Свет. Характеристика героя | «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках…». Анна Павловна с беспокойством и страхом отнеслась к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками», «он был рассеян». «Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности». Он естественен, ищет умных людей, натыкается лишь на пустые разговоры. Выделяется тем, что не может играть по общим бессмысленным правилам. Он говорит живо и то, что думает. Пьер — незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова, воспитывался за границей. После получения наследства становится завидным женихом. |
Женитьба на Элен | Пьера женят на развратной красавице Элен. Для этого князь Василий, отец Элен, воспользовавшись совестливостью и растерянностью Безухова, идет на хитрость и добивается желаемого. Пьер чувствует, что между ними нет любви, но не может противиться настойчивости князя Василия. |
Дуэль с Долоховым | Из-за связи Долохова с Элен Пьеру приходится с ним стреляться. До этого Безухов не держал в руках пистолета, он случайно попадает в Долохова и ранит его. После дуэли Пьер переживает, что чуть не убил человека. Он задается вопросами о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». |
Масонство | Выйти из душевного кризиса Пьеру помогло масонство, в котором он увидел «царство добра и правды». Пьеру близки идеалы масонов, их стремление к нравственному обновлению, братству «на пути к добродетели». Герой безрезультатно занимается преобразованиями в своих имениях, пытаясь облегчить участь крепостных. В идеях масонства Пьер тоже разочаровывается: члены ложи действуют только с целью личной выгоды. |
Любовь к Наташе | Пьер полюбил в Наташе ее непосредственность, внутреннюю красоту, искренность. Они похожи: им чужды условности, предрассудки. После встречи с Наташей Пьер ощущает счастье. Комета 1812 г. сливается с образом Наташи. |
Отношение к Наполеону | Сначала Пьер считает Наполеона «величайшим человеком в мире» и оправдывает все его действия. Позже он начинает понимать цену жизни каждого человека и решает убить Наполеона. |
На поле сражения при Бородине | Пьер вел себя неловко, на все смотрел с робкой улыбкой, не осознавал возможности смерти. Одетый не «по-военному», в зеленый фрак и белую шляпу, он производил нелепое впечатление. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью. Присвоили себе и дали ему прозвище «наш барин». |
Плен | В оставленной Москве Пьер спас француза, с которым проговорил ночь как с другом о своей любви к Наташе, спас среди пожара девочку. В плену он встречается с Платоном Каратаевым, который меняет взгляды Пьера на жизнь. Там же, в неволе, произошло парадоксальное обретение Пьером свободы: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. “И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер. — И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!” Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам». Весь безграничный космос Пьер ощущает в себе, а себя — в нем. Этот процесс часто называют «космизацией души» и сопоставляют с близкими явлениями в творчестве Ф. М. Достоевского или поэзии Ф. И. Тютчева («Все во мне, и я во всем»). Обретение свободы разрешило вопрос о смысле жизни: «Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? — теперь для него не существовал». «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом», «что на свете нет ничего страшного». |
После плена | Слуги находили, что Безухов много попростел. Он стал добр для всех, и это чувствовали даже бывшие враги. Он видел в людях самое прекрасное. |
Брак с Наташей | В семье Пьера и Наташи царили любовь и взаимопонимание. Для Николеньки Пьер «был предметом его восхищения и страстной любви». |
Будущее Пьера | Пьер — основатель тайного общества. В будущем он, вероятно, примет участие в восстании декабристов и будет сослан в Сибирь, а Наташа последует за ним. Герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое». |
Вывод: жизненный путь главных героев Андрея Болконского и Пьера Безухова – это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к «миру», к разумной и гармоничной общей жизни людей. Андрея и Пьера не удовлетворяют мелкие эгоистические интересы, светские интриги, пустое словоизвержение в салоне Анны Павловны Шерер. Душа этих людей открыта всему миру, отзывчива на все впечатления окружающего бытия. Они не могут жить не размышляя, не решая для себя и для людей главных вопросов о смысле жизни, о цели человеческого существования.