебном процессе, (согласны всего 35%), а вот 60% студентов 2 курса согласны с таким увеличением. При этом третьекурсники говорят о том, что без преподавателя непонятен учебный материал, не могут без подсказки решить задачи, имея алгоритм их решения и т.п.

Итак, анализ полученных данных свидетельствует о необходимости улучшения качества организации самостоятельной работы в техникуме.

Стоит задуматься о новых современных методах и средствах, способствующих активизации мотивации студентов к самостоятельной работе, о разработке учебно-методических пособий по СРС и др.

В результате проведенного опроса предлагаются следующие рекомендации по организации самостоятельной работы:

1 Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его самостоятельной работы формируют его профессиональные компетенции, необходимые в его профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания существенно изменяется и качество выполняемой работы повышается. (Так, один студент написал о том, зачем ему нужна большая информация по ценообразованию, если он изучает банковское дело)

2 Участие студентов в творческой, научной и методической деятельности под руководством преподавателя. Мотивация самостоятельной работы существенно возрастает, если студент знает, что ее результаты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, оставляя его творческий след в более высоком интеллектуальном труде, чем просто учеба.

3. Повышение уровня и объема самостоятельной работы студентов для освоения предстоящей профессиональной деятельности во всех видах учебных работ (что нами делается сейчас: ситуац задачи, кейсы, демонстрац экзамены и др) вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ. (Чем больше, тем лучше)

5 Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

6 Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

7 Индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление.

8. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

9. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения, особенно по ПМ (Больше)

10 Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными. (Так по статистике мною разработаны задания повышенного уровня сложности для индивидуального выполнения)

12. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь. (Практикую это уже много лет)

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов в профессиональной образовательной организации – сложный и многомерный процесс. Он включает в себя как формирование мотивации, профессиональную позицию будущего специалиста, но также включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, взаимосвязь самостоятельной работы студентов с использованием современных педагогических технологий. Все это зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу.

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Стандарты и мониторинг. 2016 № 3

2.Бирюкова М.В. Организация учебной и внеучебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. Кемерово, 2018

3 Вайсеро, З.В. Активизация самостоятельной работы студентов — путь к повышению качества подготовки специалистов среднего звена [Текст] / З.В. Вайсеро // Инновации в образовании. 2018 - № 9 - С. 4-8.

4. Вычегжанина, Т. В. О самостоятельной работе студентов [Текст] /Т.В. Вычегжанина // Специалист. 2015 - № 4 - С.25.

5. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов [Текст] / И.В. Гладких. - СПб, 2016

6 Григорян, В.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян // Высшее образование в России. – 2015 – №11. – C. 108-114.

7. Гурьянова, А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]//Режим доступа https://festival. 1september.ru/articles/574903/.

8 Григорьев А.В. Мониторинг самостоятельной работы студентов // Стандарты и мониторинг. 2016 - № 1

9 Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Организация самостоятельной работы в учреждении довузовского профессионального образования/[Текст]/С.А. Ефимова, Н.Ю. Посталюк// Самара: ЦПО, 2017.-72с.

10 Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] https://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc.

11Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2016 – 112 с.

12 Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // org/gurnal/nlO 1/obrazsreda.html.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: