Институт издательского дела и журналистики




 

 

Эссе на тему:

«Правовое регулирование телевидения в Европе»

 

Выполнил: Дробышевский М.В. ДКжМ 2-1

Проверила: доц. Макашова В.В.

 

 

Москва – 2017

Опыт демократических европейских государств демонстрирует социально ориентированную практику нормативного регулирования, основывающуюся на социальной теории прессы. Этот опыт охватывает прошедшие исторический отбор формы, методы и процедуры государственного регулирования, позволяющие им, исходя из фундаментального конституционного принципа свободы слова, осуществлять нормативное регулирование многообразной деятельности средств информации, обеспечивать отражение широкого спектра многообразных мнений при согласовании интересов различных политических и иных общественных организаций по вопросам освещения их деятельности в эфире телерадиоканалов и печати.

 

С учетом особой значимости телевидения в формировании общественного сознания в большинстве стран мирового сообщества его правовому регулированию уделяется повышенное внимание. Это выражается не только в принятии соответствующих нормативных актов, но и в законодательном закреплении государственного регулирования и контроля за телевизионным вещанием. Сущность и содержание данного регулирования и контроля зависят от форм собственности и национальной специфики.

 

Различия государств проявляются в распределении функций и полномочий между государственными органами и органами саморегулирования с преобладанием последних в развитых странах. Оригинальностью отличаются и установленные в разных государствах специальные требования к надзору за телевидением в целом. Меры ответственности к нарушителям применяются самые разнообразные: от лишения свободы до исключения из членов саморегулируемых организаций и отказа от заключения договоров.

 

Наиболее важные функции в сфере регулирования и контроля за телевещанием в США возложены на Федеральную комиссию связи (ФКС) - государственную организацию, являющуюся своего рода регулятором внутреннего эфира страны. Комиссия не только распределяет частоты, каналы, мощности, и выдает лицензии на открытие новых станций, но и следит за выполнением обязательств, взятых на себя коммерческими вещательными структурами.

 

По американским законам, радио и телеканалы, которые бесплатно получают часть спектра (определенную частоту вещания) от государства, должны давать что-то взамен, например, общественно-полезные и образовательные программы, новости, а также программы для детей, то есть, следовать принципам общественного блага.

 

Исходя из этого ФКС, как представитель государства и общественных интересов, имеет полное право регулировать американское телевидение и радио.

 

В первую очередь это касается соблюдения правил, запрещающих показ по телевидению непристойностей и ограничивающих неприличие и ненормативную лексику на телевидении и на радио. В частности, американскому телевидению запрещено показывать «непотребный» материал в любое время суток, а «неприличный» − между шестью и 10 часами вечера. По определению ФКС «непотребный» материал представляет собой изображение «сексуальных проявлений очевидно низкопробным образом», «лишенным серьезных литературных, художественных, политических или научных достоинств». Просто «неприличный» материал менее низкопробен, но включает упоминания о сексе или человеческих выделениях.

 

Важнейшим прецедентом в этом плане стало решение ФКС о наложении крупного денежного штрафа на телекомпанию Си-би-эс в 550 тыс. долл., причиной которого стало то, что в феврале 2004 года в перерыве футбольного матча десятки миллионов телезрителей увидели на экранах оголенную грудь популярной певицы Джанет Джексон. Помимо этого ФКС потребовала с Си-би-эс еще 3,3 млн. долл. за показ сцены подростковой оргии в телесериале «Не оставляя следа».

 

Аналогичная политика реализуется и в другой наиболее развитой в области электронных средств журналистики стране – Японии.

 

В соответствии с японским законодательством телевидение должно:

 

ü передавать программы высокого качества, которые удовлетворяют запросы людей и поднимают их культурный уровень;

ü сочетать общенациональные программы с программами местного характера;

ü вносить вклад в сохранение традиционной культуры и широко пропагандировать современную культуру.

ü Помимо этого для всего японского телевещания существуют незыблемые принципы:

ü защищать общественное спокойствие и общественную мораль;

ü придерживаться политической нейтральности;

ü представлять все точки зрения по сложным вопросам;

ü соблюдать сбалансированность в информационных, образовательных, культурных, развлекательных программах.

 

Важной особенностью японского телевидения является ее национальный характер. Программы иностранного происхождения составляют 4–5 процентов эфирного времени. Япония в этом плане является «закрытым обществом» для проникновения телеимпорта, реализующим политику телеэкспансии. Львиную долю телепродукции для зарубежья составляют японские мультфильмы.

 

В отличие от США и Японии, Германские общественно-правовые телеканалы работают в особенных условиях. Они созданы на государственной базе, и их деятельность контролируется общественными советами. В Германии, в отличие от России, нет федерального закона о средствах массовой информации, и все эти вопросы отнесены на уровень земель. Таких ведомств в ФРГ — 15 (в Берлине и в земле Бранденбург существует общая структура). Советы, в свою очередь, формируются партийными и общественными организациями.

 

опыт правового и государственного регулирования ФРГ обращает внимание в силу своего сильного регионального компонента. В частности само законодательство об организации радиовещания и телевидения относится непосредственно к ведению земель.

 

В процессе формирования германского телевидения была отвергнута как неприемлемая система централизованного вещания, напоминающая о нацизме. Не была взята за образец и коммерческая модель влиятельной Америки. Станции основывались, получали лицензии, действовали в рамках каждой отдельной из 10 земель. 5-я статья Основного закона ФРГ, провозглашающая свободу слова, ограждала вещание от официального контроля, передавая его обществу. Система управления вещанием включает три компонента:

 

ü Совет вещания из представителей политических партий и общественных организаций, который назначается ландтагом земли.

ü Административный совет, курирующий технические вопросы, который избирается Советом вещания.

ü Генеральный директор (интендант), которого избирает административный совет и утверждает Совет вещания.

 

Для регулирования общих вопросов надзора за СМИ с мая 1997 года земли создали специальную комиссию экспертов (ZAK, Kommission fuer Zulassung und Aufsicht — Комиссия по лицензированию и надзору). Она является действующей на федеральном уровне компетентной контрольной инстанцией в области частного телевидения. Все заявки на получение лицензий, направляемые в земельные ведомства по делам СМИ, должны быть продублированы ей. Кроме того, комиссия может перепроверять уже выданные лицензии.

 

Несмотря на свою полную автономность в определении программной политики и надзору, телевидения Великобритании и прежде всего телеканала BBC находится под строгим контролем государства. Это выражается в законодательной защите качества программ, стандартов «вкуса и приличия» и разнообразия. Закон о телевидении от 1954 года предписывает соблюдение надлежащего баланса между развлекательными, информационными и культурными программами. Около четверти эфирного времени отдается документальным программам, дискуссиям, лекциям, новостям, обзорам и концертным программам.

 

Распоряжение правами и выполнение обязанностей, возложенных на корпорацию, осуществляются Советом управляющих (правлением) BBC. Правление состоит из 12 членов, один из которых является председателем, другой — вице-председателем, а еще три − национальными управляющими для Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, назначаемые в правление по представлению Правительства. Состав правления назначается королевой.

 

При BBC в разных странах запада существует также ряд совещательных органов − общественных советов в различных регионах, состоящих из представителей зрителей и слушателей. Они взаимодействуют с правлением компании, что позволяет адекватно отражать интересы аудитории и своевременно реагировать на ее претензии.

 

Особенностью французской системы государственного регулирования является непосредственный государственный контроль за деятельностью как общественных, так и частных телерадиокомпаний. Данный контроль осуществляется Высшим аудиовизуальным советом (CSA). Совет состоит из девяти членов. Три члена CSA, в том числе председатель назначаются Президентом республики, три члена – Председателем Национального Собрания, три члена – Председателем Сената.

 

Совет, являясь самостоятельным административным органом, гарантирует соблюдение свободы в условиях, определенных Законом о свободном вещании и выступает в качестве координатора деятельности общественных и частных теле- и радиокомпаний, организаций аудиовизуальной связи в рамках международных комитетов и организаций, правительственных и неправительственных, а также в рамках европейских комитетов и организаций.

 

Законодательство Франции о телерадиовещании состоит из Закона о свободном вещании от 30 сентября 1986 года с изменениями и дополнениями от 27 ноября 1986 года, 30 июля 1987 года, 11 марта 1988 года, 17 января 1989 года, 2 августа 1989 года и 29 июня 2000 года, а также правительственных указов, распоряжений, других нормативных актов, регулирующих отношения в системе телерадиовещания во Франции. Деятельность телекомпаний регламентируется также законодательными актами об акционерных обществах, причем положения, не совместимые с Законом о свободном вещании, не учитываются.

 

Наиболее существенные поправки в законодательство Франции о телерадиовещании были внесены, после трехлетней подготовки, 29 июня 2000 года. Принятый закон, реформирующий аудиовизуальный сектор, направлен на укрепление общественного сектора телерадиовещания. Главная предусматриваемая им мера − создание холдинга «Франс Телевисьон» (France Television), ответственного за определение стратегии политики национальных телеканалов: «Франс − 2» (France 2), «Франс − 3» (France 3) и образовательного канала «Ла − Санк» (La Cinquieme)2.

 

Действующий Закон определяет правовые рамки, в пределах которых должно развиваться телевидение. Так, при распределении частот рекомендуется отдавать приоритет общественным вещателям, одновременно открывая рынок для новых операторов национального масштаба и поощряя телекомпании ассоциаций подавать заявки на эти частоты.

 

В целом можно сделать вывод, что правовое регулирование построено по принципам, применяемым и в России: в большинстве стран установлены общие и специальные требования, определены права и обязанности субъектов телевещательного рынка, работают механизмы контроля за соблюдением установленных правил и привлечения нарушителей к ответственности.

 

Общие требования к телевидению едины: законность, честность, правдивость, пристойность, соблюдение принципов добросовестной конкуренции, ответственности перед обществом.

 

Таким образом, в целом правовые системы регулирования телевещания ведущих стран, программной политики зарубежного общественного и частного телевидения свидетельствует о том, что данная сфера является предметом национальной государственной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: