Музыкально-театрализованной деятельности




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дополнительному образованию в области

музыкально-театрализованной деятельности

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»

Срок реализации программы: 2014-2015 уч. год

 

Музыкальный руководитель

Крутина Л.А.

 

Ачинск

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок»составлена с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена дляработы с детьми дошкольного возраста в возрасте от 5-7 лет.

Музыкальная культура как часть общей духовной культуры является важной неотъемлемой частью личности каждого человека. Однако реалии современного российского общества (технократизация жизни, отрыв от чувственности к окружающему миру) даже невооруженным глазом показывают неспособность основной массы населения к самовыражению, в том числе, с помощью музыки (по-настоящему высокой и ценной). С другой стороны, успешность в жизни зависит как раз от способности к творческому подходу. Тем самым выявляется противоречие современной жизни между желанием жить успешно, качественно и невозможность достичь желаемого. Разрешению конфликта могут способствовать различные средства творческого самовыражения, одним из которых является музыкальное искусство, ценность и эффективность воздействия которого на человека тем эффективней, чем раньше начато общение с музыкой. Это обусловлено психо-физиологической чувствительностью к музыкальному искусству именно в раннем детском возрасте. ПеречисленныевФГОСДО целевые ориентиры прекрасно реализуютсячерез музыкальное искусство, обладающее разносторонними способами и средствами влияния на человека.

Работа музыкально-театрального кружка строится по следующим принципам:

· Принцип системности

· Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям)

· Принцип увлекательности

· Принцип коллективизма

· Принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность)

· Принцип креативности

Цель: создание условий для раскрытияиндивидуальные особенности личности каждого воспитанникачерез средства музыкального искусства

Задачи:

1 – развивать и совершенствовать музыкальные способностидетей через различные виды музыкальной деятельности (формировать в комплексе ладовое чувство, чувство ритма, чувство классической формы);

2 – познавать особенности музыкального языка, его связи с окружающим миром;

3 - включать дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда;

4 –реализовывать у ребенка стремление к самовыражению, получению радости от общения с музыкой;

5 - формировать у детей интерес к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.

Основным методом взаимодействия с детьми является игровой. Фундаментальными методами освоения содержания программы являются словесные, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, упражнение. В свою очередь каждый вид музыкальной деятельности подразумевает использование своих специфических методов (художественное моделирование и другие).

В работе с детьми органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя, индивидуальный подход, влияние на каждого воспитанника коллектива, так как каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом исполнении музыкального произведения, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. При индивидуальном, сольном исполнении усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Программа рассчитана на проведение организованной совместной деятельности 36 раз в год (1 раз в неделю) продолжительностью 30 мин., согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13.

Программой предусмотрено проведение организованной совместной деятельности, участие в утренниках, праздниках и развлечениях, досугах, вечерах, выступлениях перед аудиторией различного уровня (детских образовательных учреждениях города).

Объединяющей идеей всех видов музыкальной деятельности является театральная деятельность, т.к. театр – это синтез не только различных видов музыкальной деятельности, но и синтез различных искусств (литература, изобразительное искусство, хореография), наук (социология, психология, физиология и т.д.). Для развития актерского мастерства в программе использованы этюды, игры психогимнастики М.И. Чистяковой.

При построении программы учтен принцип интеграции с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников:

- «Физическое развитие» - развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, певческой деятельности, игры на музыкальных духовых инструментах;

- «Познавательно-речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки (коммуникация), расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства (познание), использование литературных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений;

- «Социально-личностное развитие» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства;

- «Художественно-эстетическое развитие» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов восприятия музыки (художественное творчество).

Основой содержания рабочей программы по дополнительному образованию дошкольников старшего возраста в областимузыкально-театрализованной деятельности«Музыкальный теремок» является тренировочный материал, состоящий из упражнений:

- в области вокально-хоровой работы - на выработку, постановку и развитие дыхания (речевого и певческого), голосового аппарата, выразительности исполнения;

- в области актерского мастерства – упражнения на преодоление психологических барьеров выступления перед публикой, выразительности движений;

- в области хореографии – упражнения музыкально-ритмического движения, помогающие овладению собственным телом, подчинению его ритму и темпу музыки;

- в области инструментального исполнительства – упражнения на совершенствование музыкальных способностей.

В работе по реализации цели и задач дополнительного образования в области музыкально-театрализованной деятельности используется художественный материал, соответствующий основным критериям отбора - педагогической, психологической и эстетическойцелесообразности.

В результате освоения содержания программы по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности воспитанники должны показать достигнутый ими уровень освоения различных видов музыкальной деятельности в различных мероприятиях (отчетных постановках кружка «Музыкальный теремок» – 1 раз в квартал, а также на праздниках и развлечениях согласно плану МБДОУ
«Д/с № 1» и др.).

Отбор детей проводится соответственно требованиям к уровню подготовки воспитанников:

- владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции; понимания особенности певческой техники: пение хором, с солистом; умение оценить правильность и неправильность пения других детей;

- владеет определенными способами игры на музыкальных инструментах;

- владеет собственным телом, умение исполнять музыкально-ритмические движения различного характера, умение подчинять тело особенностям языка музыки (ритм, динамика, темп и т.д.).

- у детей развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного характера и содержания, прежде всего связанного с миром природы, родного края; умение различать, сравнивать выразительные средства, позволяющие ярче передавать музыкальный образ песни; эмоционально сопереживать песне адекватно ее характеру и содержанию.

- умеет передавать свои впечатления в выразительных словах, движениях, рисунках, подтверждая их моделированием формы содержания и характера песни.

В конце прохождения каждого раздела программы производится анализ качества освоения программы каждого раздела по следующим критериям (приложение 1)

2 балла (высокий) за каждый критерий

- слушает с интересом песни в исполнении взрослых или детей;

- узнает все песни, выученные в течение года, легко различает плясовую, колыбельную, маршевую музыку;

- воспринимает и следит за развитием художественного музыкального образа;

- выразительно, эмоционально передает в пении изменение характера, интонации;

- освоил естественное ненапряженное пение в удобном диапазоне;

- чисто интонирует отдельные фразы песен, иногда всю песню полностью;

- уверенно поет один, в хоре, с музыкальным сопровождением и без него;

- успешно импровизирует различные виды песен, вопросно-ответную форму;

- эмоционально и с удовольствием рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни;

- импровизирует грустную и веселую мелодии.

1 бал (средний)

- проявляет интерес к слушанию песни, начинает слушать песню внимательно, но не до конца;

- узнает половину или более песен, выученных в течение года, допускает ошибки при различении плясовой, колыбельной, маршевой музыки;

- в общих чертах воспринимает развитие музыкального образа, с затруднением различает смену темпа;

- в пении не отличается яркой эмоциональностью, не всегда поет естественным звуком;

- не всегда обращает внимание на звуковедение, дикцию, слаженность пения при исполнении песни ансамблем;

- чисто интонирует отдельные фразы песен, иногда всю песню полностью зачастую нерационально расходует дыхание;

- уверенно поет один, в хоре, с музыкальным сопровождением и без него при исполнении только самых любимых песен;

- не всегда эмоционально и с удовольствием рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни;

- импровизирует виды песен, имя, вопросно-ответную форму, но испытывает при этом затруднения.

0 баллов – низкий.

- непроявляет интерес к слушанию песни, сам не высказывает просьбу послушать или повторить ее;

- узнает менее половины песен, выученных в течение года, с трудом различает плясовую, колыбельную, маршевую музыку;

- в общих чертах воспринимает развитие музыкального образа, не различает смену темпа;

- в пении не отличается яркой эмоциональностью, не поет естественным звуком;

- не обращает внимание на звуковедение, дикцию, слаженность пения при исполнении песни ансамблем;

- нечисто интонирует отдельные фразы песен, иногда всю песню полностью нерационально расходует дыхание;

- неуверенно поет один, в хоре, с музыкальным сопровождением и без него; не проявляется творческое самовыражение;

- не эмоционально и без удовольствия рассказывает о характере и содержании, развитии образа песни;

- не умеет импровизировать виды песен, имя, вопросно-ответную форму.

Таким образом, в конце освоения программы дополнительного образования по музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок» определяется уровень освоения:

Высокий – от 22 до 18 баллов;

Средний – от 17 до 10 баллов

Низкий - от 9 до 2 баллов

 

Анализ достижений проводится 2 раза в год и обсуждается на педагогическом совете ДОУ. Содержание мониторинга тесно связано с основной образовательной программой ДОО. Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием для прогнозирования деятельности, оценки динамики достижения, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.

 

 


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: