Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти. 3 глава




Состав продовольственного комплекса: специализированные сельхоз. предприятия, отрасли и производства, обеспечивающие сельское хоз-во техникой, оборудованием и материальными ресурсами, а также организации по заготовке, хранению и реализации продукции. Гл. звено продовольст. комплекса – сельск. хоз-во, от уровня и темпов развития кот. зависит эффективное функционирование других отраслей и производств, входящих в состав комплекса. Развитие сельск. хоз-ва осущ-ся в соответствии с объективными экономич. законами расширенного воспроизводства. Прирост продукции при экстенсивном пути развития отрасли достигается за счет количеств. увеличения участвующих в производстве средств труда. Для этого пути развития характерно расширение площадей земельных ресурсов на прежней технич. основе без существен. изменения техники и технологии производства. Экстенсивный путь не имеет широкой перспективы, т.к. кол-во земель ограничено и не может быть сущ-но увеличено. Интенсивный путь развития способствует росту урожайности сельхоз. культур и продуктивности животноводства. Этот путь позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Достижение целей - за счет применения достижений научно-технич. прогресса, эффективного использования земельных, материальных и трудовых ресурсов. При интенсивном пути развития наблюдается концентрация капитала на одной и той же единице земельной площади для наращивания объемов производства продукции в расчете на гектар земельн. угодий. Интенсивный путь развития не исключает и экстенсивное ведение производства в опред. периоды или в отдельных районах страны. Интенсификация сельск. хоз-ва основывается на технич. прогрессе, росте высокопроизводительных машин, минеральных удобрений, мелиорации земель, выведении новых высокоурожайных сортов сельхоз. культур и высокопродуктивных пород животных. Это дальнейшее качественное развитие производительных сил сельск. хоз-ва. Продовольственная проблема. Производство продовольствия для населения мира - одна из проблем пищевых ресурсов. Другая проблема - качество пищи, наличие в ней необх-ых белков, витаминов и минералов. Меры: Нужны обширные складские помещения под пищевые продукты, что уберечь ресурсы от гниения и вредителей. Осн. причина голода – бедность пятой части населения мира. С экономич. точки зрения стоит обеспечить бедняков заработком или землей, а фермерам предоставить экономич. стимулы для производства пищевых ресурсов. Нужно осущ-ять управление мировым хозяйством так, чтобы снизить уровень вредного воздействия на окруж. среду. Осн. виды сельхоз. производства: 1. Индустриальное сельс. хоз-во - выращивание больших урожаев монокультур или разведение конкрет. видов домашних животных для продажи. Распространен в промышленно развитых странах. 2. Плантационное сельск. хоз-во - выращивание тропич. Культур - бананы, кофе, какао для продажи в развитые страны. 3. Мелкотоварное сельск. хоз-во - обеспечивает потребности семьи самого фермера, а излишек продается или хранится на черный день. Причина масштабных продов. трудностей - структурные внутренние диспропорции в национальных системах продовольств. обеспечения в развивающихся странах. Отсюда наличие «ножниц» между рыночным спросом и предложением на главные продукты питания. Междунар. звучание проблемы - решения не достичь изолированными усилиями отд. стран. К ней нельзя подходить в отрыве от других сложных ситуаций. В наст. время в мире нет госуд-ва, в кот. производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы заботой властей. Прогноз на XXI в. внушает опред. тревогу, хотя ресурсы продовольствия на Земле по-прежнему достаточны для обеспечения питания всего человечества. Типы стран по обеспеченности продовольствием: 1) осн. экспортеры прод. товаров (США, Канада, Австралия, ЮАР, Таиланд, и некот. гос-ва ЕС); 2) малые страны, экспортирующие продукты питания (Венгрия, Финляндия); 3) гос-ва, испытывающие дефицит продовольствия, но способные его приобрести (Япония); 4) страны, едва обеспечивающие свои потребности в продовольствии собственным производством (Индия, Китай, страны Южной Америки); 5) страны, чья обеспеченность продуктами питания не оказывает влияния на глобальную продоволь. ситуацию (Папуа - Новая Гвинея, Исландия); 6)страны, испытывающие дефицит продовольствия и осваивающие водные и земельные ресурсы для достижения самообеспечения (Египет, Индонезия, Пакистан, Филиппины,Саудовская Аравия); 7) страны с постоянно ухудшающимся прод. обеспечением в расчете на душу населения (госуд-ва Африки к югу от Сахары); 8) страны с зарождающимся продовольственным кризисом, в кот. рост населения обгоняет ресурсные возможности (Гаити, Непал, Сальвадор). Общая географическая картина усложняется тем, что продов. системы более высокого звена не образуются путем механического сложения систем рангом ниже. Факторы, влияющие на глобальную продовольст. систему: 1) физико-географические условия и размещение населения; 2) мировой транспорт и связь; 3) политическое положение в мире; 4) мировая экономика и торговля в их единстве. Прочное финансовое положение позволяет стране импортировать продукты питания и поддерживать их производство. Пример Саудовской Аравии, нефтедоллары позволили сделать крупные капиталовложения в зерновое хоз-во и удовлетворить собственные потребности в пшенице и экспортировать ее избытки. Опыт богатых государств не может стать универсальным. Задача заключ-ся, наряду с повышением уровня жизни и покупательной способности населения в странах с напряженным продов. балансом, в сокращении производственных затрат на единицу продукции в сельс. хоз-ве. В Запад. Европе и США государст. политика направлена на ограничение обрабатываемых площадей, чтобы не допустить нарастания избытка сельхоз. продукции, или не исключено что убыток от падения цен не будет компенсирован увеличением платежеспособного спроса. Так, в случае богатого урожая цены на аграрные товары могут снизиться, что не покроют издержки, и сельск. хоз-во окажется неплатежеспособной. Одновр-но это свидетельствует о скрытых резервах для увеличения при необходимости производства, кот. располагает аграрный сектор в промышл. развитых странах. Сложившаяся диспропорция цен в агропромышленном секторе требует поддержки со стороны государства; этой причиной обусловлена тесная кооперация, создание многопрофильных ФПГ и холдингов в АПК. Долгосрочные тенденции развития мирового продов. рынка - опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отд. странах; опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельхоз. сырьем.

 

12. Индустриальный сектор. Главные особенности ведущих отраслей пром-ти: значение, структура, размещение, проблемы и песпективы развития. В последние десятилетия в индустриально развитых странах происходит снижение удельного веса сырьевых отраслей и сельск. хоз-ва, технич. модернизация промыш-ти и рост отраслей сферы услуг. Факторы, повлиявшие на изменения - сырьевой и энергетический кризисы, удорожание сырья и энергоносителей, оборудования и строительства. Это вызвало удорожание производствен. процесса. Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицир. рабочей силой, наличие платежеспособного спроса. Отраслевая структура промыш-сти хар-ся составом отраслей, их количествен. соотношениями, выражающими производственные связи между ними. В отраслевой структуре промыш-ти отражается уровень индустриального развития страны и ее экономич. самостоятельности, степень технической оснащенности промыш-ти и ведущая роль этой отрасли в экономике. 3 показателя определения отраслевой структуры: - показатель объема производимой продукции; - показатель численности занятых; - показатель стоимости осн. фондов. Осн. показатель - объем производимой продукции. Показатель стоимости осн. фондов отражает производственно-технич. уровень отраслей промыш-ти. Современная промыш-ть сост. из множества самостоятельных отраслей произв-ва, каждая включает большую группу родственных предпр-тий и производственных объединений, расположенных в некот. случаях на территориальном удалении др. от друга. Классификация отраслей промыш-ти, объединяющая в крупные отрасли по признакам: 1) однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), 2) общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), 3) родственности применяемой технологии (химическая). 4) по хар-ру воздействия на предмет труда - добывающие (угольная, лесная и др.) и обрабатывающие отрасли. Факторы, определяющие изменения в отраслевой структуре промыш-ти: - научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов в произв-ве; - уровень обществен. разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства; - рост материальных потребностей населения; - общественно-исторические условия развития промыш-ти; - природные ресурсы страны. Развитие в 2-х направлениях: - реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики; - смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей. В добывающую промышленность проникают новейшие технологич. процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, кот. оказывают воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производствен. процесса рабочей силы. Комплексная автоматизация произв-ва, разработка «безлюдной» технологии – ведущие направления научно-технич. прогресса. Обрабатывающая промышленность - локомотив развития. Готовые изделия определяют общие направления в экономике, обеспечивают техническую основу производства, способствует развитию др. отраслей произв-ва. Промышленные товары - подавляющая часть мирового товарооборота. На процессы разделения труда и специализации оказывает влияние обрабатывающая промыш-ть.Важнейшие пропорции производства и обращения составляют структуру мирового хозяйства: изменения в составе производства и потребления ресурсов по воспроизводству, отраслям, технологии, возрасту. Осн. причина изменений в пропорциях миров. хоз-ва - мировые и национальные потребности. Долговременные изменения определяют условия развития хоз-ва и влияют на темпы экономич. роста и эффективность производства. Особенности экономич. роста отражаются в распределении ВВП мира между осн. подсистемами миров. хоз-ва. Осн. изменения - усиление позиций промышленно развитых стран и ослабление позиций стран Восточ. Европы. В структуре промыш-ти ведущее место занимает обрабатывающая отрасль, обеспечивающая уровень технич. развития других сфер хоз-ва. В индустриальных странах продукция обрабатывающих отраслей - 83% всей промышлен. продукции и 23% ВВП (в развивающихся 73 и 20%). В развивающихся странах произошло увеличение доли обрабатывающей промыш-ти, что определено жизненным циклом продукции, ускорением ”морального старения”, переносом производства. По мере развития экономики происходит переход от ресурсоемких отраслей к наукоемким (сырьевые, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие). Во всех подсистемах сокращение доли добывающей промыш-ти: в развитых странах - не более 5%, в развивающихся - около 7%. Развивающиеся страны стали больше экспортировать продукции обрабатывающей промыш-ти, больше импортировать наукоемких товаров. Совершенствование средств труда на основе НТП определяет динамику, тенденции и уровень экономич. роста. Главный носитель технич. прогресса - капиталовложения в средства производства. В 70-80-х гг. наблюдалась вялость инвестиционного процесса в развитых странах, причина – экономич. нестабильность и перенакопление капитала. В ряде стран произошло снижение объемов капиталовложений, что повлекло снижение нормы накоплений до 23% ВВП. Произошли изменения в технологич. структуре капиталовложений в обрабатывающую промышленность. В начале 80-х гг. активная часть инвестиций составила 77-85%. Впоследствии новые инвестиции пошли на замену устаревшего оборудования, крупные вложения сделаны в грязные производства, в их реконструкцию с целью снижения негативного воздействия на окруж. среду. В начале третьего тысячелетия наблюдался рост расходов на охрану окруж. среды и технику безопасности, что отвлекло часть средств от производства. В некот. странах размер природоохранных расходов до 16% валовых инвестиций. В промышленно развитых странах в формировании капиталовложений сократилась доля общего и транспортного машиностроения и возросло значение электротехнического и электронного машиностроения. Воспроизводство обработанных товаров - одна из ведущих сфер в миров. хоз-ве. Оно определяет направления развития экономики, т.к. готовые изделия, аккумулируя достижения НТП, обеспечивают техническое обновление производства, кот. создаёт предпосылки для изменений в др. отраслях хоз-ва. В последние десятилетия доля обрабатывающей промыш-ти в общемировом хоз-ве начала сокращаться. Пик её развития пришёлся на 70-80-е гг. – за этот период произошло увеличение объема обрабатывающей промыш-ти в 2 раза. Но в промышленно развитых странах за этим пошёл процесс деиндустриализации. За последние десятилетия доля обрабатывающей промыш-ти в развивающихся странах возросла. Происходит медленное развитие базовых отраслей обрабатывающей промыш-ти (металлургической). За последние 30 лет выпуск продукции металлообработки и машиностроения увеличились в 4 раза. Такими же темпами под влиянием НТР развивается химическая промыш-ть (объем произ-ва увелич. в 2 раза). Произв-во в отраслях легкой промыш-ти сокращается, исключение составляет полиграфическая промыш-ть. Текстильная, швейная, обувная отрасли на данном этапе потеряли свое значение. Произошло сокращение и в деревообрабатывающей промыш-ти. Доля пищевой промыш-ти остается неизменной, составляя 12–13 % обрабатывающей промыш-ти. Географически производство размещается неравномерно, осн. часть сосредоточена в промышленно развитых странах, но с 80-е гг. произошло снижение доли Запада по выпуску продукции обрабатывающей промыш-ти. Доля развивающихся стран возросла. Развивающиеся страны продвинулись в ресурсоемких отраслях, напр., в нефтеобработке. Неквалифицированность рабочей силы создает препятствия для развития трудоемких отраслей. Международная специализация на рынке готовых изделий идет в одном направлении. Сужение различий во вкусах и предпочтениях, развитие транспорта и связи, интернационализация производства приводит к выравниванию капиталоиспользующих стран и капиталопотребляющих. Показатель специализации: коэффициент междунар. специализации = экспортная квота страны / экспортная квота в мире. Специализированным считается производство, показатель кот. превышает 1-1,5. В промышленно развитых странах этот показатель имеют след. отрасли: бумажные изделия, пластмасса, черная металлургия, неэлектронное и электронное машиностроение, транспортное оборудование, научно-исследовательские работы, текстильная промыш-ть. Развивающиеся страны поддерживают конкурентоспособность своей продукции за счет дешевизны продукции и рабочей силы, что приводит к уменьшению издержек.

 

13. Военно-промышленный комплекс и конверсионные процессы. Военно-промышленный комплекс (ВПК ) – подсистема общественного хозяйства, основанная на взаимодействии и взаимосвязи военных и гражданских отраслей, деятельность кот. направлена на изготовление военной продукции, средств производства для военной промыш-ти, предметов потребления для занятых в этом комплексе. В состав ВПК входят более 1000 предприятий. Состав ВПК: 1) государст. учреждения и организации - представители Министерства обороны, др. силовых ведомств и органов власти; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские орган-ции - проектирование и созданием эксперименталь. моделей. В США и др. странах с рыночной экономикой проектированием и созданием образцов могут заниматься и частные предприятия, они обязуются организовать режим секретности. 3 ) оборонное произ-во – заводы, фабрики, верфи. 4) структурные подразделения вооруж. сил - проведение войсковых испытаний вооружений, постановкой на вооружение нового оружия, снятием с вооружения устаревшего оружия и организацией его складского хранения. 5) Международная торговля оружием - ведётся государ. предпр-ми. 6) в оенно-промышленное лобби - объединения промышленников и предпринимателей, поддерживающих военные инициативы госуд-ва с целью получения новых заказов. Деят-ть ВВП нах-ся под контролем государства (военные заказы, льготное финансирование и др.). Отраслевой состав ВПК: 1) авиационная пром-ть; 2) бронетанковая; 3) артилерийско-стрелковое вооружение; 4) военное судостроение; 5) ракетно-космическая пром-ть; 6) производство ядерного оружия. Осн. факторы размещения предприятий: 1) безопасность – размещение наиболее важных центров и предприятий ВПК в глубинных районах страны; 2) дублирование – размещение в разных районах страны предприятий-дублеров; 3) секретность – размещение предприятий ВПК в специальных закрытых городах и предприятиях, допуск в кот. ограничен. Показателями роли ВПК в экономической структуре госуд-ва являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства.ВПК – основа милитаризации экономики. В прошлом сверхмилитаризация экономики была характерна для тоталитарных госуд-тв - Германия, Италия, Япония, СССР и др. В наст. время сложились благоприятные условия для демилитаризации мира. ВПК адаптируется к новым условиям. Одни военно-промышлен. фирмы ориентируются на освоение новых военных технологий, другие - на совершенствование существующих. Некот. выпускают техники, на кот. спрос в период сокращения вооружений: технические средства контроля, аппаратура обнаружения и наблюдения, различные датчики и др. Другие разрабатывают «паравоенную» технику – средства подавления массовых беспорядков, борьбы с терроризмом и наркобизнесом. Многие фирмы, стараясь удержаться в военном бизнесе, проводят диверсификацию производства, расширяя производство гражданской продукции. Особое внимание в мире привлекает конверсия. На рубеже ХХI в. типичной становится перестройка ВПК на всех уровнях: внутрифирменном, отраслевом, межотраслевом и межстрановом. Следует отметить процессы концентрации и централизации посредством слияний и поглощений предприятий ВПК. На межотраслевом уровне выделяются процессы объединения в странах Запада автомобильных и аэрокосмических фирм. В результате складывается новая ситуация в отношениях таких фирм с государством: возрастает воздействие их руководства на формирование военно-экономической политики. Современный этап развития ВПК характеризуется процессами военно-экономического сотрудничества между странами, ранее считавшими себя соперниками (противниками).Современный этап развития ВПК на Западе включает его структурную перестройку, новые формы взаимодействия достижений НТП для обеспечения высокого качества военной продукции и повышения эффективности военных затрат, усиливающиеся процессы интеграции военно-экономич. деят-ти стран Запада.В условиях преобразований в экономике переход к рыночной модели необходим, в частности, реформа ВПК и армии. Составная часть реформирования ВПК - конверсия, направленная на завоевание рынков наукоемкой продукции, в т.ч. и военной, на оказание помощи гражданским отраслям в улучшении технологии производства, повышении качества продукции и ее конкурентоспособности. Конверсия – процесс перевода экономики вооружений, военного производства и науки на выпуск продукции гражданского назначения. 2 осн. направления конверсии: 1) конверсия вооруженных сил 2) конверсия военного производства. По содержанию конверсия - постепенное изменение пропорций распределения всех видов ресурсов между невоенной и военной сферами экономики, комплекс финансово-экономических, организационно-технических и социальных мероприятий. Масштабы и перспективы конверсии зависят 1) от структуры и мощи ВПК; 2) качества технологического потенциала, накопленного в ВПК; 3) степени зависимости предприятий ВПК от военных заказов. Процесс конверсии тесно связан с программами структурной перестройки экономики, приватизации, создания рыночных хоз-ных структур, кот. способны эффективно использовать финансовые ресурсы конверсии в хозяйствен. обороте, обеспечить их прибыльное самодвижение. При проведении конверсии необходимо сохранить квалифицированные кадры, использовать прогрессивные технологии предприятий ВПК. Но необходимо и сохранять производство наиболее эффективных видов военной техники для вооружения армии и поставки вооружения в др. страны.

 

14. Мировой транспортный комплекс и транспортная система. Международные транспортные коридоры. Транспорт - особая сфера произв-ва, кот. включают в третичный сектор. В отличие от промыш-ти и сельск. хоз-ва не создает нового продукта, не изменяет его свой-ва и качество. Международные транспорт. услуги включают транспорт. операции: 1) пассажироперевозки; 2) грузоперевозки; 3) аренда перевозчика с экипажем; 4) впомогательные услуги. Междунар. транспортные услуги продаются и покупаются на междунар. транспортных рынках, кот. различаются в зав-ти от видов транспорта, географич. районов перевозки и видов перевозимых грузов. Транспортные услуги различ. от: 1) вида транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный); 2) предмета трансп. операции (груз, пассажир, багаж); 3) характер-ки товара (сухой, наливной); 4) переодичности перевозки (регул., не); 5) порядка прохождения границы (перегрузочные, без); 6) вида транстехнологич. сис-мы); 7) вида сообщения. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. Оценку уровня развития транспорт. системы страны проводят с пом. показателей: 1) длины (протяженности) транспорт. сети, 2) ее густоты (опред-ся как соотношение длины путей к единице площади территории или к числу жителей), 3) доли того или иного транспорта в общем грузо- и пассажирообороте. Роль отдель. видов транспорта в той или иной стране определяется ее географическими особенностями. Напр., в островных странах (Япония) большое место в грузообороте и пассажирских перевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада) велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Зап. Европа). Мировая транспортная система - совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств, форм и методов управления транспортными операциями мирового хоз-ва. Сформировалась в ХХ в. Обеспечивает перемещение предмета между двумя и более странами. В ней можно выделить: 1) транспорт. системы экономически развитых, 2) развивающихся стран 3) региональные транспорт. системы.. В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми его видами. В развивающихся странах транспорт явл. отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами (в 30 странах отсут. железные дороги (Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на жел. дорогах сохраняется паровая тяга, исп-ся гужевой транспорт, услуги носильщиков). Высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Сев. Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а автомобильный и трубопроводный, доля еще выше. Сев. Америка занимает 1-е место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубеж. Европы уступает системе Сев. Америки по дальности перевозок, но превосходит по густоте сети и частоте движения. На региональную систему стран СНГ приходится всего 10% мировой транспорт. сети, но по объему грузооборота она занимает 1-е место в мире. Наиб. длину имеют железные дороги США, России, Китая, Индии и Австралии. В ряде развитых стран (Японии, Франции, Италии, Германии, США) действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час. По длине электрифицированных дорог 1-е место в мире занимает Россия. Морской транспорт явл. самым дешевым видом транспорта. Он обеспечивает 2/3 внешнеторговых перевозок в мире. Треть судов плавает под флагами развитых стран, еще треть - под «дешевыми» флагами развивающихся государств (в станах «дешевого» флага ниже налоги на регистрацию судна, дешевле наем команды и т.д.), но принадлежит судоходным компаниям развитых государств. Воздушный транспорт - самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов в США, Канаде, Франции, Австралии и Германии. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Происходит не столько количествен., сколько качественное изменение транспорт. сети мира: сокращается сеть железных дорог, растет длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится сети трубопроводов большого диаметра. В США и странах Зап. Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Ведущие тенденции развития мировой транспортной системы: 1) Формируется контейнерная система перевозок (перевозится около 40% грузов). 2) Широкое распространение - интермодальные перевозки (участвуют 2 и более видов трансп.). характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов. 3) Создание транспортных коридоров (объединяют на опред. направлениях сразу неск. видов транспорта для перевозок грузов через территорию неск. стран). В Европе - 9 транспорт. коридоров. По террит. России проходят 2 транспорт. коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (МТК №1); Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (№2); Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Кишинев - Бухарест (№9). Т.о., перевозка грузов между разными странами превращается в единый технологич. процесс, он осущ-ся на условиях единого транспортного документа, с пост. отслеживанием продвижения груза на пути от отправителя до получателя. Транспорт. операции. Содержание, объем, характер транспортн. операций во внеш. торговле опр-ся в договорах купли-продажи и зависят от видов междунар. перевозки, транспортно-технологич. харак-тик груза, экономич. и др. факторов. Транспортн. операции: 1) операции, предшесв. внешнеторг. сделки – проработка условий договора и предваритель. анализ транспор. рынков, тарифов, условий перевозок; 2) возникающие в процессе реализации – установление и планирование объемов перевозок и затрат, заключение договоров перевозки, страхование, декларирование, контроль за продвижением; 3) после реализации – разрешение исков, споров, возник. между покупателем, грузовладельцем и перевозчиком по транспорт. аспектам.

 

15. Платежный баланс: структура, факторы формирования. Регулирование платеж. баланса. Паритет покупательной способности. Платеж. баланс - отчет о междунар. экономич. операциях страны за опред. период времени, в кот. учитываются внешнеторговые сделки, инвестиции между странами, приобретение имущества за границей, движение доходов. В платеж. балансе учитываются и требования, обязательства, переводы, бартерные сделки. По форме - бухгалтерское балансовое тождество. Источники информации - таможен. статистика, статистика внешнего долга, статистич. обзоры и статистика операций с капиталом. Платеж. баланс, по МВФ - статистич. отчет за опред. период, показывающий: а) операции с товарами, услугами и доходами, совершенные страной с остальным миром; б) смену собственности и др. изменения в принадлежащих дан. стране монетарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру; в) односторонние переводы и компенсирующие записи, кот. необходимы для балансирования операций и изменений, кот. взаимно не покрываются. 2 принципа составления платеж. баланса: 1) охват всех внешнеэкономич. операций страны за опред. период (месяц, квартал, год); 2) двойная бухгалтерская запись операций (кредит должен совпадать с дебетом), в рез-те чего дисбаланс по одним статьям балансируется другими статьями. В междунар. практике каждая внешнеэкономич. операция заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данн. операция, 2-я запись говорит - какими сред-ми регулируются взаимные требования и обязательства между странами, возникающие в рез-те совершения внешнеэкономич. операции. Связь платеж. баланса с воспроизводством: 1) складывается под влиянием процессов, происходящ. в воспроизводстве, 2) воздействует на него, т.к. влияет на курсовые соотношения валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономич., в т.ч. валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платеж. баланс хар-ет участие страны в мировом хоз-ве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономич. связей. В платеж. балансе отражаются: a) структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг; б) изменения в соотношении рыночного и госуд. регулирования экономики; в) конъюнктурные факторы (междунар. конкуренция, инфляции, изменения валютного курса и др.). Структура и элементы. В платеж. балансе: счет текущих операций и счет движения капитала. К счету текущих операций относят все экономич. операции, в кот. между националь. экономикой и заграницей обмениваются товары, услуги и факторы произв-ва. В нем учитывается безвозмездный перевод товаров, услуг и финансовых активов из текущих доходов. Т.о., счет текущих операций содержит обобщающие рез-ты торгового баланса, баланса доходов от факторов производства, баланса услуг и баланса текущих переводов. Счет текущих операций явл. ключевым понятием междунар. экономики, показывающим результат взаимодействия страны с остальным миром за опред. промежуток времени, и баланс внутренних инвестиций и сбережений. Если счет текущих операций явл. несбалансированным, правительство может или девальвировать националь. валюту, или привлекать дополнитель. внешние кредиты. Счет текущих операций 4 субсчета: операции с товарами, с услугами, движение дохода и текущие трансферты. Операции с товарами и услугами охватывают импорт и экспорт продукции и услуг. Движение дохода отражает платежи между резидентами и нерезидентами. Это касается оплаты труда нерезидентов и операций, связанных с доходом от инвестиций. Доходы от инвестиций охватывают доходы на участие в капитале и доходы по долговым обязат-вам. Доходы от прямых инвестиций – доходы, начисляемые прямому инвестору-резиденту на капитал, вложенный в предприятие-нерезидент. Доходы от портфельных инвестиций – денежные потоки между резидентами и нерезидентами, возникающие в рез-те купли-продажи акций, облигаций, ценных бумаг и госуд. векселей. Трансферты – междунар. передача материальных ресурсов, когда в обмен одна из сторон не получает денежный эквивалент. От направления трансферта он отражается или в кредите, или в дебете. Текущие трансферты не предусматривают передачу права собственности на осн. капитал. Текущие трансферты: трансферты органов госуд. управления и остальных секторов. Трансферты органов госуд. управления - текущие переводы по междунар. сотрудничеству, напр. оказание межгосуд. помощи. Текущие трансферты других секторов - переводы денеж. ср-в между частными лицами и негосуд. организациями. Счет операций с капиталом и финансовых операций: группа статей платеж. баланса, фиксирующих междунар. движение капитала, за счет кот. финансируются экспорт и импорт товаров и услуг. Счет операции с капиталом включает группу статей платеж. баланса, фиксирующих капитальные трансферты, финансовый счет – группу статей платеж. баланса, охватывающих все операции, в рез-те кот. происходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства дан. страны. Счет операций с капитал. включает только капиталь. трансферты, кот. предусматривают передачу права собственности на осн. капитал. Капитальные трансферты: трансферты государ. сектора и трансферты др. секторов. К госуд. трансфертам - передача одним государством другому основн. капитала. К трансфертам др. секторов - все трансакции, при кот. финансовые активы, напр. товары, ценные бумаги, паи переводятся из национальной экономики за границу и наоборот. Речь идет об эквиваленте трансакций текущих операций или об обмене стоимостями между дан. страной и заграницей. Взаимосвязь текущ. счета и счета движения капитала алгебраически путем преобр-ний осн. тождества национальных счетов: Y = C + I + G + NX, где: Y – доход, C – потребление; I – инвестиции, G – госуд. расходы, NX – чистый экспорт. Вычтем из прав. и лев. части (C+G), получим: Y – C – G = I + NX. Лев. часть получ. рав-ва предст-ет собой величину национальных сбережений (Sn). Получаем: I – Sn = - NX. Вел-на (I – Sn) - избыток внутренних инвестиций над внутренними сбережениями и хар-ет счет движения капитала. Если инвестиции превышают национ. сбережения, то излишек инвестиций должен финансировать из-за рубежа. Если национ. сбережения превышают внутренние инвестиции, то избыточные сбережения исп-ся для кредитования зарубежных партнеров. Факторы, влияющие на платеж. баланс: 1) Неравномерность экономич. и политич. развития стран, междунар. конкуренция. После 2-й мир. войны сложился активный платеж. баланс США при дефиците платеж. балансов стран Зап. Европы и Японии в силу отставания их экономич. потенциала. Торговый баланс США сводился с огромным активным сальдо благодаря укреплению позиций амер-ких монополий на мировом рынке, устойчивости доллара. 2) Циклич. колебания экономики. От состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономич. операции. Рост произ-ва вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономич. роста ввоз товаров сокращается. При вялом хозяйствен. развитии вывоз капитала увелич-ся. При ускоренном развитии экономики темп вывоза капитала падает. Мировые экономич. кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платеж. балансов стран. 3) Рост заграничных государст. расходов – тяжелое бремя для платеж. баланса. 4) Усиление междунар. финансовой взаимозависимости стран. Это усиливает валютные и кредитные риски, риск неплатежеспособности заемщика. Двойственное влияние вывоза капитала на платеж. баланс страны-экспортера - он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через опред. период. Но приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала. Вывоз капитала отвлекает средства, кот. могли бы быть использованы для модернизации экспортных отраслей. 5) Влияние валютно-финансовых факторов на платеж. баланс. Девальвация поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия междунар. торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национ. валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ус



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: