Китай - крупнейший магнит для американских компаний
Китай - крупнейшая цель для американских транснациональных компаний. Из почти 14 млн. сотрудников нанятых американскими компаниями за пределами США на 2014 год, доля Китая самая высокая (Рис. 1). Более того, около половины этих сотрудников - рабочие, задействованные в производственном секторе Китая.
Контекст размера американских оффшоров в Китае
На 2014 год американские компании задействовали наибольшее кол-во рабочих (753,000) в китайском производственном секторе, оставляя производственные сектора других стран позади. Ближайший конкурент Китая здесь - это Мексика (706,200) и Индия (490,100), хотя в случае последней речь идет, в основном, о специалистах области разработки программного обеспечения и телекоммуникаций. В то время как число китайских рабочих достаточно велико по меркам американских оффшоров, оно выглядит умеренным на фоне общего числа рабочих в США (12,3 млн.) и Китае (79,6 млн.) на 2014 год [4].
Не вызывает сомнений, что более низкие зарплаты рабочих в Китае (~10-25% от зарплаты рабочих в США) [5] приманили многие компании из США. Однако, остается неясным что послужило главной причиной оффшоризации: дороговизна американских рабочих или планы компаний по освоению новых быстрорастущих рынков и переносу производств ближе к источникам сырья и комплектующих. Более того, уровни производительности труда в америке выросли, хотя бы отчасти выиграв от преимуществ даваемых низким уровнем заработной платы в Китае [6].
Распределение оффшорных рабочих мест в китайском машиностроении
производстве полупроводников. Большинство этих рабочих ранее производило низкокачественные полупроводниковые компоненты (в отличие от более высококлассных изделий, производимых в других странах), в то время как компании, такие как Интел, стали больше зависеть от качественных изделий производимых на территории Китая.
Рост полупроводниковой промышленности в Китае был обеспечен как китайским правительством, продвигавшим производство у себя в стране, так и транснациональными компаниями из США, которым требовалось наращивать поставки компонентов для производства электроники [7]. Эти феномены отразились в китайском секторе “Компьютеров и Периферии”, где американские компании наращивают сборку бытовой электроники из импортных и произведенных в Китае полупроводниковых компонентов для последующего импорта и продажи на местном рынке [8].
Американские компании не только нанимают китайских рабочих
Активность филиалов* американских транснациональных компаний в иностранных промышленных секторах, 2010 и 2014 годы (млн. $) | |||||
Страна | Год | Всего активов | Собственность, заводы и оборудование | Исследования и разработки | Продажи |
Китай | 95,709 171,794 | 25,007 37,659 | н/д 1,494 | 107,088 204,328 | |
Канада | 234,523 273,191 | 44,429 40,210 | 1,605 2,046 | 240,888 271,612 | |
Германия | 195,008 222,264 | 34,291 32,224 | 5,538 6,926 | 202,358 215,908 | |
Индия | 19,288 31,295 | 5,996 9,540 | 20,340 30,577 | ||
Япония | 69,588 63,677 | 14,508 8,800 | 1,423 1,740 | 83,370 80,229 | |
Мексика | 68,629 95,082 | 19,095 24,197 | 98,901 135,965 | ||
Великобритания | 196,422 220,559 | 27,998 27,319 | 3,593 3,193 | 206,369 217,577 | |
*Филиалом считается иностранная компания, которая минимум на 50% принадлежит транснациональной компании США. Данные U.S. Bureau of Economic Analysis. |
Оффшорная деятельность американских компаний в китайском промышленном секторе не ограничивается наймом рабочих. В частности, данный сектор послужил крупной целью для американских инвестиций, исследований, разработок и продаж. Как видно из Табл. 1, на 2014 год размер американских оффшорных активов в Китае идет на 4 месте, уступая лишь давним странам партнерам США таким как Канада, Германия и Великобритания. Вместе с тем, стоимость собственности, фабрик и оборудования в Китае на 2014 год лишь немногим уступает Канаде. В то время как объем разработок и исследований в Китае остается не самым высоким, их быстрый рост в последние годы обеспечил подъем Китая наиболее быстрорастущего источника разработок и исследований [9]. Объем сделок проведенных американскими компаниями и филиалами на китайском рынке достиг $204,3 млрд. на 2014 год, что превышает совокупность показателей по Мексике, Японии и Индии.
1. В данном контексте термин оффшор подразумевает перемещение производств и служб американских компаний за рубеж, с целью реализации товаров и услуг на местном и международном рынках.
2. “Why Have U.S. Firms Offshored to China?”, Hammer.
3. Под филиалами понимаются иностранные компании, минимум на 50% принадлежащие американским транснациональным компаниям.
4. Lardy, “Manufacturing Employment in China”, Peterson Institute for International Economics, December 21, 2015.
5. Deloitte, “Global Manufacturing Competitiveness Index Report” (2016) and The Economist, “A Tightening Grip”, Mar 12, 2015.
6. International Labor Organization ILO‐Stat Database (2017). Accessed May 29, 2017
7. Congressional Research Service, “U.S. Semiconductor Manufacturing: Industry Trends, Global Competition, Federal Policy”, June 2016; and PWC, “China’s Impact on the Semiconductor Industry: 2015 Update,” March 2016.
8. Oxford Economics and U.S.‐China Business Council, “Understanding the U.S.‐China Trade Relationship,” January 2017.
9. National Science Foundation, Science and Engineering Indicators, 2014‐16. Chap 4, “R&D: National Trends and International Comparisons.”