Преимущества малого бизнеса




Содержание

 

Введение

1. Понятие малого бизнеса

2. Преимущества малого бизнеса

3. Недостатки малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Кроме того малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.

На самом деле вести бизнес в России не так легко, как многим может казаться. Номинально власти все-таки поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития, а на деле зачастую государство ставит немало препон. Явную поддержку в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен содействовать его развитию.

Таким образом, малое предпринимательство сегодня - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться.


1. Понятие малого бизнеса

 

Определить, что такое малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы. Таким образом, причисление предприятия к категории малого бизнеса может дать ему некоторые преимущества или же, наоборот, добавить лишние ограничения. Здесь и дальше, мы будет часто употреблять термины «малый бизнес», «кредитование малого бизнеса» и т.д. Определение «малый бизнес» зачастую каждый интерпретирует на свой лад. Однако мы будем определять понятие «малый бизнес» с юридической точки зрения, со стороны государства.

Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, материалы нашего сайта подразумевают, что малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Отметим также, что в настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.

Какие преимущества могут у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ, фредов содействия малому предпринимательству.

 

Преимущества малого бизнеса

 

Малое предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу.

Попробуем рассмотреть вопрос на основе изучения соотношения конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса, это обусловлено актуальностью и значимостью этой темы для формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях. Важность таких разработок определяется также незначительным количеством аналитических работ, рассматривающих малый и крупный бизнес именно с этой точки зрения[1]. Рассмотрение малого бизнеса как противоположность крупного, а понятия "малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых должно стать приоритетным для органов власти, в виду наличия существенных отраслевых различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности по сравнению с крупными и средними предприятиями.

Существуют отрасли, где малое предпринимательство имеет явные конкурентные преимущества относительно крупного, занимает доминирующее положение, как по численности, так и по объему выручки. К таким отраслям относятся розничная, оптовая торговля и общественное питание. В промышленности, связи, транспорте и сельском хозяйстве доминируют крупные формы организации бизнеса, доля малого бизнеса в них незначительна. В строительстве и непроизводственной сфере малое предпринимательство занимает чуть менее половины численности и выручки.

Размеры субъектов малого предпринимательства - численность и оборот - варьируются от отрасли к отрасли. Самыми мелкими являются субъекты в сфере розничной торговли (5,9 чел., 903 тыс. руб.), связи (6,1 чел., 800 тыс. руб.), непроизводственной сфере (7,8 чел., 510 тыс. руб.) и транспорте (7,5 чел., 489 тыс. руб.). Наиболее крупные субъекты в сельском хозяйстве (28,8 чел., 1,2 млн. руб.), промышленности (14,8 чел., 2.3 млн. руб.). Наибольший оборот имеют субъекты предпринимательства в оптовой торговле, несмотря на малую среднюю численность (6,0 чел., 5,3 млн. руб.)

Наибольший объем основных средств имеют субъекты предпринимательства в промышленности (1,3 млн. руб.) и транспорте (1,2 млн. руб.), наименьший - в общественном питании (75 тыс. руб.), связи (118 тыс. руб.), непроизводственной сфере (129 тыс. руб.) и розничной торговле (218 тыс. руб.)[2].

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в целом менее эффективно, чем крупный и средний бизнес. Тем не менее, существуют отрасли, в которых показатели эффективности у малого бизнеса выше, чем у крупного и среднего. Так, выручка на одного работника в строительстве в малом бизнесе выше, чем у крупных и средних предприятий. Фондовооруженность малого бизнеса во всех отраслях ниже, чем аналогичный показатель крупного и среднего бизнеса. Однако фондоотдача в большинстве основных отраслей - в общественном питании, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве и непроизводственной сфере - выше, чем в крупном и среднем бизнесе.

Малые предприятия - юридические лица демонстрируют более высокую степень организации и эффективности, чем индивидуальные предприниматели.

Исследование также выявило наличие качественно разнородных групп внутри сектора малого предпринимательства. При наличии определенной стабильно работающей группы субъектов малого предпринимательства, подавляющее большинство малых бизнесов ведутся собственниками неэффективно и неорганизованно. Около половины всех зарегистрированных субъектов малого предпринимательства являются фиктивными, т.е. не ведут хозяйственной деятельности. Из оставшейся половины действующих субъектов предпринимательства, одна треть концентрирует в себе около 90% экономической активности, а на две трети приходится лишь 10%. Таким образом, основная экономическая нагрузка приходится лишь на 15% всех зарегистрированных субъектов малых предприятий, и около 35% выполняют социальные функции и формируют конкурентную среду. Общее количество "экономически активных" субъектов предпринимательства можно оценить в 8-10 тысяч.

Торговля и общественное питание являются традиционно “малыми” секторами, с которым крупному бизнесу конкурировать сложно. С нашей точки зрения, приоритет в развитии малого бизнеса должен быть отдан именно этим отраслям. Во-первых, организация малого бизнеса в торговле и общепите не требует существенных капитальных вложений и человеческих ресурсов; средние размеры численности и оборотных средств в этих отраслях невелики. Промышленное предприятие скорее “вырастет” из торгового путем обратной вертикальной интеграции или диверсификации; такие процессы уже идут в Воронежской области, примером может быть организация производства жалюзи на базе бывших дилеров западных фирм. Создание же промышленного предприятия “с нуля” - крайне рискованное начинание, особенно в условиях существующего дефицита кадров и административных барьеров, и при наличии сильной конкуренции со стороны крупных предприятий. Во-вторых, технология торговли и общественного питания относительно стандартна. В отличие от технологий промышленности, торговым технологиям можно обучить широкие массы потенциальных и стартовых предпринимателей, поэтому возможности стимулирования малого бизнеса за счет общественных программ повышения квалификации в этой сфере значительно выше, чем в промышленности.

В ближайшее время на развитие рынка торговли и общественного питания в области окажут влияние следующие тенденции:

- повышение жизненного уровня и изменение культуры потребления приведет к появлению новых рыночных возможностей для предпринимателей в сфере торговли и общественного питания;

- развитие крупных розничных и дистрибьюторских сетей значительно ослабит конкурентные позиции непрофессиональных форм розничной и оптовой торговли. “Базарные” формы торговли будут заменяться на цивилизованные; те предприниматели, которые не смогут вовремя сориентироваться и сделать соответствующие инвестиции, будут вынуждены уйти с рынка;

- процессы вертикальной интеграции в промышленности будут стимулировать создание организованных форм оптовой торговли, что приведет к потере самостоятельности существующих оптовых структур[3].

А теперь основные «конкурентные преимущества» малого бизнеса:

Близость к клиенту. В отличие от крупных «многопалубных» компаний, в малом бизнесе практически все находятся на «линии огня» — в повседневном общении с клиентами. Этопозволяет им быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и ниже по качеству.

Способность постоянно изменяться и адаптироваться. Постоянная борьба за выживание, близость и зависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно изыскивать новые возможности снижении расходов препятствуют бюрократизации и стагнации.

Низкие накладные расходы. Установлено, что в традиционной организации по мере ее расширения объем решаемых управленческих задач растет в геометрической прогрессии и соответственно имеет место рост удельных накладных расходов на постоянно увеличивающийся управленческий аппарат. Мелкие компании, лишенные внутренней бюрократии, в состоянии удерживать эти расходы на относительно низком уровне.

Использование «малых ниш». По мере насыщения рынков сбыта возрастает важность открытия новых товарных ниш. В отличие от крупных компаний, руководствующихся идеей масштабности бизнеса, их мелкие конкуренты не упускают возможности вхождения в подобные микрониши. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко добиваются расширения данной ниши, которая со временем может стать новым, крупным источником дохода.

Инновационный потенциал. Как уже отмечалось выше, мелкие компании вынуждены ради выживания быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес-среде, в технологии и предпочтениях клиентов. Кроме того, во главе мелких компаний довольно часто стоят предприниматели, прирожденные инноваторы, жадные до нового и готовые постоянно идти на риск ради движения вперед.

Возможность объединять усилия. Чтобы противостоять крупным конкурентам, мелкие компании идут на объединение усилий (краткосрочное или долгосрочное) и создание различного рода альянсов, сетей, кластеров.

Важно помнить, что вы действуете в зоне высокого риска, где достижение успеха является скорее исключением, чем правилом. В этой связи очень полезно иметь «запасной парашют» — по крайней мере еще одно направление бизнеса, на которое вы сможете переключиться в случае, если первое окажется бесперспективным. Если вы создаете свой малый бизнес, то вам полезно, во-первых, определиться с тем, к какой из вышеперечисленных категорий может быть отнесен ваш новый бизнес, и соответственно выстраивать стратегию развития. Очень важно иметь ясное и реалистичное представление о своих ключевых компетенциях и ответить себе на важнейшие вопросы: почему клиенты предпочтут мои продукты или услуги, а не конкурентов? Что меня выгодно отличает от них? Затем следует решить, на какие конкретно конкурентные преимущества вы сделаете ставку. В-третьих, нужно выстроить долгосрочное видение (описать то, чего бы вы хотели достичь через 5-10 лет) и незамедлительно переходить к действиям[4].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: