Общая часть. Что такое онанизм. Формы онанизма




Издание и перевод с немецкого С. Раева

Тверская типография им. К. Маркса, 1927 г.

Оцифровка в электронный формат: Medobozrenie.Ru

Стр. 2 из 72

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предисловие. Предисловие переводчика

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Введение

Что такое онанизм?

Различные формы онанизма

Умственный онанизм

Инструментальный онанизм

Онанирование клитора

Половая психопатия

В чем сущность онанизма?

Степень распространения онанизма

Онанизм у животных

Онанизм в разные периоды жизни

Сосательные процессы

Онанизм у детей старшего возраста

Онанизм среди юношества

Онанизм в зрелом периоде

Онанизм в старости

Количественный предел онанизма

I. ПРИЧИНЫОНАНИЗМА. Этиология

А. Причины онанизма, заложенные в нас самих

1. Болезненные последствия при онанизме

2. Извращения, как причина онанизма

3. Преждевременное умственное развитие, как следствие онанизма

4. Физические недостатки и болезни

а) Нервные заболевания, как причина онанизма

б) Болезни кожи

в) Онанизм, как следствие паразитарных заболеваний

г) Онанизм, как следствие внутренних болезней

д) Мочеизнурение, как следствие сахарной болевни и онанизма

е) Болезнь половых органов

Наследственность, как причина онанизма

6. Онанизм, как следствие лености

7. Слабость воли и ограниченность моральных побудителей — серьезная причина онанизма

Б. Причины онанизма, заложенные вне нас

1. Онанизм, как следствие ложного домашнего направления

2. Онанизм, как следствие ложного общественного воспитания

3. Ложное воспитание в пансионах, интернатах, санаториях и пр., как причина онанизма

4. Онанизм, как следствие неправильного физического направления и половых аномалий

5. Онанизм, как следствие неправильного общественного и домашнего направления в школьном периоде

6. Непредвиденные причины онанизма в школе и вне ее

7. Места, вызывающие деморализующие влияния

8. Эротическое чтение, балет и пр., как причины онанизма

9. Ненормальный обмен веществ, как причина онанизма

10. Лекарство, как причина онанизма

11. Гигиена одежды и онанизм

12. Онанизм, как следствие профессии

13. Климат, времена года и их влияние на онанизм

14. Онанизм, как причина полового воздержания

15. Неудачный брак, как причина онанизма

Заключение

Стр. 3 из 72

II. ПАТОЛОГИЯ ОНАНИЗМА

Патология онанизма

III. РЕЗУЛЬТАТЫОНАНИЗМА

А. Последствия для пациента

Вредно ли отзывается на организме потеря семени?

Вреден ли онанизм, если по частоте своей он не превышает количества совокуплений?

Напряженность фантазии, связанная с повышенной работой всей центральной нервной системы,

значительнее при онанизме, чем при нормальной половом акте

Частота онанизма — один из моментов вреда его — превосходящий совокупление

1. Поражение центральной нервной системы

2. Поражение органов внешних чувств

3. Поражение психики и ума

4. Поражение пищеварения

5. Влияние на кровообращение и дыхание

6. Влияние на мышечную организацию

7. Влияние организма на половые органы

8. Онанизм и его влияние на организм в целом

Б. Онанизм и его последствия для семьи и общества

IV. ДИАГНОЗ

Диагноз

V. ПРОГНОЗ

Прогноз

VI. ЛЕЧЕНИЕ

Лечение

VII. ПРОФИЛАКТИКА

А. Профилактические меры против онанизма в домашнем обиходе

Домашняя профилактика в ранних годах склонности к онанизму

Профилактика при онанизме в школьном воврасте

Б. Профилактика онанизма при помощи социального воспитания.

Профилактика онанизма в школьном возрасте

Как действовать при обнаружении онанизма в школе?

Профилактика онанизма путем нормального питания

Гигиена одежды и профилактика онанизма

Разумный образ жизни и работа, как путь к профилактике онанизма

Могучее средство предохранения от онанизма — твердость характера

VIII. ОБЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ ОНАНИЗМА

1. Общее лечение онанизма

2. Физические пороки, как следствие онанизма

3. Половое извращение, как результат онанизма

4. Онанизм и внушение

5. Лечение лекарствами

6. Инструментальное лечение

7. Хирургическое лечение

8. Брак

9. Половая жизнь вне брака и нормальное половое возбуждение, как мера борьбы с онанизмом

10. Лечение онанизма в специальных лечебницах

Заключение

Стр. 4 из 72

ПРЕДИСЛОВИЕ

Те, кому приходится выступать перед широкой аудиторией по вопросам половой жизни, знают, что среди этих вопросов одним из наиболее волнующих слушателей является онанизм: ему постоянно посвящается значительная часть адресуемых лектору вопросов. Слушатель ждет от лектора четкого ответа на этот вопрос и видит часто, что получаемый им ответ расходится с тем ответом, какой он получал по тому же вопросу от другого лектора. Несогласованно, а нередко и противоречиво освещается вопрос об онанизме в той популярной литературе по половому вопросу, которая в изобилии, подчас без надлежащего контроля, выбрасывается на книжный рынок.

Вопрос об онанизме, не взирая на то, что он является одним из старейших вопросов сексологии, мало

научно разработан. В то время как одни авторы считают онанизм явлением нормальным, физиологическим, одной из модификаций нормальной половой жизни, для других он является угрозой разнообразными тяжкими последствиями, вплоть до задержки роста и физического развития тела, эпилепсии, астмы и даже сумасшествия. Имеются и такие авторы, которые приписывают онанизму успокаивающее влияние на нервную систему.

Эти крайности находят свое отражение в отношении к онанизму тех, кто им занимается. Я привожу две

характерные выдержки из студенческих анкет, собранных в Одессе д-ром Ласе (1). ------------------------------------------------------

1. Д-р Д. И. Ласс —„Современное студенчество". Социально-биологический этюд. Готовится к изданию.

------------------------------------------------------

В одной анкете студент пишет: „я лично работаю тяжело физически и занимаюсь онанизмом иногда

довольно часто, не испытывая никакого физического утомления и чувствую себя хорошо, тогда как в школе устаю, совершенно не занимаясь онанизмом. Повидимому не так страшен черт, как его рисуют". В другой: „я болен одним из извращений половой жизни — онанизмом. При мысли о нем у меня волосы становятся дыбом. Мне чужда жизнь. Мне противно все до самого себя включительно. Я чувствую, что схожу с ума. Я молю о помощи, но никто из врачей на мой зов не откликается. Со мной все кончено. Умоляю, помогите другим таким, как я, а их очень много, они все молоды, хотят жить".

И таких действительно много.

Мы уделяем много внимания вопросам воспитания. Но вопросам воспитания сексуального — этой части общего вопроса воспитания, мы не отводим того места, какое они заслуживают. Еще в 1919 году Ученый Комитет Научно-Медицинского Отдела НКПроса приступил к проработке вопроса о правильной постановке сексуального воспитания. Тогда был вынесен ряд решений, среди которых было признание необходимости немедленно создать инструкторские курсы по вопросам сексуального воспитания для педагогов и врачей, а также и необходимость устройства лекций для родителей по вопросам общего воспитания, с уделением особого внимания вопросам сексуального воспитания. Прошло с тех пор восемь лет. За эти годы вопросы половой жизни подверглись у нас разностороннему освещению в литературе, на некоторых съездах.

Практически же мы не продвинулись вперед. Пора приступить к работе, базируясь при этом на научных

данных.

Эти данные надлежит собрать среди научного материала. По вопросам сексологии одно из первых мест

должно быть уделено книге Rohleder'a "Die Masturbation". Первое издание этой книги появилось в Германии почти 30 лет тому назад и тогда же книга была переведена на русский язык. С тех пор на русском книжном рынке в течение почти 1/4 века не появлялось солидных трудов об онанизме. Только в 1923 г. в Ленинграде вышла книга „Онанизм мужчин и женщин" д-ра Л. Я. Якобзона, одного из видных у нас знатоков сексуальной патологии. При всей полноте, с какой автор освещает в этой книге вопрос онанизма, мы считаем все же желательным выход в свет перевода последнего издания книги Rohleder'a, значительно проработанной самим автором. Автор основ сексуальной педагогики и четырехтомных лекций о половой жизнн человека, Rohleder заслуженно считается одним из крупнейших авторитетов в области сексологии.

Предлагаемый читателю его данный труд „Die Masturbation" („Онанизм") считается, и вполне справедливо, классическим. Не все, конечно, что имеется в книге Rohleder'a нас может удовлетворить. Поскольку половая жизнь есть отражение существующих общественных отношений и поскольку вопрос оздоровления половой жизни неотделим от вопроса оздоровления всего быта, ясно, что мероприятия профилактического характера, намечаемые Rohleder'ом, для нас в основном неприемлемы. И все же ценность книги в целом велика.

В половом вопросе не должно быть места панике, и в особенности в вопросе, которому посвящена данная книга. Но вместе с тем и не следует смотреть на онанизм, как на явление нормальное, физиологическое.

Здесь нужна средняя линия. Она имеется в книге Rohleder'a.

Книга Rohleder'a строго научна. И весь характер изложения книги таков, что обеспечивает легкость

усвоения ее не только врачами и педагогами, но и родителями.

Проф. В. М. Броннер.

Стр. 5 из 72

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Книга проф. Роледера посвящена безотрадному и мрачному явлению жизни человечества — онанизму. Ни школьное воспитание, ни наблюдение родителей, ни так называемые „специальные наблюдатели", которые имеются в целом ряде германских школ, не дают полной характеристики и статистики детей, занимающихся онанизмом.

Проф. Роледер не был первым, кто вскрыл все окружение той неблагоприятной ситуации, которая

располагает детей различных возрастов к жестокой, изнуряющей и морально, и физически болезни.

Родители, школьные воспитатели и учителя, большей частью, отделываются неведением, неумением

распознавать, как протекает эта порочная болезнь у детей и юношества, но нужно было бы каждому из них напрячь немного больше внимания, приобщить себя к тем интересам, которые окружают детский мир, развивают детскую фантастику и разжигают впечатлительность. Стоит ясно поставить себе вопрос: есть ли онанизм болезнь и можно ли с нею бороться, и какие для этого нужны методы.

Вот для таких-то лиц эта книга и представит несомненный интерес.

С. Раев.

Общая часть. Что такое онанизм. Формы онанизма

„Деньги и любовь" — вот два слова, которые служат поэтически-житейской канвой всех поэтов мира. Одни из них относятся к первому, как к явлению бесповоротнога зла, зла, которое вызывает всесокрушительный сарказм у Мефистофеля, другие идеалистически отвергают необходимость учета звонкого металла, но те и другие находят в теме о „любви" неиссякаемый источник вдохновения, который старым индийским поэтом обрамлен в такую формулу: „на двух рычагах зиждется Вселенная — эти рычаги: деньги и любовь". Во все времена, через все эпохи, начиная от глубокой древности до наших времен, эти два рычага движут мир.

Один из них — низменно искушая человека, другой — духовно возвышая его; один из них — меркантильно изобличая душу человека, другой — вознося эту душу до изумительных вершин гениального творчества.

Но в то время когда первый рычаг делает поворот в определенную сторону, второй имеет два движения, т.- е. отклонение в сторону животного инстинкта, чувственности — области, которая в литературе всех веков и времен называется половым влечением, а также — в сторону поэзии.

И если бы нам удалось заглянуть в душу ребенка, начиная от первых дней пробуждения в нем

неопределенных ощущений полового развития, мы увидели бы, как это влечение развивается

последовательно, однообразно и картинно, изменяясь лишь от темпераментной акустики (звучания)

душевного мира ребенка. И здесь человек стоит на определенной ступени развития всех творений мира.

Вначале — бессознательная страсть, а потом и сознательная влечет ребенка к исканиям и слияниям с

противоположным полом, вынуждая мужчину искать общения с женщиной, женщину — с мужчиной. Разум— вот признак, отделяющий людей от других творений, и если он превалирует, господствует над

чувственными эмоциями человеческих страстей, то он может установить различие между человеком и

зверем.

Немногие из врачей даже могут отличить те серьезные моменты, которые определяют собою половое

влечение одного пола к другому.

Крафт-Эбинг убедительно доказал, что половые тяготения двух индивидуумов являются источником

реальнейших добродетелей, побуждают нас к идеальным устремлениям, служат источником поэзии,

религии, красивости.

— Куда бы нас завело образовательное искусство без половой базы. Чувственная любовь разжигает тот

огонек, за счет которого живут фантазия и впечатлительность и не одно подлинное произведение

искусства,— восклицает Крафт-Эбинг,— черпает свою темпераментность и теплоту в чувственности. Этим-

то и об'ясняется то, что поэты и художники, в массе своей, являются весьма эмоционально легко

возбудимыми индивидуумами, а по существу — чувственными натурами.

Половое влечение заложено в детском существе с первого дня рождения, но оно завуалировано летаргией

и пробуждается к жизни параллельно физическому росту ребенка, периодом, когда наступает зрелость, и

половые органы подвергаются раздражениям. Недаром величайший философ Эдуард Гартман в одной из

книг своих совершенно правильно уточняет, что стремление к половому удовлетворению, путем

совокупления, является инстинктом, заложенным в человеческой природе, вернее, „врожденным

инстинктом". Вот это бессознательное влечение одного к другому инстинктивно действует на развитие

половых органов и пользование ими.

Стр. 6 из 72

„Чего больше в любви,— восклицает Гартман,— страданий или удовольствий, удовольствий, которые

являются только кажущимися, солнечными зайчиками. Рассудок диктует нам необходимость избегать

любви. Не будь острых половых влечений, любящим лучше было бы кастрировать себя".

Те же пессимистические выводы делает и Шопенгауэр. Таким образом, мы констатируем, что и любовь, и

половое влечение являются как бы инстинктами „вырожденными" с той только разницей, что любовь

проявляется в чувственности нормальным путем и первым долгом — путем, указанным самой природой.

Вот эта чувственная любовь и является рычагом, движущим всем ходом Вселенной.

Стоило-ли бы искоренять чувственность, если бы это нам удалось? Я думаю, что Лев Толстой,

стремившийся для улучшения рода человеческого внести в нашу жизнь своей „Крейцеровой Сонатой"

реформы, не прав, ибо тенденция его к искоренению чувственности повела бы к понижению существа

человека и могла бы поставить его на равную с животными ступень.

Половое влечение, однако, ведет к большим заблуждениям и вовлекает людей в такие пороки, которые

ведут его к неестественным удовлетворениям, обостряющим чувственную склонность его до

сладострастных щекотаний и создают из культурного человека сластолюбца.

Вот этим-то вопросам, отклонениям человека в сторону извращенности, в сторону порочности — онанизму

и рукоблудию — я посвящаю настоящий очерк. Наша нервная система чрезмерно раздражена

современностью, и социальные условия нашего быта во многом способствуют указанным выше

отклонениям, которые ведут к серьезным заболеваниям и трагическим последствиям. В дальнейшем мне

удастся привести в этой книге ряд незыблемых примеров, которые подтвердят с беспощадной

очевидностью, куда может вовлечь человека половая извращенность, и перед глазами читателя возникнет

неведомая ему область, в которой он увидит себя, если он этой порочностью одержим, индивидуумом

крайнего падения и нравственного безличия.

Все, что я собираюсь изложить, не должно, однако, ввергать больного в ужас, наоборот, мое стремление

освободить человечество от оков предрассудка, от традиционной стыдливости и помочь исправлению

нашей молодежи, нашего юношества, целого класса молодых сил, завязших в тине онанизма и половых

извращений.

Мы, врачи, обязаны разумно вскрывать перед ними всю сущность ложного стыда, области которой Макс

Нордау посвятил немало убедительных страниц; мы обязаны это сделать не только в интересах науки, но и

для облегчения физических страданий человечества.

И недаром знаменитый берлинский врач, Леопольд Каспер, взывает к тому, чтобы скрытая половая жизнь

человека, придушенная элементами ложного стыда, была во что бы то ни стало обнажена и если не всем

обществом, то хотя бы врачами обсуждена в ряде дискуссий и докладов. Ханжи и лицемеры запрещают

своим детям читать и познавать истину половых вопросов, а мы считаем, что книги об онанизме не

порождали еще онанистов, а наоборот — отсутствие книг, незнакомство с ними, умножает количество

онанистов. Подавляющее большинство онанистов пытается освободиться от рукоблудия, едва только они

знакомятся с потрясающими последствиями этого порока. Чрезвычайно важно в период развития человека,

развития не только физического, но и духовного, являющегося залогом будущего человечества, подсказать

поколению, у которого пробуждается половая жизнь, те раз'яснения вопросов половой сферы, которые

могли бы направить его пути по правильным рельсам.

Можно считать счастливым того человека, кому воспитатели или родители подготовили этот путь с малых

лет для всей последующей жизни его.

У мужчины и женщины вопросы пола являются настолько значительными, что и государство, и семья, и

школа должны сделать все для обнажения ненормальностей половых извращений. Я знаю случаи, когда

онанизм, половые излишества и извращения до того опустошали души людей, до того понижали их

умственные способности, что они должны были отказаться от каких-либо надежд участвовать в

строительстве жизни, как активные члены ее. И вот такие случаи порождают у нашей молодежи нервность,

половые неврозы, ипохондрию и многое другое. Можно считать совершенно установленным, что половые

извращения по генеалогии отражаются наследственно на детях и даже внуках. Молодежь, предающаяся

онанизму, рано старится и умирает раньше времени. Я думаю, что врачи могут мои наблюдения

подтвердить и проиллюстрировать их целым рядом фактов, как следствие ужасного порока.

Я подхожу к этому вопросу не с точки зрения моралиста или глашатая нравственности, который считает

половые увлечения актом, несоответствующим назначению человеческой природы. Я указал выше, что

любовь неминуемо скрещивает свои эмоции с устремлениями к противоположному полу, что любовь без

этого полового слияния не достаточно обеспечивает гармонию и красоту, но я стремлюсь к тому, чтобы

бичевать ханжество, чтобы облегчить людям, страдающим „ложным стыдом", освободить себя от этих

предрассудков, я стремлюсь к тому, чтобы обнажить всю интимную сторону тех половых извращений,

которые низводят человечество до самоуничтожения, а, как врач, я стремлюсь к определению

разновидностей половых извращений, к определению патологических причин, заложенных в самом

организме, к выявлению случайных внешних причин, к анализу последствий онанизма, к диагностике

признаков этой болезни, к прогнозу (предсказанию) при онанизме и терапии (лечению онанизма).

Естественно, что профилактика (предохранительные меры) в данной книге будет играть доминирующую

(главную) роль.

Стр. 7 из 72

ЧТО ТАКОЕ ОНАНИЗМ

Как это ни покажется странным, слово „онанизм" на всех наречиях и во всех странах имеет один и тот же

филологический корень.

Когда мужчина раздражает внешние половые органы, вызывая излияние семени — мы это называем

онанизмом. У женщин это половое повышение, путем раздражения руками, либо вспомогательными

средствами, вызывается также искусственно и ведет к физическому удовлетворению. И те, и другие

сопровождают свои действия искусственно разогреваемой фантазией, дающей воображению

соответствующую картинность. У женщин этот акт проходит значительно острее, чем акт совокупления, т.-е.

тот акт, который сопровождается согласованным трением мужских и женских половых органов, и

естественнно, что при онанизме у женщин фантазия играет направляющую роль. И тот, и другой виды

онанизма у мужчин и у женщин, порождающие сладострастные воображения, условимся называть

„умственным онанизмом". Таким образом, мы устанавливаем, что онанизм бывает умственный и телесный.

На этом определение онанизма не кончается, так как мы знаем, что бывают случаи раздражения половых

органов органами суб'екта того же пола, и в этой части мы будем считать, что тут акт дополняется

умственным онанизмом, т.-е. воображаемым, так как люди одинакового пола искусственно вызывают друг у

друга необходимое раздражение для удовлетворения. Это и есть половая психопатология. В древнем

завете (1 кн. Моис, гл. 38,9), где речь идет об Онане Сильном, сказано: „Онан стремился к тому, чтобы,

совокупляясь с женой своего брата, не утрачивать своего семени. Он заставлял семя изливаться вне

полового общения. Под этим видом совокупления мы, конечно, не подразумеваем онанизма, это скорее

„недоконченное совокупление", а не онанизм и не рукоблудие (мастурбация), т.-е. трение рукой (manus —

рука). В дальнейшем слово „мастурбация" имеет и другое значение, т.-е. определяет собою трение рукой

сосков женских грудей, при чем этот акт дает рафинированный (утонченный) эффект.

Сам Вольтер, знаменитый поэт и один из виднейших энциклопедистов, написал для одного философского

словаря статью „Об онанизме", в которой он дает оригинальное толкование рассказа об Онане. Вольтер

устанавливает, что рукоблудию одинаково подвержены и люди, и обезьяны. В дальнейшем я укажу, что

умозаключение Вольтера будто только обезьяны предаются онанизму — ложное и что онанизм является

весьма распространенным актом среди многих животных.

Наиболее точным определением, что такое онанизм — я считаю определение Пуллета, который говорит,

что онанизм — это противоестественный акт, выполняемый рукой или языком, или помощью какого-либо

футляра или другого инструмента и вызывающий судорогу половых органов, т.-е. сокращение их. Этот акт

может быть выполнен лично, т.-е. одним человеком, либо в сотрудничестве с другим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: