Доклад по теме «Типы политических культур»
Выполнил: студент гр. БУС-14-31 Исмоилов Т.Н.
Проверил: доцент, к.т.н. Загыртдинов Р.Б.
В современной политологии существует множество моделей типологизации политической культуры.
I. По характеру ориентации участников политического процесса на специализированные политические объекты (институты, идеологии, формы участия) (классификация Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы).
В 1958-1962 гг. американские политологи Г. Алмонд и С. Верба осуществили сравнительно-эмпирическое исследование политических культур США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексики.
В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба в своей книге «Гражданская культура» обобщили результаты своих исследований. Они выделили три типа политической культуры:
- Патриархальная (традиционная, приходская политическая культура). Характерна для политически неразвитых обществ. Социальные роли в таких обществах еще не распределены между субъектами. Люди не имеют четких политических ориентации. Ярче всего проявляются ориентации на местные ценности (клановые, родовые, племенные) – это местный патриотизм, семейственность, групповщина, коррупция. Представления о политической жизни смутны, отношение к ней – безразлично. От политики люди ничего не ожидают. Люди с традиционной ориентацией маловосприимчивы к ценностям мировой политической культуры.
- Подданническая политическая культура (культура подчинения). Формируется в условиях феодализма, тоталитарного и авторитарного политических режимов. Для подданнической культуры характерна политическая пассивность граждан, их отстраненность от политики. Подданные знают о существовании специализированных политических институтов, способны оценивать их деятельность и ориентироваться в политике, но интерес проявляют лишь к практическим результатам правления политических вождей. Подданные всегда и во всем подчиняются власти из страха перед репрессиями и из тайного ожидания благ за своё «послушание».
|
- Активистская (партисипативная) политическая культура (культура участия). Соответствует модернизированному обществу с развитой и дифференцированной политической системой. Граждане проявляют высокую заинтересованность в политике, стремятся активно участвовать в ней, рационально направляя политический процесс в желательное русло при помощи законных средств и инструментов («рационально-активистский» тип отношения к политической системе). Члены общества ориентируются не только на господствующие, но и на альтернативные политические ценности – в этом проявляются плюрализм, толерантность и творческое отношение к политике.
Г. Алмонд и С. Верба предупредили, что выделенные ими «чистые» типы политической культуры в реальности не встречаются. На практике существует смешение черт разных типов, с наслоением более поздних элементов культуры на ранние, также сохраняющиеся в «приглушенном» виде. Авторы классификации считали такое смешение типов достоинствомполитической культуры, поскольку традиционные и подданнические ориентации одной части населения уравновешивают и сдерживают политическую активность другой части граждан, стабилизируя функционирование политической системы и общества в целом.
|
Во всех пяти обследованных странах Г. Алмонд и С. Верба выявили наличие смешанного типа политической культуры, который они назвали «культурой гражданственности».
Исследование показало, что в политической жизни как развитых, так и развивающихся стран активно участвуют далеко не все граждане. В целом носители «культуры гражданственности» обладают несомненными десятью достоинствами:
- они осознанно оценивают деятельность своего правительства как положительную лично для них самих;
- они проявляют высокий и стабильный интерес к деятельности своего правительства и хорошо осведомлены о ней;
- они гордятся политической системой своей страны;
- они рассчитывают на внимание к себе со стороны официальных лиц;
- они с готовностью обсуждают политические вопросы публично или в кругу друзей;
- они открыто и лояльно выражают оппозиционные настроения;
- они с удовольствием участвуют в различных политических мероприятиях (избирательных кампаниях и др.);
- они компетентно оценивают политику своего правительства и готовы воздействовать на неё как лично, так и совместно с другими лицами;
- они компетентно используют существующие правовые нормы для самозащиты от властного произвола;
- они верят в необходимость и желательность демократии как системы государственного управления.
Исследования Г. Алмонда и С. Вербы убедительно доказали, что исходным фактором политики в любой стране является её политическая культура. Тем самым был создан стимул для развития сравнительной политологии.
Однако классификация Алмонда-Вербы – не единственный способ типологизации политических культур. Иные варианты классификаций исходят из других факторов политической реальности.
|
II. По степени согласия населения относительно базовых ценностей и форм политического устройства (классификация американского политолога В. Розенбаума).
В. Розенбаум выделил два типа политической культуры:
- Фрагментированный тип политической культуры характеризуется отсутствием консенсуса граждан в принятии главных политических ценностей, в оценке политических институтов и необходимости их реформирования. Общество фрагментируется социальными разломами (экономическими, этническими, языковыми, религиозными). В итоге политическая жизнь такого общества становится нестабильной, бескомпромиссно-конфликтной, взрывной (страны Африки, Азии, Латинской Америки, частично – Канада, Бельгия, Северная Ирландия).
- Интегрированный тип политической культуры отличается высокой степенью согласия граждан в вопросе о базовых ценностях, в представлениях об эффективности функционирования политических институтов, о приемлемости тех или иных форм политического участия. В таких странах политическая жизнь стабильна; политические конфликты урегулируются мирным путем, на основе использования отлаженных механизмов; политическая активность граждан носит цивилизованный характер и, как правило, невысока; граждане лояльны к существующей политической системе, терпимы друг к другу и к альтернативным политическим взглядом (США, Англия, страны Скандинавии).
III. По типу взаимоотношений участников политического процесса (классификация российского политолога Э. Я. Баталова).
Э. Я. Баталов противопоставил друг другу два типа политической культуры.
- Рыночная политическая культура характеризуется проникновением в политику рыночных конкурентных механизмов. Политическая деятельность становится разновидностью бизнеса. Профессиональные политические навыки и умения представляют собой специфический товар, объект купли-продажи на политическом рынке. Средства и способы удовлетворения политических запросов одних групп населения обмениваются на поддержку властных притязаний других групп.
- Этатистская (государственная) политическая культура имеет своей стержневой основой государство. Граждане, группы интересов, организации ориентированы на поддержку государства и обращаются к нему за разрешением большинства своих проблем. Сильное, четко функционирующее государство обеспечивает социальную справедливость. Государственные формы регулирования жизни общества преобладают над механизмами самоуправления и самоорганизации.
IV. По социальному уровню носителей политической культуры выделяют:
- Элитарную политическую культуру;
- Массовую политическую культуру.
V. По типу политического режима выделяют:
- Либеральную политическую культуру;
- Авторитарную политическую культуру;
- Тоталитарную политическую культуру.
VI. По типам цивилизаций (классификация российского исследователя Ю. В. Ирхина и др.) выделяют два типа политической культуры:
- Политическая культура западной цивилизации. Для этой культуры характерны:
а) преимущественно активистская модель участия;
б) устойчивые традиции политической демократии, преобладание общенациональных интересов и модернизма в политической культуре;
в) наличие «солидного» среднего класса и его политического менталитета;
г) опора политической системы на личность как основной элемент политики;
д) определенная пресыщенность личности политикой (при сохраняющемся восприятии правил участия в ней);
е) формирование западными религиями (католицизм, протестантизм) открытого типа участия в политике;
ж) возрастание роли политических лидеров (в силу личностных факторов, распространения СМИ, усложнения политического развития);
з) консенсус во взаимоотношениях гражданского общества с государством
и) и, наконец, слабое восприятие ценностей восточной политической культуры (при усиливающемся общем интересе к Востоку).
- Политическая культура восточной цивилизации. Этой культуре присущи:
а) преимущественно подданнический характер подчинения;
б) приоритет общности (семейной, клановой, этнической, профессиональной) как ведущий элемент политики;
в) устойчивые традиции авторитаризма;
г) слабая приобщенность индивида к политике;
д) формирование восточными религиями (ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство) скрытого типа участия в политике;
е) преобладание национально-этнического фактора;
ж) устойчивость традиций;
з) возрастание роли политических лидеров (в силу харизмы, повышения роли партий и общественных движений);
и) резкий социальный и ментальный разрыв между элитой и массой;
к) особая роль государства и его стойкий приоритет над формирующимся гражданским обществом
л) и, наконец, преломление западной политической культуры традиционными культурами Востока (при сохранении их самобытности).
Существенное несовпадение норм, ценностей и традиций политических культур Запада и Востока в современном интегрирующемся мире приводит к неоднозначным последствиям. Ряд передовых стран Востока (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) нашли вполне приемлемое для них сочетание используемых политических институтов западного образца с сохраняющимися традиционными культурными ценностями. Однако в целом экспансионизм западной политической культуры продолжает наталкиваться на «неприступные бастионы» отрицающей её во многих моментах восточной политической культуры.