Графический разбор
1. Указать название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном слове (количество и качество обозначаемых звуков).
2. Определить, главным (алфавитным) или второстепенным (неалфавитным, заместительным) является данное звуковое значение буквы.
3. Указать количество алфавитных значений данной буквы (однозначна или двузначна она в алфавите).
4. Отметить написания, нарушающие слоговой принцип графики.
Орфографический разбор
1. Указать все орфограммы, имеющиеся в слове (независимо от степени их актуальности).
2. Определить, в какой морфеме находится каждая орфограмма.
3. Указать тип написания (проверяемое / непроверяемое / беспроверочное).
4. Определить орфографические принципы и правила, регламентирующие написание орфограммы.
5. * Этимологический комментарий традиционных написаний.
Орфоэпический разбор
1. Указать слово, имеющее орфоэпический вариант.
2. Определить тип орфоэпического варианта: произносительный, акцентологический, морфологический.
3. У произносительных вариантов указать разновидность (собственно орфоэпический или орфофонический), определить область произносительной вариантности (произношение гласных, согласных или сочетаний звуков).
4. * Этимологический, социолингвистический или стилистический комментарий причин возникновения вариантности данного слова.
Лексико-семантический разбор ЛСВ
1. Анализируемая словоформа, ЛСВ и словарная форма (вокабула).
2. Значение словоформы: лексическое и грамматическое.
3. Толкование ЛЗ и определение способа толкования (через производящую основу, описательный (дефиниция), синонимо-антонимический, идентифицирующий, отсылочный, смешанный).
|
4. Характеристика ЛЗ
а) основное (первичное) – неосновное (вторичное), у неосновного указать способ образования ЛСВ: сужение, расширение, сдвиг, перенос значения;
б) мотивированное (имеющее внутреннюю форму) – немотивированное;
в) номинативное – неноминативное (эмотивное);
г) свободное – несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное);
д) прямое – переносное (метафора, симфора, метонимия, синекдоха).
Семная структура ЛЗ
а) гиперсема (архисема) – дифференциальные семы;
б) * денотативно – референтные, сигнификативные, коннотативные семы.
5. Синтагматика ЛСВ: реализация обязательных (облигаторных) или потенциальных валентностей ЛЗ и ГЗ.
Лексический разбор слова
1. Словарная форма слова (вокабула); * вариант слова (если есть).
2. Место слова в лексической системе языка.
Парадигматика
а) тематическая группа и лексико-семантическая группа
б) лексико-семантическая парадигма
в) омонимическая парадигма
г) паронимическая парадигма
д) синонимический ряд
е) антонимическая пара
ж) словообразовательное гнездо
з) лексико-грамматический класс и система словоформ (морфологическая парадигма)
Характеристика слова с точки зрения
а) происхождения (исконно русское или заимствованное)
б) актуальности употребления (активный или пассивный запас)
в) сферы употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное, ограниченное в употреблении).
г) стилистической окраски (нейтральное или стилистически окрашенное).
3. Функционирование слова в качестве компонента фразеологизма.
|
Разбор фразеологизма (ФЕ)
1. Значение фразеологизма.
2. Словарная форма и * вариант фразеологизма (если есть).
3. Тип фразеологизма с точки зрения семантической слитности составляющих его компонентов: фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.
4. Структурная характеристика фразеологизма.
5. Фразеологическая парадигматика: многозначность, омонимия, синонимия, антонимия.
6. Характеристика фразеологизма с точки зрения происхождения, отношения к активному или пассивному лексическому запасу, социолингвистической принадлежности, стилистической окраски.
7. Фразеологическая синтагматика и словообразовательный потенциал.
8. Синтаксическая функция фразеологизма: замещает позицию какого-либо члена предложения; является аналогом предложения; образует нечленимое предложение.
Морфемный разбор
Определить лексическое значение анализируемого слова (по толковому словарю русского языка).
Произвести структурное членение слова с конца в следующем порядке:
1. Часть речи анализируемого слова – изменяемая / неизменяемая.
2. Окончание (флексия), его типы:
– по характеру формального выражения: материально выраженное / нулевое;
– по функции: словоизменительное / формоизменительное / синкретичное;
– по характеру грамматического значения (в зависимости от принадлежности к той или иной части речи);
– по способности к воспроизведению в речи: регулярное / нерегулярное.
3. Основа, ее типы:
|
– по функции: основа словоформы / основа слова;
– по структуре: членимая / нечленимая, простая / сложная; прерывистая / непрерывная.
4. Корень, его типы:
– по степени самостоятельности в выражении значения: свободный / связанный / полусвязанный;
– по характеру варьирования;
– по наличию / отсутствию чередований.
5. Суффиксы, их типы:
– по характеру формального выражения: материально выраженный / нулевой;
– по структуре: непроизводный / производный;
– по характеру варьирования;
– по функции: формообразующий / словообразовательный / синкретичный;
– по значению;
– по стилистической окраске.
6. Приставки, их типы:
– по структуре: производные / непроизводные;
– по функции: формообразующие / словообразовательные / синкретичные;
– по характеру значения: грамматическое / словообразовательное (указать, какое именно);
– по стилистической окраске.
7. Постфиксы, их типы:
– по функции: формообразующие / словообразовательные;
– по характеру значения: грамматическое (множественность, страдательность) / словообразовательное (возвратность, неопределенность).
8. Интерфиксы, их типы:
– по функции: соединительные / незначимые «прокладки», способствующие образованию слова.
Словообразовательный разбор
1. Определить лексическое значение слова.
2. Определить, от какого другого слова (основы слова, словосочетания или предложения) образовано данное.
3. Установить характер семантического и материального соотношения между производящим и производным словами (характер мотивационных отношений)
4. Указать средства, с помощью которых образовано слово.
5. Назвать способ и тип словообразования.
6. Определить степень производности разбираемого слова.
Этимологический разбор
1. Выяснить происхождение слова: исконное / заимствованное.
2. Определить значение слова в современном языке.
3. Определить исходное значение, установив, какие названия других предметов и их признаков, связанные с данным предметом, легли в основу его наименования.
4. Установив прежние родственные связи анализируемого слова, произвести его первоначальное морфемное членение.
5. * Отметить (там, где это возможно) исторические звуковые изменения.
6. Произвести морфемный и словообразовательный анализ разбираемого слова с точки зрения современного русского языка.
7. Сопоставив современное и первоначальное членение анализируемого слова, выявить произошедшие в нем исторические изменения – опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция и т.д.
8. * Если это возможно, указать причины этих изменений.
Морфологический разбор
Имя существительное
1. Начальная форма.
2. Категориальное значение, определяющее объем единицы данной грамматической категории.
3. Лексико-грамматический разряд, грамматические особенности данного разряда.
4. Род, формальный показатель рода.
5. Тип склонения, его формальный показатель, * характеристика парадигмы.
6. Форма числа.
7. Форма падежа, * значение падежа, ** варианты падежных окончаний, *** их употребление и происхождение.
8. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.
9. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.
10. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.
11. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).
12. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.
Имя прилагательное
1. Начальная форма.
2. Категориальное значение, определяющее объем единицы данной грамматической категории.
3. Лексико-грамматический разряд, грамматические особенности данного разряда.
4. Общеименные категории прилагательного, их специфика.
5. Тип склонения, его формальный показатель, * характеристика парадигмы.
6. Синтаксическая функция, синтаксические связи.
7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.
8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.
9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).
10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.
Имя числительное
1. Начальная форма.
2. Категориальное значение, определяющее объем единицы данной грамматической категории.
3. Разряд числительного по структуре.
4. Общеименные категории числительного, их специфика.
5. Особенности склонения, * характеристика парадигмы.
6. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.
7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.
8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.
9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).
10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.
Местоимение
1. Начальная форма.
2. Категориальное значение, определяющее объем единицы данной грамматической категории.
3. Лексико-грамматические разряды: а) по семантике, б) по соотношению с другими частями речи.
4. Грамматические категории местоимения, их специфика.
5. Особенности склонения, * характеристика парадигмы.
6. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.
7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.
8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.
9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).
10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.
Глагол (инфинитив)
1. Категориальное значение.
2. Класс.
3. Лексико-грамматический разряд.
4. Вид (* парный, одновидовый, двувидовый), формальные показатели вида, способ видообразования, * способ глагольного действия.
5. Переходность, залог и его формальные показатели.
6. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.
7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.
8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.
9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).
10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.