Тема 3. Виды и области деятельности психолога
Основные виды деятельности в профессиональной психологии.
Цель профессиональной деятельности психолога-исследователя.
Цель профессиональной деятельности практического психолога.
Цель профессиональной деятельности преподавателя психологии.
Основные виды профессиональной деятельности психолога.
Профессиональные навыки и умения психолога. Позиции обращающихся к психологу как специалисту по Г.С. Абрамовой.
Позиции психолога-практика по Ю.М. Жукову. Основные сферы деятельности практического психолога.
Основные виды деятельности в профессиональной психологии
1. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний;
2. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач;
3. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение.
Цель профессиональной деятельности психолога-исследователя
Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний.
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.
Основные виды деятельности:
· объяснение психологических феноменов,
· доказательство теоретических положений (гипотез),
· прогнозирование психологических фактов.
Цель профессиональной деятельности практического психолога
Основная цель практической психологической работы — непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются.
Практические психологи работают в:
· социальных учреждениях,
· образовательных учреждениях,
· производственных учреждениях,
· медицинских учреждениях,
· в службах психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи населению.
Цель профессиональной деятельности преподавателя психологии
Рабочее место психолога
Основные виды профессиональной деятельности психолога-исследователя
Основная цель деятельности психолога-исследователя – это поиск новых психологических знаний.
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.
Основные виды деятельности:
· объяснение психологических феноменов,
· доказательство теоретических положений (гипотез),
прогнозирование психологических фактов
Основные виды профессиональной деятельности преподавателя психологии
· Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
· Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
· Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;
· Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
· Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;
· Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.
Умения организовывать и лично проводить:
· психологическую диагностику;
· психологическую профилактику;
· психологическое консультирование;
· психологическую коррекцию;
· развивающую работу;
· психологическую реабилитацию;
· психологическое просвещение.
Основные виды профессиональной деятельности практического психолога
Прикладная психология сегодня включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику закономерно привело к развитию таких областей, как:
· психологическая служба в школе;
· психология управления;
· психология чрезвычайных ситуаций;
· индивидуальное и семейное консультирование;
· профориентация и профотбор.
Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.
Психологическое просвещение как вид деятельности психолога
· Психологическое просвещение – это распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности
Психологическая профилактика как вид деятельности психолога
· Психологическая профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) – это работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения
Психодиагностика как вид деятельности психолога
· Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) – этоизучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей и постановка психологического диагноза.
Психологическое консультирование как вид деятельности психолога
· Психологическое консультирование или психологический консалтинг (англ. consulting – консультирование) – это обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни.
Развивающая работа как вид деятельности психолога
· Развивающая работа – это вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека
Коррекционная работа как вид деятельности психолога
Коррекционная работа или психокорре́кция (лат. correctio — исправление) - это целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой
Профессиональные умения психолога
· Профессиональные умения психолога включают в себя способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей.
Профессиональные навыки психолога
Профессиональные навыки психолога – этоупрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.
Профессиональные умения и навыки психолога-исследователя
· Владение языком и стилем письменной и устной научной речи для изложения результатов исследования;
· Умение работать с научной литературой, выявлять существующие подходы к изучению психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными;
· Умение разрабатывать, организовывать и проводить психологические исследования, направленные на сбор
· эмпирического материала;
· Владение методами квалифицированной обработки эмпирических данных;
· Умение анализировать, систематизировать и интерпретировать полученные и обработанные данные.
Профессиональные умения и навыки практического психолога
Умения организовывать и лично проводить:
· психологическую диагностику;
· психологическую профилактику;
· психологическое консультирование;
· психологическую коррекцию;
· развивающую работу;
· психологическую реабилитацию;
· психологическое просвещение.
Профессиональные умения и навыки преподавателя психологии
· Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
· Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
· Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;
· Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
· Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;
· Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.
Позиции обращающихся к психологу как специалисту по Г.С. Абрамовой
· Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
· Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
· Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.
Позиции психолога-практика по Ю.М. Жукову
· Психолог-учитель
· Психолог-консультант
· Психолог-эксперт
Основные сферы деятельности практического психолога
Основными сферами деятельности практического психолога являются: медицина, образование, социальная, производство.