Психологические особенности подростков




(приложение к занятию «Психолого-педагогическая характеристика современных подростков»)

Ведущий вид деятельности - общение со сверстниками

Психологические задачи подросткового возраста - это задачи самоопределения подростка в трех сферах: психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), сексуальной и социальной.

 

1. Физиологические перемены a Заметно меняются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост вновь вступает в свои права, причем большее увеличение падает не только на длину туловища, но и конечностей (особенно рук). Благодаря этому фигура подростка получает неуклюжий, нескладный вид. Отдельные части тела кажутся недостаточно точно пригнанными друг к другу. Отсюда и движения являются также недостаточно правильно координированными. a Увеличивается рост мускульной силы. a Из-за усиленной затраты энергии для роста тела организм подростка быстро утомляется. a Сердце увеличивается примерно в 2 раза, диаметр же артерий дает значительно меньший прирост; соответственно этому усиливается кровяное давление. a Мозг, достигший уже достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоциационных волокон. Т.е. подросток реально становится готов к полноценной психической саморегуляции («тормозит корой подкорковые импульсы») a Самыми значительными, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности, половых желез. Их усиленная деятельность обусловливает ряд внешних перемен, легко подмечаемых самим подростком: появление вторичных половых признаков, менструации, семяизвержения. У подростка проявляется прямой интерес к собственному физическому Я.  
2. Потребности, влияющие на реализацию психологических задач подростка a физиологические потребности, дающие импульс физической и сексуальной активности подростка; a потребность в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе; a потребность в независимости и эмансипации от семьи; a потребность в привязанности (дружбе, любви); a потребность в успехе, в проверке своих возможностей; a потребность в самореализации и развитии собственного «Я».  
3. Развитие познавательных процессов у подростков a Достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольность внимания, памяти) - произвольности и речевой опосредованности; a Становление теоретического интеллекта (развитие абстрактно-логического мышления); a Совершенствование практического мышления; a Развитие общих и специальных способностей.    
4. Основные характеристики формирования личности подростков a Формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей; a Главные мотивы поведения подростков связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению; a Развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки; a Формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества; a Формируются волевые качества личности (целеустремленность, упорство, ответственность за свои действия), идет становление (развитие) характера; a Развиваются деловые качества личности, организаторские способности; a Развиваются познавательные и творческие интересы. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.  
5. Психологические новообразования a чувство взрослости; a способность к идентификации (как субъект социальных отношений, как мужчина-женщина и пр.); a привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»; a новый уровень самосознания, появление склонности к рефлексии; a интерес к собственной личности и положению в обществе; a совершенствование воли и характера; a повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду.  
6. Психологические причины конфликтов между подростками и взрослыми a У взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку; a Противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права; a Расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка; a У взрослых остается привычка направлять и контролировать подростка (которую ломать трудно, даже при сознании необходимости); a У подростков сохраняются, особенно в начале подросткового возраста, детские черты в облике и поведении, иногда наблюдается отсутствие потребности действовать самостоятельно. a Подросток был и остается воспитанником, учеником (объектом, а не субъектом обучения-воспитания); a Подросток полностью материально зависит от родителей (а в условиях ОО обеспечение многих жизненно важных потребностей подростков зависит от взрослых);  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: