Функции, принципы и приоритеты государственной политики в сфере образования




На данном этапе развития общества образовательную стратегию определяет государственная политика в области образования – деятельность, осуществляемая с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определённых стратегических целей и разрешения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, постановлений правительства, международных программ, договоров и др. актов, путём привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для её поддержки.

Государство осуществляет конституционные гарантии на образование через основные функции государственной политики в сфере образования:

а) консолидирующую, б) ценностно-ориентирующую, в) обеспечение государственной безопасности.

В РФ гос. политику в сфере образования, согласно ФЗ-273, уполномочено осуществлять Министерство образования и науки РФ.

Принципы гос. политики в сфере образования закреплены законодательно в статье 3 ФЗ-273:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других гос ударств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенно е изменение законодательной базы.

Организационной основой и основными инструментами выступили Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО), ряд федеральных целевых программ ("Русский язык", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"), приоритетный национальный проект "Образование ", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования.

Модернизация системы дошкольного, общего, дополнительного и высшего образования законодательное выражение нашла в ФЗ №273"Об образовании в Российской Федерации" (2012г.).

Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р);

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212);

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. N 537);

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р);

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;

План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы " Наша новая школа");

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61);

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492 "О Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия".

Приоритеты гос. политики сформулированы в гос. программах. Миссия образования рассматривается в них как реализация каждым гражданином своего позитивного потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность образования.

1 приоритетом государственной политики в сфере образования сегодня выступает обеспечение доступности дошкольного образования, поскольку задачи доступности наиболее слабо решены здесь.

2 системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях. Речь идет об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики; о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. Поэтому актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании, определение того, какие знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны.

3 приоритетом становится развитие сферы непрерывного образования, включающей вариативные формы получения образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Отсюда традиционные институты образованиясегодня дополняются растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования, т.е. изменяется вся среда образования и социализации человека. В связи с этим приоритетна модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и а ктивности самих обучающихся, их семьи, родительской общественности, работодателей.

4 приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России (выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: